Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория технократического общества Веблера



Призывает к установлению диктатуры технической интеллигенции – как выход из противостояния бизнеса и индустрии (т.к. бизнес создает т.п. и праздный класс). Рабочий класс к власти не допускается. Техноструктура (инженеры, ученые, менеджеры, акционеры) – движущая сила революции – для изъятия собственности и передачи её технократии.

Технофобия – техника как основная причина отчуждения человека от природы, от самого себя. Все беды и несчастья от техники. Зародилась во время рождения техники – связано с возможностью использования её во зло (как впрочем и во благо). Элементы демонизации техники – в первобытных мирах – строительство Вавилонской башни, легенда о Прометее. С одной стороны – техника как фактор освобождения человека от природы, с другой – причина его гибели, когда он переступает опасную черту во взаимоотношении с природой.

В средневекоье наиболее сильно поддерживалась церковно-сатаническое происхождение инноваций, талантливые люди в сговоре с дьяволом (Фауст). В эпоху первоначального накопления капитала – социально-экономическое противостояние наступающему ТП – для сохранения цеховой формы производства. В современной философии неконтролируемое развитие техники – один из факторов угрожающих чел. индивидуальности, угрожающий его бытию.

Техника образует один из элементов производительных сил. Производительные силы включают средства производства + люди. Люди являются решающим элементом. Влияние техники в различных общеэкономических формациях различно. Способ производства находится в основе общеэкономической формации. Детерминирующая функция техники косвенно реализуется через способ производства. С точки зрения исторического материализма не может быть и речи об абсолютной роли техники в качестве детерминатора общественно-исторического развития => детерминирующая функция техники условна, относительна (+???) С точки зрения технологического детерминизма техника наделяется абсолютной реактивной силой, то есть техника становится абсолютно творческим началом. Согласно технологическому детерминизму, уровень развития техники является решающей, определяющей, движущей силой общества, исторического процесса. ТД выводит все аспекты общественной жизни из состояния техники и уровня ее развития. Именно из техники ТД выводит всю совокупность экономических, политических, правовых, религиозных и иных общественных отношений. ТД можно рассматривать с методологической точки зрения как метафизическую систему (систему, односторонне наделяющую технику детерминирующим статусом). Существует 2 крайних формы ТД:

1. технологический эвдоманизм (ТЭ)

2. технологический аллермизм (ТА)

ТЭ (эвдаймон по-гречески «счастье», «блаженство») абсолютизирует значение позитивных аспектов НТР и прогресса в целом, то есть данный подход к технике фактически элиминирует все негативные стороны научно-технического прогресса. ТЭ рассматривает и представляет процесс развития техники как путь, ведущий к обществу благоденствия, той форме общественного устройства, при которой человек может удовлетворить все свои запросы и потребности и реализовать свою мечту об обществе справедливости, равенства и счастья. ТА (алормэ от фр «тревога») – прямая односторонняя реакция на ТЭ. Согласно ТА абсолютизируется значение негативных аспектов НТП, то есть отрицается то, что ТЭ абсолютизирует и абсолютизируется то, что ТЭ отрицает. То есть согласно ТА все беды человеческого общества выводятся из технического прогресса. И ТЭ, и ТА страдают тем же методологическим недостатком: оба оказываются метафизическими методами. НТП как самопротиворечивый социальный процесс теряет свою внутренне противоречивую природу и оказывается сводимым к одной из противоположных сторон как с точки зрения ТЭ, так и с точки зрения ТА. На базе ТД на Западе вырос целый ряд социологических концепций. Именно на основе ТЭ разрабатываются такие концепции, как теория индустриального бщества, постиндустриального общества, информационного общества и другие.

ТД находит определенную конкретизацию в таких крайних концепциях, как технократизм и технофобии.

Технократия (ТК) – употребляется в двух основных значениях:

ü в значении социального слоя высших руководителей капиталистического производства, которые входят в струттуру ведущего класса современного общества;

ü в значении той социологической концепции, разработанной в 20х годах XX века американскими экономистами Скоттом и Вебленом, в которой доказывается необходимость установления политической власти именно технических специалистов.

Согласно социологу Бернхейму, власть в современном обществе должна принадлежать не капиталистам, а менеджерам. Другой социолог, Гельбрехт, говорит о техноструктуре (объединение всех технических специалистов) в качестве единственного инструмента власти. В современных условиях бурного развития информационных технологий социологи Штайнбух и Краух говорят об кибернетической элите и компьютерной демократии. Штайнбух считает, что политическая власть должна принадлежать математикам, экономистам и программистам. Краух и другие сторонники концепции компьютерной демократии: информационная революция ведет к установлению новой формы демократии – существ огранич властных структур манипулировать народными массами, б существенно расшир возможность влиять на процесс управления обществом со стороны народных масс. ТД получает свое выражение и в так называемой технофобии (ТФ).

Технофобия имеет своим корнем предположение, согласно которому техника объявляется разрушающей нравственность человека силой. Подобная точка зрения не является новой (можно найти даже античные истоки данного взгляда). В Новое время (эпоха Просвещения) ТФ получила яркое выражение в позиции Ж-Ж Руссо. Руссо негативно оценил как отрицательный феномен и разрушающую силу всего, что достигло человечество достижения техники. Развитие техники, науки, искусства по мнению Руссо позволило государству как гражданскому союзу закрепить социальное неравенство между людьми. Техника, наука разрушают нравы. Вместе с их развитием деградирует нравственность (+???) Руссо пытался вывести весь негатив современной ему цивилизации, в том числе и из уровня развития техники. Руссо не нашел ничего лучше, чем призвать человечество идти назад к природе, вернуться в естественное состояние. Данная позиция имеет место и в социологии науки и техники в отношении НТР. Сегодняшние позиции технофобов небеспочвенны. Один из итогов НТП – серьезные глобальные проблемы, которые сейчас стоят перед человечеством. Проблема соотносимости и применения техники в обществе. Техника - это сила, которая может и должна быть подчинена человечеству. (+???) В лице ТД, в каких бы формах он ни проявлялся, мы имеем дело с довольно абстрактной концепцией (+???)





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 388 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...