Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Школы книжной миниатюры



Придворная. Произведения придворной школы группируются вокруг "Коронационного Евангелия" (конец VIII в., Вена). Венский кодекс украшен миниатюрами, исполненными в свободной живописной манере. Благородная представительность и объёмность фигур, пейзажные фоны, отсутствие символов евангелистов говорят о том, что миниатюрист опирался на образцы, восходящие к очень раннему времени.

Миниатюра со Святым Иоанном в имперском Евангелии () Является примером мастерства художника: она, как и остальные портреты, выполнена в «античном» стиле и производит сильнейшее впечатление глубиной перспективы. Скамеечка для ног евангелиста выходит за пределы рамки, виден солнечный просвет в небе.

Величавый стиль миниатюр Венского кодекса сменился на страницах "Евангелия" в сокровищнице собора в Ахене (ок. 810 г.) более спокойной атмосферой. Чувство прозрения, напряжённого ожидания, которым проникнуты евангелисты, ясно указывает, в каком направлении происходила переработка позднеантичного наследия.

Своей вершины эта струя достигла в рукописях реймской школы. Реймские мастера наполнили своё искусство особой взволнованной атмосферой, обрели свободу интерпретации в рамках сложившегося канона. Евангелисты на страницах знаменитого " Евангелия Эббона " (до 835 г., Эперне) пишут свои книги или прислушиваются к глаголящим им свыше голосам в состоянии почти экстатического вдохновения. Фигуры стремительно развёртываются в пространстве, складки одежд беспокойно обвивают тело, пейзаж наполнен нервным движением. Главными выразительными средствами реймских мастеров выступают линия, быстрый короткий штрих, внезапно возникающее из перелива тонов и цветных линий красочное пятно. Восприятие мира миниатюристами реймской школы обострено, в их интерпретации на первый план выступает непосредственно понятое и убедительно драматическое переживание.

Евангелие Эббона. евангелисты Матфей (слева) и Марк (справа), Лука (слева снизу) и Иоанн (справа снизу)

Наряду с Евангелием наиболее излюбленным объектом иллюстрации в средние века была Псалтирь. Её поэтические тексты, наполненные символами и аллегориями, ставили сложные задачи перед миниатюристами. В каролингский период возникло 2 наиболее полно иллюстрированных манускрипта этого ветхозаветного сочинения: кодекс, хранящийся в Университетской библиотеке Утрехта (ок. 830 г.) и современный ему список в Штутгарте. " Утрехтская Псалтирь " оставила неизгладимый след в средневековом искусстве. Иллюстрации рукописи исполнены пером и относительно свободно разбросаны по странице. Перемежаясь с текстом в виду широких лент, они возникают подобно изобразительным комментариям древних свитков. Но писец и художник исходили из разных источников: изобразительный ряд не всегда совпадает с текстом. Рисунки то пространно иллюстрируют толкование, отсутствующее в рукописи, то отличаются наивным буквализмом. Каждый псалом сопровождается изображением динамично сменяющих друг друга эпизодов. Исполненные в эскизной манере, рисунки рождают ощущение вдохновенной импровизации, хотя мастера с завидной изобретательностью варьировали небольшое количество образцов.

В 40-е годы пальма первенства перешла к школе Тура (до 853 г.), затем к так называемому скрипторию Карла Лысого, местоположение которого нельзя считать твёрдо установленным. В Туре мастера следовали по стопам дворцовой школы, знали древние рукописи, а также сумели усвоить уроки реймских художников. Стиль миниатюр турской школы - степенный и торжественный, композиции отличаются ясным построением, каждая сцена полна значительности. Фигуры движутся с достоинством, страсти и волнения разрешаются в величавом спокойствии главного действующего лица. Важной чертой турских произведений стало новое восприятие изображаемого пространства. В середине IX века ряд примечательных кодексов вышел из соборного скриптория в Меце. Для архиепископа Дрогона, внебрачного сына Карла Великого, здесь был создан наиболее значительный манускрипт – "Сакраментарий". Рукопись снабжена большим количеством крупных инициалов, содержащих повествовательные сцены. (Сакраментарий архиепископа Дрогона)

Библия Вивиана. Создавая сцену поднесения графом рукописи Карлу Лысому, художники руководствовались уже "иерархическим" пониманием пространства. Фигуры расположены в пределах коспозиции снизу вверх, одна над другой, в зависимости от положения и сана. Осенённый божественной десницей Карл Лысый, восседая вверху на троне, превосходит остальных персонажей ростом.

