Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истина, ее критерии в философии и науке



Существуют весьма разнообразные определения истины. Приведем неко­торые из них: "Истина - это соответствие знаний действительности"; "Исти­на - это опытная подтверждаемость"; "Истина - это свойство самосогласо­ванности"; "Истина - это полезность знания, его эффективность"; "Истина -это соглашение". Современная трактовка истины, - по которой она определя­ется как соответствие знаний действительности, — включает в себя следую­щие моменты. Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объек­тивная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действи­тельность; познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понима­ются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью че­ловека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание ее сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и ди­намичное образование, истина есть процесс.Все эти моменты отграничивают диалектико-материалистическое пони­мание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма. Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов и человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины — это зависи­мость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.Важное место в теории познания занимают формы истины: относитель­ная и абсолютная. Свойство объективной истины быть процессом проявляет­ся двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей пол­ноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий. Движение от менее полной истины к более полной имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. При наруше­нии этого единства рост истины замедляется или прекращается вовсе. При гипертрофии момента устойчивости возникает догматизм. Абсолютизация же относительности знаний приводит к скептицизму и, в конце концов, к агнос­тицизму.





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 156 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...