Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема человека в философии Платона и Аристотеля. Платон. Материальный мир – не мир подлинного бытия, оно – идея, эйдос



Платон. Материальный мир – не мир подлинного бытия, оно – идея, эйдос. Противопоставлению идей и действительности соответствует антропологический дуализм души и тела. Собственно человеческим теперь рассматривается только душа. Тело человека – еще и источник социальных бед. Войны←ради соц. благ←ради ухода за телом. Тело – темница для души. Задача – избавить душу от власти тела. Философствовать – учиться умирать (Сократ).

В человеке всегда царит воинственное напряжение и не только между душой и телом, но и в самой душе. Душа состоит из трех частей:

· разумная – разум(добродетель - мудрость) – возница

· вожделеющая – воля (добродетель - мужество) – лошадь

· аффективно-инстинктивная – инстинкты (добродетель - умеренность) – лошадь

Добродетель справедливости – благо.

Основная задача человека – подавление низших помыслов. Свобода – господство разума над чувственными влечениями, материальной действительностью. Избавляясь от вожделений с помощью разума, человек освобождается от мира земного, сковывающего его, и устремляется к высшей действительности.

Дуализм души и тела стал определяющим для всего последующего понимания человека в рамках идеалистической философии. Структура души сходна со структурой идеального государства: философы – мудры, стражи – мужественны, население – умеренно. Целое значимей своих частей. Идея единого, идея блага. Государство первичнее человека.

В греческой философии оформились две тенденции рассмотрения человека: космологически-натуралистическая, рассматривавшая человека в неразрывной связи со всем миром (материализм) и религиозно-этическая, разделяющая и противопоставляющая человека и природу,(идеализм).

Попытка синтеза этих тенденций была предпринята в философии Аристотеля – выдающегося ученика Платона.

Человек в философии Аристотеля - вершина мировой иерархии, существо, внутренне связанное с миром.

Человека от всего живого отличают: душа, мышление, осознанная воля, умение различать добро и зло, склонность к искусству.

Душа – форма тела и связана с "высшей формой". Части души:растительная (способность к росту),стремящаяся (способность к движению), разумная (способность к мышлению).Растительная. и стремящаяся, погибают с телом, разумная. – бессмертна. Высшая форма" – высшее бытие, цель, к которой должно стремиться всё сущее. Сохраняется дуализм души и тела, который выражается в активности формы и инертности материи. Подлинная сущность – душа – то, что придает единство телесной организации человека.Тело – посредник между душой и окружающей средой.

Утверждается необходимость господства разума над чувственностью, над вожделением и утверждение личности как духовной сущности, прежде всего. Вводя понятие " осознанная воля " и делая человека ответственным за свою судьбу, Аристотель начинает многовековую дискуссию о свободной воле.

Приоритет общего над частью. Человек - животное политическое/социальное, “зоополитиконе”. В государстве природа человека находит своё завершение и полноту выражения. Вне государства может жить только дикий зверь или Бог. Государство обретает и этическое значение, ибо оно защищает благо всех, значит и благо каждого. Государство и каждый отдельный человек, по Аристотелю, должны быть единодушны, и преследовать одну и ту же цель.





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 744 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...