(Царь Давид, играющий на арфе. // Сцены из жития св. Иеронима (создание Вульгаты).

Ораторий Жерминьи-де-Пре является важным и интересным памятником не только по причине малого количества сохранившихся построек эпохи Каролингского Возрождения, но и по причине уникальных архитектурных влияний, воспринятых им на протяжении его истории. Архитектура часовни уникальна среди Каролингских построек: давление старых Романских зданий уходит, открывая дорогу Вестготским, Византийским, Армянским, Мавританским веяниям. Черты восточной архитектуры угадываются в подковообразной форме арок и удивительной мозаике в апсиде. Общий план отсылает к архитектуре Армянских церквей.

Ораторий был выстроен греческим крестом в плане, организуя центральное пространство, измеряемое 32 шагами в каждую из сторон света. Рукава креста заканчивались апсидами (сохранившимися по сей день) с двумя прилегающими, но более маленькими апсидами (ныне разрушенными) в западной части. Над порталом сохранилась надпись: «Я, Теодульф, посвящаю этот храм славе Христовой. Все заходящие в этот храм, помните меня».

Интерьер, при входе с западного портала, не поражает роскошью: неф является поздней пристройкой. Несущими конструкциями являются внешние стены и четыре столпа, на которых покоится световая башня с высокими окнами. Надпись на северо-восточном столпе гласит: «Эта церковь освящена 3 января» и продолжается на противоположном, юго-восточном столпе: «в 806 году молитвами святых Женевьевы и Жермена». Однако, исследователи полагают, что это копия оригинальной надписи, выполненная в XIX столетии.

Интерьер был богато украшен фресками и рельефами в технике «стукко», а кульминацией декора служила мозаика, выполненная в центральной апсиде. Эта уникальная композиция не имеет параллелей и аналогов в искусстве Франции и была выполнена мастером с востока. Возможно, он бежал сюда, спасаясь от иконоборчества, бытовавшего в то время в Византии. Мозаика выполнена из кусочков стекла и цветного камня, прежде всего золотого, черного и голубого. Стиль мозаики близок к памятникам Греции и Иордании V века, а также к мозаикам Санта-Мария Маджоре в Риме (которые Теодульф видел за несколько лет до создания церкви Жерминьи-де-Пре.)

Сюжет мозаики уникален: он изображает Ковчег Завета. Фоном композиции служит звездное небо, откуда спускается благословляющая десница Господа. Два ангела окружают Ковчег, их расправленные крылья смыкаются на небесном фоне, одежды развеваются. Два маленьких Херувима стоят на крышке Ковчега и взирают на него с высоты. Сам Ковчег Завета изображен в виде золотого сундука с боковыми ручкам. Вдоль края мозаики тянется надпись на латинском «ORACLUM SCM ET CERUBIN HIC ASPICE SPECTANS ET TESTAMENTI EN MICAT ARCA DEI HAEC CERNENS PRECIBUSAQUE STUDENS PULSARE TONANTEM THEODULPHEM VOTIS IUNGITO QUAESO TUIS» и, которая в переводе звучит как «Смотри и созерцай святое пророчество с Херувимами и Блистающим Ковчегом Завета Господа. Перед этим зрелищем постарайся коснуться Владыку Грома (перевод требует уточнения) в своих молитвах и, я молю тебя, помни Теодульфа в твоих молитвах».

Раба́н Мавр (Храбан Мавр, лат. Rabanus (Hrabanus) Maurus) (ок. 780, Майнц, Франкское государство — 856, Восточно-Франкское королевство) — немецкий богослов IX в., ученик Алкуина, аббат Фульды (822—842), архиепископ Майнцский (847—856), учёный, латинский писатель, педагог, поэт, деятель «Каролингского возрождения». Автор одной из первых средневековых энциклопедий. Упоминается Данте Алигьери в кантике Рай «Божественной комедии».

Достигнув 25 лет, святой Рабан сподобился дьяконского рукоположения. Примерно в это же время он завершает работу над своим первым произведением — „ О похвале Святому Кресту “ (De laudibus sanctae crucis). Это творение в форме фигуративных стихов (carmina figurata), которые могут читаться не только по вертикали и по горизонтали, но и крестообразно. Над созданием „Похвалы“ Рабан трудился вместе со своим другом и соучеником монахом Хатто.

