Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные идеи философии марксизма



Прежде всего философия марксизма представляет собой диалектико-материалистическое мировоззрение. Марксистская философия отрицает существование каких-то неизменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует в виде большого разнообразия вещей, явлений. Материя существует объективно, она неуничтожима и вечна. Одной из важнейших характеристик материи, считали Маркс и Энгельс, является движение. Благодаря движению различные формы материи превращаются друг в друга. Мир является движущейся материей или материальным движением. Важной заслугой Маркса и Энгельса является применение к материализму законов диалектики. Материалистическая диалектика – это наиболее общая теория развития. Ранее, материализм был в основном метафизическим, а диалектика идеалистическая. Маркс и Энгельс соединили в едино учение о развитии и учение о материальности мира в единое целое. Они обратились к учению Гегеля о развитии, о противоречии, о законах развития. Однако Маркс и Энгельс применили законы Гегеля к материальной сфере жизни общества. Они рассматривались весь мир, общество как постоянное развитие материи. Марксизм рассматривает мир не как нечто статичное, состоящее из готовых предметов, а как совокупность постоянных процессов, которые изменяют весь мир. Для этого развития характерно взаимосвязь всех сторон явлений, для развития характерны такие явления как скачкообразность, столкновение различных сил и тенденций. Марксистская философия исследует законы и категории диалектики, основные диалектические принципы – принцип связи, развития. Законы диалектики Маркс и Энгельс применяли к развитию природы, общества, мышлению. Они исследовали многочисленные формы противоречий и различные способы перехода от одного качества к другому, различные случаи отрицания отрицания. Так, например, на примере развития общественных отношений, они показывали, что накопление капитала и товара в руках владельцев происходит формирование новых производственных отношений.

Законные диалектики Маркс и Энгельс применяли, исследуя теорию познания. Они рассматривали теорию познания как результат практической деятельности людей, отмечали необходимость единства теории и практики. Практика, по Марксу является основой познания и критерием истины. В процесс познания они выделили два этапа: эмпирический и теоретический, показав особенности каждого этапа. Важным является в марксизме теория истины, которую они понимали как единство относительной и абсолютной истины. Абсолютная истина относительна в своих пределах, поскольку складывается из относительных истин. Таким образом, Маркс и Энгельс пытались объяснить бесконечность процесса познания с точки зрения позитивного отношения к познаваемости мира и преодолеть отрицание возможности познания мира.

Марксистскую философию отличает качественная трактовка сущнос­ти человека. В предшествующей философии человек рассматривался с пози­ций зависимости либо от аб­солютного духа, либо от природы. Философам (и материалистам и идеа­листам) подлинно человеческим в человеке представлялось духовное начало, создающее высшие формы творчества и культуры. Согласно Марксу, человек – это природное существо, часть природы. Однако одновременно - существо деятельное и социальное, которое живет в обществе. Практическая деятельность человека меняет не только окружающую природу, но и общественные отношения. Человек – существо активное, деятельное, основной формой деятельности человека является труд. Такой подход к осмыслению сущности человека послужил основой качественно нового понимания истории.

Материалистическое понимание истории - одно из важнейших прояв­лений своеобразия философии марксизма. До Маркса и Энгельса все мыслители, как материалисты, так и идеалисты рассматривали главным в историческом процессе сознание людей. История в основном рассматривалась как деятельность великих людей – царей, королей, их фаворитов. До марксизма историки практически не задумывались, как связана между собой экономическая стороны жизни с культурой, религией и др. Не рассматривали соотношение субъективных и объективных факторов исторического процесса. Марксизм впервые рассматривал общество как единое целое различных институтов: экономики, культуры, политики, религии. Основой всего и определяющей является экономика и она определяет развитие культуры и социальных институтов и др. Маркс и Энгельс исходили из того, что прежде чем заниматься наукой, религией, люди должны есть, пить, одеваться, иметь крушу над головой. Поэтому труд и экономические отношения являются основой общественной жизни. Маркс и Энгельс вводят такие понятия как общественное бытие и общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, способ производства. В процессе производства люди (производительные силы) вступают между собой в определенные отношения (производственные отношении). На каждом этапе развития общества существует свой уровень развитие производительных сил – уровень мастерства людей, наличие орудий производства (станки, орудия, методы обработки материалов) и им соответствуют производственные отношения, которые возникают между людьми в ходе производства материальных благ (например, отношения между рабом и рабовладельцем, рабочим и предпринимателем). Все это составляет способ производства. Способ производства определяют политические, культурные, социальные процессы жизни общества. С изменением экономической основы общества происходит переворот в надстройке.

История общества представляет собой последовательную смену способов производства. Совокупность производительных сил, производственных отношений, социально-культурных, политических процессов образуют определенную историческую ступень развития, которую Маркс назвал формацией. Классический марксизм выделял пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, Феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Высшей формацией должен стать коммунизм, которой положит конец несправедливому обществу и создаст общество, где не будет место социальному неравенству. Основой движения от одной формации к другой является конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который возникает на определенном этапе развития. Смена одной формации на другую происходит путем социального конфликта или революции. Большую роль здесь играет классовая борьба. Маркс полагал, что в соответствии со своими объективными инте­ресами люди в обществе подразделяются на определеннее классы, кото­рые могут находиться между собой в антагонистических и не антагонистических отношениях. Между антагонистическими классами возникает классовая борьба, которая завершается социальными революциями и сменой общественно-экономических формаций. Решающая роль принадлежит роль рабочему классу. Переход к коммунизму должен произойти через революционную борьбу.

Такой подход, по мнению марксистов, дал возможность увидеть в многообразии истории стран и народов единство этой истории и универсальность ее движущих сил. Маркс, опираясь на историю западноевропейской культуры (что, в общем-то, имело ограниченный характер), попытался определить направ­ленность развития общества. Он пришел к выводу, что общество, достиг­нув высокой степени своей материальной и культурной зрелости, решит проблему жизнеобеспечения и поставит во главу человека, создаст ему условия для всестороннего развития и проявления его способностей. Это будет общество «реального гуманизма», в котором свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 351 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...