Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВОПРОС 1 .Предмет, основной вопрос и соц.функции философии



ВОПРОС 1.Предмет, основной вопрос и соц.функции философии

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ это вопрос об отношении материального и идеального. В разные эпохи, в различных философских учениях О.В.Ф. приобретал различные формулировки: об отношении души и тела, бога и мира, сознания и бытия, мышления и природы, мысли к предмету мысли, практики и теории, реальности и идеала, свободы и необ­ходимости, исторической закономерности и сознательной деятельности людей, общественного бытия и общественного сознания. Первым выделил его как основной Г.В.Ф. Гегель, но четкое определение было дано Ф. Эн­гельсом лишь в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» О.В.Ф. имеет две стороны: первая (онтологическая) ставит вопрос, что является первичным - материя или сознание, дух или природа, иначе го­воря, каков мир в своей сущности. Вторая (гносеологическая) определяет, соответствует ли сознание бытию, природе, материи, способно ли оно верно отражать мир, т.е. познаваем ли мир? Вопрос об отношении материального и идеального является ос­новным, потому что ответ на него определяет мировоззренческую позицию философа, его взгляд на мир и способы объяснения этого мира.

Существуют следующие ответы на вопрос о первичности (сущности мира) и соответственно им основные философские течения.

Материализм: материя первична, сознание вторично, производно от нее, т.е. мир в своей основе материален.

Идеализм (объективный и субъективный): духовное начало первично, материя вторична, т.е. мир идеален.

Дуализм: материя и сознание, дух и природа - равноправные, парал­лельно существующие не сводимые друг к другу начала. Мир в своей сущ­ности противоречив, двойственен.

Пантеизм: материя и дух — равноправные, взаимопроникающие сто­роны единого бытия. Мир целостен, он есть духо-материя (материально-духовное явление).

Выбор одного из этих ответов определяет и задает способ решения более узких проблем и задач. Например, проблема происхождения челове­ка будет по-разному решаться материалистами, которые ищут и находят доказательства естественных причин появления человека, и идеалистами, которые ищут доказательства сверхъестественного появления человека и его сознания.

На вопрос о познаваемости мира существуют следующие ответы:

1. Мир в принципе познаваем - утверждают гносеологические опти­мисты.

2. Мир в принципе непознаваем - говорят агностики.

3. Сомнение в возможности познания мира высказывают скептики. Агностицизм и скептицизм - это формы нигилистического отношения к проблеме познаваемости мира.

О.В.Ф. не исчерпываются все возможные философские течения, но выделяются основные, существующие практически с начала возникнове­ния философии.

Главный смысл О.В.Ф. состоит в конечном счете в признании проти­воречивости нашего мира, в утверждении двух видов реальности - мате­риальной и идеальной, находящихся в сложном диалектическом взаимо­действии.

ФИЛОСОФИЯ - форма духовной деятельности, направленная на выявление всеобщих сущностных характеристик бытия, связанная с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Ф. есть рационально-теоретическая форма ос­мысления предельных оснований мира и человека. Проблема конечного смысла (мира, вещей, человека) является ключевой для Ф. Все философ­ские размышления пронизаны этой проблемой: для чего, зачем я пришел в этот мир? Зачем существует мир? Поэтому Ф. выступает теоретическим ядром мировоззрения. Ф., интегрируя, перерабатывая и осмысливая суще­ствующие мировоззренческие идеи, переживания, ценности, выступает в качестве самосознания эпохи.

Все многообразные определения Ф. тяготеют к одному из двух полю­сов. К первому относится понимание Ф. как науки, т.е. теоретического знания, существующего как система принципов, законов, категорий. Тако­ва западноевропейская традиция развития Ф. (свое высшее завершение она получила в философии Гегеля). Второй полюс - это отношение к Ф. как к практической мудрости, способу человеческого бытия. Например, для Со­крата суть Ф. в искусстве постижения самого себя. «Ф. есть и последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающий его целиком и постоянно» (М. Хайдеггер).

Ф. и частные науки: положению «Ф. — мать всех наук» противостояло положение «Ф. - дитя всех наук», но они оба односторонни. Ф., только опираясь на сумму уже накопленных наукой знаний, вырабатывает обоб­щения предельной степени общности. Но смысл, содержание и способ применения этих обобщений выходят за границы суммы этих конкретных знаний. Назначение Ф. раскрывается в первую очередь тогда, когда появ­ляется новое знание, не укладывающееся в прежние рамки, когда познава­тельная ситуация неясна и непонятно, с какой стороны начать, в каком на­правлении идти.

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структу­ру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 648 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...