Именно Евангеларий Годескалька знаменует собой рождение аутентичного каролингского стиля. В своей работе Годескальк ориентировался на позднеантичные образцы. Иллюстрации Евангелария Годескалька являются результатом работы профессионального художника, а не удачей талантливого дилетанта. На листе с Христом благословляющим наблюдаются и геометрически грамотный подход к формированию перспективы, и светотеневая проработка одеяний и открытых частей тела Христа.

Знаменитый лист с Источником Жизни удивляет тщательно выписанными представителями пернатого царства. В отличие от своих англо-ирландских коллег Годескальк и его мастера стремились к известному реализму при изображении птиц, спешащих испить из Источника Жизни, каковой является аллегорией четвероевангелия – книги спасающей, удовлетворяющей духовную жажду. Павлин, удод, аист, фазан, голубь, пеликан вполне различимы в своих неповторимых видовых признаках – по крайней мере, иллюстраторам многих позднейших бестиариев не зазорно было равняться на этот образец.

источник жизни Христос благословляющий Лука

Цветовую гамму Евангелия Годескалька можно охарактеризовать как сдержанную, прохладную. В массивных прямоугольных рамках, окружающих иллюстрации, комбинируются три основных типа элементов: упрощенный растительный узор средиземноморского типа, ирландская "плетенка" и оригинальные, не без претензий на трехмерность "цилиндры" (особенно отчетливо они видны в раме вокруг Источника Жизни). Значительно оживляет иллюминацию хрисография (греч. "письмо золотом") – так, Христос благословляющий окружен золотой рамкой, золотом также написан его нимб, подножие трона, зубцы стены Иерусалима на заднем плане, подушка на сидении и надпись IHS XPS.

К сожалению, стиль Годескалька ушел в могилу вместе с самим Годескальком, закрывая первую, но очень яркую эпоху в развитии декоративных техник каролингского манускрипта.

Манускрипт, известный как Евангелие из монастыря Св. Медарда в Суассоне (Париж, Национальная библиотека), был создан мастерами Придворной школы за несколько лет до Лоршского Евангелия, однако он не уступает лоршскому ни мастерством исполнения, ни художественной убедительностью иллюстраций. Будучи подарен монастырю св. Медарда Людовиком Благочестивым примерно через четверть века после своего создания, он получил свое название по имени суассонской обители. Набор иллюстраций вполне традиционен: крупные инициалы в начале разделов, портреты евангелистов и таблицы канонов. Евангелисты здесь поданы весьма экспрессивно. Художнику удалось объединить фигуры евангелистов и их символы в единое пространство творческой коммуникации: так, позы льва и прислушивающегося к нему св. Марка комплиментарны, человек и небесный посланец дополняют друг друга в мистическом процессе передачи Откровения.

Среди самых роскошных миниатюр Евангелия – Источник Жизни. С этим сюжетом мы уже встречались в Евангеларии Годескалька. Но если между манерой изображения зверей и птиц в этих двух книгах мы не можем найти особых концептуальных различий, то в изображении кивория, который воздвигнут над колодцем, Евангелие из монастыря св. Медарда предлагает множество усовершенствований. Суассонский киворий уже можно признать трехмерным, а вот киворий Годескалька за пределы плоскости не выходит.

(источник жизни)

  1. Оттоновское возрождение (раннероманское искусство): общая характеристика и основные памятники архитектуры и монументальной живописи. Зарождение романской архитектуры, типология, характеристика. Церковь Св. Кириака в Гернроде, церковь Св.Михаила в Хидельсхайме, церковь Санкт Георг в Оберцелле (Райхенау) и её фресковый декор.

«Оттоновское Возрождение» — краткий период (в конце Х в.) подъёма культурной жизни в Германии при императорах Саксонской династии — Оттонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещённые люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и некоторых соборах возникли школы. Образование распространилось не только среди клириков, но и среди мирян, причём его могли получить и мальчики, и девочки. Многие знатные дамы говорили и читали на латыни и славились своей учёностью. При Оттоне II, женатом на византийской принцессе Феофано, усилилось греческое влияние. Особую пышность и утончённость приобрёл быт двора и феодалов. Пропитанное религиозным пылом клюнийской реформы, оно провозглашало христоцентрическую направленность духовной энергии, глубоко чуждую универсалистской установке, которая во времена Карла Великого и Карла Лысого пыталась перекинуть мост через пропасть, разделявшую «эру, подчинённую Благодати», от «эры, подчинённой Закону», а последнюю от «эры до закона». Это было возрождением во всех возможных смыслах, кроме согласованной попытки возродить античность.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 1171 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...