Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие марксизма в России. Философские взгляды В.И. Ленина



В Россию марксистская теория стала проникать в 80-е годы по инициативе прежде всего Г.В. Плеханова и его единомышленников. Русские марксисты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуще­ствить социалистическую революцию. В отличие от народников, мар­ксисты стремились опираться не столько на меньшинство (революци­онная интеллигенция), сколько на большинство (народные массы). Они полагали, что противоречивое и конфликтное развитие капита­лизма неминуемо приведет к социальному взрыву и революции, пост­роению в России социализма.

Особое место в истории русского марксизма занимает деятель­ность В. И. Ленина.

Ульянов Владимир Ильич (Ленин) – (1870-1924) – революционер, организатор партии большевиков в России, философ, первый руководитель Советского государства. Родился в Симбирске в семье дворянина, инспектора народных училищ. Старший брат Александр – казнен (1887) за участие в подготовке покушение на царя. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Казанского университета, откуда был отчислен за участие в студенческих волнениях и был выслан в д. Кукушкино Казанской губернии. Там он знакомиться с произведениями Маркса и Энгельса, вступает в марксистский кружок. В 1891 году экстерном сдает экзамены по курсу юридического университета Петербургского университета и стал работать помощником присяжного поверенного в Самаре. В 1893 году переезжает в Петербург и организует «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Одновременно работает в Российской национальной библиотеке, собирает материал для книги «Развитие капитализма в России». В начале декабря 1895 года арестован, в 1897 году выслан в Сибирь, где находился три года. За это время написал более 30 работ, в том числе «Развитие капитализма в России». Вернувшись из ссылки в 1900 году, уезжает за границу, где издает газету «Искра», пишет ряд работ, где развивает идею революционной борьбы, диктатуры пролетариата, развивает философские идеи марксизма. В 1903 году на съезде РСДПР была создана партия большевиков во главе с Лениным. С 1912 года занимается изданием газеты «Правда» в г. Кракове. В 1917 году возвращается в России и организует подготовку Октябрьской революции. После победы революции Ленин стал во главе Советского государства. В мае 1923 года в связи с тяжелым состоянием здоровье переехал в Горки (под Москвой), где и умер 21 января 1924 года.

Ленинизм в России — это марксизм эпохи подго­товки и попыток практического осуществления пролетарских рево­люций в некоторых странах Европы. На этом этапе марксистское уче­ние обрело еще более приземленный характер, что было обусловлено решением конкретных проблем социальной и политической практи­ки. Философские и социально-политические взгляды Ленина изложе­ны, прежде всего, в таких его работах, как «Материализм и эмпири­окритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция». Ленин был не только ученым, но, прежде всего — революционером радикального толка. Вполне естественно, что и его мировоззрение носило максималистский характер, а в марксистской теории он видел в первую очередь инструментальную функцию, которая обслужи­вала бы практику политической борьбы.

Научно-публицистическая деятельность Ленина началась в 1893—1894 годах, его полемическими выступлениями идеологов либерального народничества — К. Н. Михайловского и др. В этой полемике речь шла о применимости или неприменимости к России социально-экономического учения марксизма: пойдет ли Россия по пути к капитализму? Это было продолжение старой темы, спора западничества и славянофильства, но в новых условиях. Роль западников теперь на себя взяли марксисты, представителями славянофилов выступили народники.

Ленин почувствовал себя марксистом уже в гимназические годы, когда впервые ознакомился с «Капита­лом» и другими произведениями Маркса и Энгельса. С юных лет Ленин обладал огромной волей и целеустремленностью, не давая себя «сбить» никакими другими идеями, которые он мар­ксистскими не считал. В этом, безусловно, была сила Ленина, но и определенная его ограниченность. В полемике со своими оппонентами, тем более идеологическими и политическими противниками (если он их признавал таковыми) Ленин был крайне резок, даже груб.

К 1898—1899 годам Ленин был уже автором крупных со­циально-экономических трудов, из которых следует особо вы­делить большую книгу «Развитие капитализма в России». Вли­яние на автора этой книги «Капитала» Маркса несомненно. В этой и других работах 90-х годов Ленин собственно философ­ские темы еще не затрагивает. Ими он вплотную занялся деся­тилетием позже — после поражения первой русской революции, т. е. в 1908—1909 годах. В мае 1909 г. под псевдонимом Вл. Иль­ин выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокрити­цизм» — основной его труд по философии (не считая «Фило­софских тетрадях» — ленинских конспектов философской ли­тературы, для печати не предназначавшиеся).

В центре «Материализма и эмпириокритицизма» — пробле­мы теории познания (гносеологии). Марксизм, настаивает Ле­нин, имеет свою философию — диалектический материализм. Попытки «дополнить» марксизм другими философскими построениями отвергаются Лениным как теоретически несо­стоятельные и политически реакционные. Непосредственным объектом ленинской критики является эмпириокритицизм — философская теория, ставившая себя «над» противоположно­стью материализма и идеализма, но в действительности явля­ющаяся одной из разновидностей субъективного идеализма.

