Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античность и правильность



Античное грамматическое искусство связано с античной философией, дающей форму первоначальной категоризации вселенной. Античное грамматическое искусство предполагает не объяснение строения языка, а лишь установление правил пользования языком и создание правильной речи. Грамматическое искусство - искусство построения литературно правильных высказываний.

Правила грамматического искусства создаются только для языка данной культуры. Перенос правил пользования с языка на язык запрещается - в этом отличие этого этапа от других этапов развития знаний о языке.

Главный вопрос грамматического искусства античности - проблема правильности литературной речи. Она понимается по-разному в разных культурах, но в разных традициях есть важные общие черты:

1. Грамматическая правильность отделяет литературную правильную речь от неправильной. Под правильной речью фактически понимается общезначимая письменная речь, не зависящая от диалектов и просторечий. Правильность этой общезначимой письменной речи сформулирована грамматическим руководством.

2. Источник правильности общезначимой письменной речи понимается двояко: а) как общие принципы построения системы языка, данные грамматическому искусству извне (в виде канона (Китай), сакрального характера речи (Индия) или эстетического совершенства речи (греко-лат.мир)), б) как наблюдение над текстами, освященными авторитетом, причем последнее либо необязательно, либо соединено с общим принципом развития мысли, либо применяется как серия компромиссов, подчиненных общему принципу.

3. Создание грамматически правильной литературной речи либо исходит из мировоззренческого содержания образцового текста, взятого для наблюдения то ли в сакральной практике (Индия), то ли в гос.идеологии (Китай), либо исходит из нужд познания (греко-лат.мир).

Эти общие черты формируют принципы грамматического искусства античности.

26. Философия языка и общие принципы грамматики в европейском раннем Средневековье

В Ср. вв. – догматическое влияние христианства. Всё подчинялось этому, и в Зап., и в Восточной Европе. Но дело этим не ограничивалось. Гуманитарные науки стали в центре Европ. культуры – тот самый трилиум (философия, риторика, грамматика). В языкознании люди Средневековья стремились увидеть универсальное, некую общую теорию. Это была единая тенденция всей европ. науки, и на Западе, и на Востоке.

V в – большую роль сыргали Боэций и Кассиодор (христиане из знатных римских семей).

Боэций «Утешение философией»

Кассиодор: «Наставления в науках божественных и светских». 2я часть книги сыграла большую роль – рассуждения о том, какие науки процветали и могли быть использованы; основал школу. Его труды переписывались и читались. Разделил все искусства на свободные и механические.

Механические (практическая деятельность) – земледелие, охота, навигация, сукноделия и др.

Свободные: тривиум: а) Грамматика (иск-во правильно говорить, читать и писать)

б) диалектика (мыслить)

в) риторика (говорить и мыслить)

квадривиум: арифметика, астрономия, геометрия, музыка.

VII в – Б е да Достопочтенный – 45 трудов по теологии, физике и философии. «Церковная история английского народа»

VIII в – Алкуин – учился в школе Беды, создал учебники по грамматикие, риторике и диалектике; задачники по арифметики и геометрии.

VIII – нач. IX в – Каролингское Возрождение (массовое обучение латыни, создание бесплатных школ и экзаменов). Цель – возрождение Римской империи.

843г. – Верденский договор (описание разделения Карла Великого между наследниками) на 4х языках: лат, греч, нем, ит. Юридические тексты записываются на лат языке, появляются вставки на народном языке (глоссы => глоссарии (2-язычные словари, существуют сначала как примечания к текстам)

VII в - Исидор Севильский «Этимология или начала». 20 томов. Своеобразная энциклопедия всех имеющихся вариантов написания и знания. 1 том: филология и грамматика, пересказ идей Доната и Присциана.

X – XI вв. – после Каролинг. Возрождения начинают развиваться так называемые общие школы (универсальные) – университеты (были платными, привилегии от императоров).

Парижский, Белонский, Салернский, Оксфорд, Кембридж, Венский. Сначала учили только свободным искусствам.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 515 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...