Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Свами Шивананда. Кундалини йога. — СПб., 1993. - С. 129.
2. Побуждения — Букв, «скрывающие», т. е. карма, накопленная в этой и прошлой жизнях, закрываю щая извечно чистый Разум.
3. Движущийся —
4. Пробуждение Силы —
5. Лотосная, Алмазная — Опи сание последней отличает ее от обычной, состоящей в сиде нии на коленях. Здесь она скорее схожа с сиддхасаной.
6. Кольцевитая — т. е. подобная свернувшей ся кольцами змее.
7. Продвижение Силы — Се/алей Ж. Ва ренн переводит как «укрепление», однако, судя по контек сту, а также по описаниям традиционных крий, речь идет как раз о продвижении шакти.
8. Сарасвати — другое имя сушумны, центрального тока тонкого тела. Три тока
чаще всего уподобля ются: ида — Ганге, пингала — Ямуне и су шумна — Сара свати, священной реке, по преданию, текущей под землей.
9. Движение Сарасвати — то же, что и 10.Арундхати — супруга ведийского риши Васиштхи, олицетворение супружеской верности. Интересно также, что Арундхати в некоторых текстах является синонимом кундалини. Видимо, здесь мы имеем дело с распространенной в индуизме идеей божественного супружества: Бог, олицетворяющий чистое, но бездеятельное сознание, и его супруга, шакти. В тантрийских текстах очень часто изложение учения и приемов ведется от имени женской богини.
11. ...12 и 4 перстов... — т. е. 16 angula — мера дли ны, равная ширине большого пальца, или примерно 2 см.
12. ...полутора часов... — 2 мухурты , '/30 часть дня или 48 мин.
13. Дрожь (?) — tana. В имеющихся словарях этого слова нет.
14. ...следует запереть в горле... — видимо, здесь ука зание на джаландхару бандху.
15. Правый ток — т. е. пингала.
16. Первоначальный звук —
17. Желчность — pliha, букв, «селезенка». Ж. Варенн толкует как «расширение селезенки».
18. Составная, Особая — sahita, kevala. Sahita Ж. Ва ренн переводит как «сложная».
19. По порядку:
20. ...кубкам... Кумбхакой (kumbhaka) — игра слов.
21. Дхану — dhanu, букв, «лук» — мера длины, равная 4 локтям.
22. ...воды... — ср. Шветашватара уп. 2.10.
23. Правый проток — Синоним пингалы, здесь: правая ноздря.
24. Вата-расстройство — Термин аюрведы, обозначающий один из видов нарушения равновесия орга-
низма, вызываемый излишком воздуха — одной из составляющих тела и, шире, характера.
25. Расстройство от червей — т. е. глистов.
26. Солнечное прободение —
27.Слизь — Флегма, мокрота, также термин аюрведы.
28. Огонь, питающий тело — пищеварительный огонь.
29. Дхату — семь основных элементов тела: жизнен ный сок (rasa), кровь (rakta), мясо , жир (medas), кости (asthi), костный мозг (majja), сперма (Sukra).
30. Победоносная —
31. Желчь — pliha.
32. Холодящая —
33. вместо
34. Воздух — «Очищающий», эпитет огня; так же свежий ветер.
35. Воздух — anila.
36. Благой ток — brahma nadl. Синоним сушумны.
37. Три узла — granthi. См. Словарь.
38. Мехи — bhastri.
39. Перечисленыи
40. Апана — одно из пяти дыханий в теле, проявляе мое выдохом.
41. Местопребывание огня — манипура чакра в сол нечном сплетении.
42. Прана — дыхание, идущее вверх, проявляемое вдохом.
43.См. прим. 35.
44. Ваджрасана — см. прим. 5.
45. Утолщение — Место, откуда исходят три тока тонкого тела. См. «Анатомия» тонкого тела (по всту пительной статье).
46. Пащчимотана — другое название позы хатха йоги, при которой, сидя с вытянутыми вперед ногами и держась за пальцы ног руками, наклоняют туловище и голову к коленям.
47.Движение Сарасвати описано в ст. 9-18.
48. Местопребывание дыхания — т. е. праны. В аюр- веде область праны соответствует грудной клетке. Ср. с Йога таттвой, где область Воздуха помещается между сердцем и межбровьем.
49.Обычно в области межбровья располагают аджня чакру. Этот и нижеследующие ст. 70-72 передают идею о
постоянном стекании нектара из верхних чакр (чаще из аджня чакры) в огонь Вайшванара и испарении его там. Предотвратить этот процесс, по хатха йоге, могут бандхи и перевернутые позы.
50. В некоторых системах чакр инду чакру располага ют выше аджня чакры, в лобной области.
