Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика современной зарубежной философии



Понятием современная философия принято обозначить философскую мысль, начиная с 90-х годов XIX в. до наших дней. Ее главные отличительные черты обусловлены особенностями развития в это время культуры, науки, техники и всей человеческой деятельности. Данный этап человеческой истории — это предельно противоречивое время, ко­гда происходят революционные изменения в самых различных об­ластях жизни людей.

В современной философии нашли отражение реальные процессы и противоречия развития общества, науки, культуры. Это - возникновение единого мирового рынка, транснациональных объединений и вместе с тем глубокая социально-экономическая дифференциация как между странами, так и внутри них. Это- обострение социальных конфликтов, разгул милитаристской психологии, кровавые катаклизмы прошлого века. Это - стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой, к созданию оружия массового уничтожения, средств манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Это- интернационализация культуры и культурной жизни и вместе с тем межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Эти и другие процессы поро­дили в современней философской мысли самые противоречивые тенденции и ориентации, переоценку ценностей и смену парадигм, то есть характер постановки философских проблем и путей их решения.С этого времени начинается переход от классической философии, с ее опорой на разум, и в своем высшем развитии, представленной Гегелем и Марксом, к неклассической философии.

Для нее характерен отказ:

(1) от рационализма как единственного и определяющего способа философствования, признающего разум основой познания, по­ведения и деятельности людей;

(2) от жесткой идеологической детерминации, когда любая филосо­фия рассматривается в качестве мировоззрения, носящего строго определенный «партийный» характер и служащего интересам того или иного класса;

(3) от жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм;

(4) от догматизма в философствовании, с непременной ссылкой и опорой на ка­кие бы то ни было авторитеты.

Для современной западной философии характерны следующие черты.

1. Плюрализм в философском мышлении. В современном мире существуют разнообразные философские направ­ления, концепции и школы такие, как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм (от лат. scienta — наука) ориентирован на естествознание, опирается на научные предпо­сылки и является главным образом продолжением позитивизма. Антисциентизм, напротив, ищет опору в иррациональных и интуитивистских предпосылках и положениях. При этом современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она не без основания полагает, что помимо научного знания существует множество дру­гих видов человеческого познания мира и самого человека, спо­собных раскрыть их с разных сторон. Другими словами, много­гранный мир можно познать только посредством многообразных форм познания.

Плюрализм философии рассматриваемого периода выражается также в том, что с развитием науки, культуры, человеческого опыта и, конечно, самой философии все новые и новые объекты стано­вятся предметом ее изучения. В свою очередь это влечет за собой увеличение различных философских концепций и теорий. Например, появившиеся в XX в. философия жизни, фило­софия культуры, философия политики, философия техники, фило­софия науки и многие другие.

2. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) современной философии. Различные школы и направления терпимо относятся друг к другу и не стараются вступать в резкое противоборство меж­ду собой. Во многом благодаря тому, что сегодня часто стираются жесткие грани между рационализмом и эмпиризмом, научностью и иррационализмом даже внутри одной философской школы. Совре­менные философские течения все больше основываются на диалоге как главном способе взаимодействия между собой. Диалог часто имеет место не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.

3. Интегративностъ современной философии является также ее важной чертой, которая особенно проявилась во второй половине XX столетия. Этому во многом способствовало утверждение в науке этого периода принципов синергетики, математизации научного знания, принципа универсального эволюционизма, системного подхода и других методов. Их утверждение в конкретных науках способствовало интеграции философии с естественными и гумани­тарными науками.

4. Антропоцентризм современной философии, означающий, что в центре ее идей и размышлений находится человек, его сущность и существование, цель и смысл его жизни и деятельности. Филосо­фия этого периода рассматривает человека во всей его целостности и противоречивости, в качестве и субъекта и объекта истории. Она исследует самые разнообразные отношения человека не только с миром, но и с самим собой. В своем объяснении и понимании че­ловека философия конца XIX—XX вв. использует самые разнооб­разные формы и методы, соответствующие многообразным прояв­лениям человеческой жизнедеятельности. (См.: Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П.Ратникова.-3-е изд., М.С.195-196.)

Таким образом, составной частью этой современной западной философии становится критика философской классики с ее культом разума, верой в возможности его совершенствова­ния, убежденностью в том, что именно разум - лучший инструмент пре­образования жизни.

Вместе с тем, антиклассической критике противостоит множество идейных движений, направленных на защиту и развитие основных принци­пов и ценностей классической философии.

В современной философии обычно выделяют такие типы философских направлений, как сциентистские (от английского science - наука) или рационалистические, антропологические и религиозно-философские.

Сциентистские направления разрабатывают в основном философскую проблематику науки. Антропологические исследуют философские проблемы человека, сущности его бытия. Религиозно-философские ориентированы на философское обоснование религии и связанных с ней проблем. На основе проблематики этих философских школ, а частично и их опровержении воз­никли и самые современные философские школы, такие как структурализм, герменевтика и другие.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 1494 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...