Ленин развил и обосновал важнейшие положения философии марксизма: основной вопрос философии, категории (материя, сознание, опыт, и необходимость), теорию познания, особенно роль практики в познании, место и роль ощущений, проблему истины. Процесс познания физических, химичес­ких, биологических свойств материи бесконечен. У материи нет неизменных свойств, кроме одного: быть объективной реаль­ностью, существовать независимо от сознания и быть познава­емой сознанием. Но это свойство — не физическое и не хими­ческое, а гносеологическое, и оно не может «исчезнуть». По­этому, заключает Ленин, с расширением границ познания, с открытием наукой новых, ранее неизвестных свойств матери­ального мира исчезает не материя, а тот предел знаний о мате­рии, который у нас был раньше. Передвигаются, изменяются границы познанного. Вместе с ними передвигаются границы между субъектом и объектом, свободой и необходимостью.

Ленин так же продолжил разрабатывать философские проблемы истории и общества, которые коренным образом повлияли не только не историю нашей страны, но и на весь мир. Так он разработал учение об империализме как о высшей стадии капитализма («Империализм как высшая стадия капитализма»), выделили ряд его признаков: 1) концентрация производства и капитала, приведшие к образованию монополий, 2) слияние банковского и промышленного капитала, 3) вывоз капитала играет особо важное значение, 4) образуются международные монополистические союзы капиталистов делящих мир, 5) закончен раздел мира крупнейшими мировыми державами.

Важное место в общественном прогрессе Ленин отводил революциям. Ленин разработал учение о революционной ситуации, выделил ее признаки: 1) «кризис верхов», т.е. невозможность господствующих классов сохранить сое господство (когда «низы» не хотят, а «верхи» не могут жить по старому), 2) обострение выше обычного нужды и бедствия народных масс, 3) значительное повышение политической активности народных масс. Не всякая революционная ситуация переходит в революцию.

Ленин, считал, что социализм не может вырасти из капитализма. В капитализме могут лишь возникнуть предпосылки для построения социализма, что бы общество перешло к социализму нужно организовать подьем революционной инициативы. Для этого необходимо внести идеи социализма в народные массы и организовать рабочих на борьбу. Для этого необходимо организовать партию. Однако Ленин абсолютизировал революционный путь развития и недооценивал реформаторский.

Так же Ленин обосновал учение о революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства как о переходном типе власти от империализма к коммунизму, которая должна утвердиться в результате победы революции гегемоном выступит рабочий класс. В ходе революции должен быть уничтожен угнетательский аппарат власти. Власть народа должна осуществляться через власть Советов. Особая роль в таком обществе должна принадлежать рабочим как гегемону. Ленину принадлежит так же мысль о мировой пролетарской революции. Однако после свершения переворота в Октябре 1917 года он пересмотрел свою точку зрения. От идеи мировой революции он перешел к идеи мирного сосуществования с капиталистическими странами.

Оценка марксизма в наши дни. В современные дни наследие К. Маркса, Ф. Энгельса оценивают крайне неоднозначно. Одна из точек зрения – крайне негативная, где марксизм представляется полностью изжившим себя учением, а его создатели подвергаются всяческому осуждению. Другая противоположность – оценка марксизма как единственно правильного учения, которое не может подвергаться критике. Такой неоднозначный и политизированный подход определяется во многом попыткой построить коммунизм в Советском Союзе.

Однако представляется более верным оценить, что в марксизме на сегодняшний день не выдержало проверкой историей, а что продолжает оставаться актуальным. Следует отметить, что критика марксизма возникла сразу же в момент его появления. Так, одним из критиков был русский философ Бердяев Н.А. Так же нельзя не согласиться и той точкой зрения, что в Советском Союзе попытки построить коммунизм опирались не на классический марксизм, а на искаженное учение, отдельные идеи и цитаты. На искаженное понимание марксизма в России указывал еще Н.А. Бердяев. На деле же в Советском Союзе существовало тоталитарное государство, очень далекое от идей коммунизма.

Другая проблема, насколько оправдали себя идеи Маркса, Энгельса, Ленина, насколько они выдержали проверку временем и научными дискуссиями? Представляется, что положительной стороной марксизма является диалектический материализм как метод философского мышления, теория познания, материалистическое понимание мира. Большим вкладом в развитие философии истории, теории развития является материалистическое понимание истории. Впервые Маркс и Энгельс попытались выделить объективные механизмы в историческом процессе, рассмотреть общество как сложную взаимосвязанную структуру, попытались выделить вектор исторического развития. Однако некоторые выводы сделанные Марксом оказались ошибочные, они не подтвердились ходом развития ряда стран. В частности это идеи о коммунизме как перспективе всего человечества, подвергаются сейчас критике и представление о преобладающей роли экономического фактора в развитии общества, недостаточно уделялось в марксизме роли личности в истории и др. Более представляется, что нельзя осуждать создателей марксистского учения за эти «ошибки», поскольку они видели общество на свой момент развития и делали выводы то из чего выдели: тяжелую жизнь рабочих, отсутствие механизмов разрешения социальных противоречий, кризисы перепроизводства. Они не могли предполагать, что общество найдет другое решение этих проблем, чем, нежели социальная революция. Марксизм сыграл большую роль, но ни одно учение не может рассматриваться как универсальное. С развитием общества любая философская система устаревает, поскольку жизнь выявляет новые особенности нашего существования. К марксизму необходимо относиться как к важному этапу развития философии.

@Задания к тексту параграфа:





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 1431 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...