51. Восемь природных элементов — Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пространство, Ум, Разум, Особость
52. Тонкое тело — в тексте ativahika, букв, «обгоняю щий ветер», синоним linga sarlra.
53. ...личность со Вселенной... —
54. Признак — также название тонкого тела.
55. Сам всепронизывающий —
56....с Неделимым... ~ т.е. с запредельным состоя нием сознания.
57. Корневой клубень —
58. Узел Брахмана — brahma granthi.
59. Царь змей — кундалини.
60. Прекращение — имеется в виду прекращение обус ловленного бытия, т. е. Освобождение
61. Соединение — melana, также «встреча», «слияние», «союз», «общение».
62. ...конца времен... — букв, «упадка юг». См. Словарь.
63. Писание — Этот отрывок обыгрывает два зна чения слова Sastra — «писание» и «орудие», «инструмент».
64. Зовется — читаем ucyate вместо acyutam. Возмож но, текст искажен.
65. Власть Индры — т. е. высшая власть. Индра в индуизме считается царем богов.
66. Семя - blja.
67. Небесные странницы — т. е. птицы.
68. Из девяти звуков составленную сому... — Сома — напиток бессмертия и вдохновения, который пьют боги. В ведийское время так назывался особо приготовленный жертвенный напиток. Сома — также луна, находящаяся в аджня чакре и производящая нектар, стекающий вниз. Девять звуков — это биджи Кхечари мантры, о которых говорилось выше. Два звука в упанишаде не названы, но возможно, это мантра so'ham.
69. Небесная странница — она же перелетная пти ца — душа.
70. ...до плеча... — букв, «до конечности».
71. Благое отверстие — brahmarandhra.
72. Ссылка на один из главных мифов Ригведы — об убийстве богом Индрой своей палицей (ваджрой) демона Вритры.
73. Семя — blja.
74. Каранъяса — индуистский обряд соотнесения бо жеств или явлений с определенными частями тела касани ем рук и произнесением соответствующих мантр (см. так же Хамса г/и.).
75. ...тринадцатью... — неясное место. Возможно, имеются в виду индуистские боги.
76. ...три года... — возможно чтение «три сезона».
77. Хорошо сосредоточенный — mathanam, букв, «хо рошо взбивающий» или «пахтающий».
78. Средоточие — mathana, букв, «взбивание», «пахта- ние». Неявная ссылка на сказание о пахтании небесного океана богами и асурами для добывания амриты. Также название процесса добывания священного огня трением.
79. Повторение мантры ~ japa.
80. Удобная поза —
81. Глубокий сон ребенка — здесь парадоксальное, но не просто некое поэтическое сравнение. Сосредоточенное состояние похоже на ненарушимый и спокойный сон ре бенка своей естественностью и ненапряженностью. Другие тексты (см. напр. Хатха йога прадипика 4.48) также указы вают, что результатом кхечари мудры является состояние йога нидры. Йога нидрой называлось состояние Вишну, спящего на кольцах мирового змея Шешу и как бы грезящего мир.
82. ...звучание... — т. е. выполнение кхечари мудры сопровождается звуком
83. Вселенная — букв, «яйцо Брахмана».
84. См. прим. 73.
85. Каждая буква бидж обозначает то или иное боже ственное проявление. Например, в бидже hrim ha означает Шиву, га — Природу та — Великую Майю , носовой резонанс — Мать вселенной, а бинду — Разрушителя скорби.
86. Благодетель — Одно из имен Шивы.
87. Утверждение — sthiri.
88. Точка — bindu.
89. Счастливый нимб — синоним сахасрары.
90. Мироздание ~ «Яйцо Брахмана», Все ленная.
91. Бинду чакру, или Точечную чакру, располагают внутри головы ближе к затылку. Считается, что эта точка
является переходной между проявленным и непроявленным мирами.
92. ...кормчего... — в тексте, видимо, описка: вместо
93. Побуждения -
94. Полнозвучие — последняя из четырех ста дий рождения звука.
95. Горняя — букв, «стоящий на вершине».
96. Он я — so'ham.
97. С вдохом человек как бы произносит so (Он, выс шее божество), а с выдохом — ham, сокращенное от aham — «я».
98. Светородное — taijasa. Энергия.
99. Сиятельный, Золотой зародыш, Владыка — viraj,
100. Ограничения — Понятие, ставшее очень важным в веданте. Упадхи — это ограничения и определе ния, которые мешают познать Брахмана как единственную действительность.
101. Кит — символ скрытой в глубинах мощи.
102. Марево — Иллюзия.
103. Расстройство и текучесть —
104. ...в горшке... — намек на плотское тело, часто сравниваемое с горшком.
105. Свободный при жизни — jlvanmukta.
106. ОМ ТАТ CAT - «ОМ - То Сущее» - священ ное возглашение индуизма.
Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 114 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!