Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеи развития и закономерности истории в философии Г. Гегеля. «Разум в мире» и «разумность истории»



История разворачивается в сфере объективного духа на стадии государства. Философия истории - не эмпирическое воспроизведение событий, а определение их основания, смысла, механизмов, направленности и цели.

Понимание субстанциального характера всеобщего или мирового духа ведет к тому, что нации оказываются звеньями и этапами всемирного исторического процесса; но не все нации и не во всякое время. Задача философии истории – обнаружить в эмпирической истории логическое основание.

Всё подчиненыо строгим принципам и законам. История воспринималась как скопление случайностей и произвола. Гегель ввел в историю развитие, законосообразность и смысл. Единственное основанием исторической активности – разум. Разум бесконечен и содержит в себе всю силу и суть, а его деятельность направлена на самого себя, ибо в мире нет ничего, кроме разума и его продуктов.

Мировой разум -творец истории. Ход истории разумен.

"Разум в мире", "разумность истории" –1) признание объективной закономерности в истории. Разум – это историческая необходимость. Все создаваемое им действительно и разумно, потому что необходимо; как только оно перестало быть необходимым, оно становится недействительным и неразумным.

2)мир не предоставлен случайности, а целесообразен.

Источник зла - историческая незрелость самого общества.

Социальная действительность, таким образом, обрела у Гегеля единую субстанциальную основу, которая составляет базу всемирности и единства человеческой истории. Каждый этап истории - определенная стадия зрелости воплощения мирового духа, каждый новый этап по зрелости превосходит предыдущий. " Народный дух " –связующее начало всей общественной жизни.

Мировой дух на каждом этапе своего развития воплощается только в духе одного народа, получая в нем наивысшее для этого этапа выражение. Активность духа народа и работа мирового духа могут совпадать (народ оказывается на гребне исторического процесса) или не совпадать (народ остается на обочине мировой истории). Мировой дух обрекает многие народы на внеисторическое прозябание. Неравномерность развития народов и регионов. Из всемирно-исторического процесса оказались исключенными большинство народов мира.

Философско-историческая концепция Гегеля - первая форма серьезного теоретического обоснования выхода человечества на стадию всемирно-исторической практики. Мысль об общности исторического развития народов, постановка принципиально важных конкретных проблем социального познания: периодизации всемирной истории, взаимодействия и смены культур, механизма преемственности и наследования в общественном развитии.





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 264 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...