Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Либо ты, либо тебя — третьего не ДАНО



ЛИБО ТЫ, ЛИБО ТЕБЯ — ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО

СТРАННО и чудно устроена наша природа, основной закон существования которой — либо ты, либо тебя, увы. Даже венец эволюции, по Дарвину, не стал исключением из этого догматического правила: не человеком оно придумано, стало быть, не в его силах что-либо изменить. Еще на заре развития цивилизации все отношения в общине и между ними регулировались до примитивности просто: прав тот, кто сильнее. Минули тысячелетия, но наш современник, умно и витиевато рассуждающий о правах человека, к сожалению, недалеко ушел от своего первобытного пращура, чьим главным аргументом в любом споре был каменный топор. Варварский принцип внешней политики всех времен и народов, апогеем которой стал мир Pax Romana: если ты не нападешь на соседей, соседи нападут на тебя. Печально, но факт, подтверждение которому — вся история человечества.
Испокон веков наибольшей ценностью считалась земля: она кормила, поила, одевала и предоставляла кров племени, роду, нации… Вне этой общности жизнь индивида не стоила и ломаного гроша: прав был классик — "голос единицы тоньше писка". Неотъемлемым атрибутом отношений с соседями была настороженность, обычно — воинствующая. Даже те связанные одной территорией общины, которым вполне хватало и дичи, и злаков для пропитания, не видя смысла в нападении на "соотечественников", заботились о защите своих владений: мало ли что кому в голову взбредет! И зачастую взбредало.
Задолго до появления известных нам крупнейших государств на Земле уже сформировалось несколько цивилизаций, которых ныне относят к Древнему миру. Более того, принято считать, что центром классического образования и развитой науки были Эллада и Древний Египет. Во многом не потому, что они действительно таковыми являлись, а просто в силу негласной солидарности достопочтенных ученых мужей. Хотя современные археологи доказали, что восточнее существовали целые империи, по сути, ничем не уступающие хрестоматийным. И они тоже общались друг с другом. Как? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: одним из немногих способов "познакомиться поближе" в те времена была война.
Конечно же, в соответствии с правилами этой жестокой игры, война не начинается без повода (или хотя бы предлога), придумать который весьма легко. Допустим, достаточно объявить себя народом, владеющим непреложной истиной, дарованной свыше, и можно с чистой совестью защищать эту ценность, планомерно и целенаправленно расправляясь с соседями. Впрочем, справедливости ради стоит признать: среди тысяч воинственных владык порой находились и такие, кому подобное развитие событий было, мягко говоря, не по душе. Не потому, что они напрочь отрицали идею целесообразности расширения своих владений, укрупнения территории, пополнения казны за счет ближних и дальних соседей. Нет! Просто предвидели возможные нежелательные последствия неудачной кампании, в частности, ослабление боевой и экономической мощи державы, способной стать легкой добычей для других агрессоров, страх перед бунтами глав родов, а еще — появление странных и чудаковатых, но, в сущности, действительно мудрых людей, которых на Востоке называли учителями-старцами, а на Западе философами. Избежать войн и бунтов иногда было легче, нежели воспрепятствовать появлению "толкователей" последних.
Вот эти-то мыслители, анализируя природу войны, и пришли к выводу о двух ее основных видах. Первый — род на род, страна на страну, нация на нацию — был относительно прост для понимания. Основные цели боевых действий — территория, полезные ископаемые, золото и драгоценности и рабочая сила — рабы. Никто даже не задавался вопросом, по какому праву ему должно принадлежать то, чем владеет его сосед, — это и так было ясно: по праву сильного. И, разумеется, во благо процветания своего рода. Именно на этом этапе происходит формирование современных военных ценностей и доблестей: первым выступить в поход, уничтожить больше врагов, завладеть крупной добычей, выручить товарища из плена… Чтобы убедиться в вечности этих приоритетов, достаточно сравнить ценности сражений индейцев Северной Америки и нынешних войн, ведущихся армией США. Все возвращается на круги своя…
Второй тип войны — брат на брата — наиболее печальная страница в нашей истории. Первые строки повествуют еще о библейском убийстве Авеля Каином, в целом же парадокс заключался в том, что от близости родства напрямую зависела жестокость раздора. Отголоски древних семейных "разборок", разделявших роды, и поныне звучат в грандиозных гражданских делах, слушающихся в судах. Природу конфликта составляло извечное желание человека окружить себя большими благами, чем у родственника, или же любой ценой доказать свое право. На что? Да на что угодно, не суть важно. Как гласит народная мудрость: истина одна, а правда у каждого своя.
Старейшины, осознав личную и социальную опасность бытовых междоусобиц, были вынуждены принимать законы рода, дабы перевести борьбу за имущественные интересы в наиболее безобидное для общества русло, разрешая их, допустим, посредством предзнаменований или поединков. Но всего не предусмотришь, потому и возникла острая необходимость в своде научных правил, которые, рассматривая происходящее через призму мироздания, могли указать человеку пути выхода из конфликта или предостеречь от оного.
Предвижу возражение: дескать, все это в те времена регламентировала религия. Бесспорно, она, к тому же, и наказывала противоборствующие стороны, но, увы, не примиряла. Жрецы разных богов давали различные советы, тем самым только подбрасывая поленья в очаг распри в обществе. Хрестоматийный пример — знаменитая Илиада, когда даже боги разделились на два враждующих лагеря, спровоцировав войну между народами. Нужно ли это было низам? Вряд ли. Зато крайне выгодно верхам.
Судя по всему, первыми осознали губительность всякой бойни китайцы. Именно они, вопреки выводам многих европейских исследователей, создали древнейшую цивилизацию, что наглядно подтверждается археологическими находками в Северном Китае и возрастом древнекитайского языка (прекрасная лакмусовая бумажка степени культурного развития общества), смысл большинства иероглифов которого до сих пор — тайна за семью замками. Еще в то время, когда египтяне, прощаясь с родовым строем, переходили на стадию раннего рабовладения, китайцы жили в монархическом государстве с развитой и дифференцированно разграниченной на гражданскую и военную чиновничьей системой.




Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 700 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...