Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные свойства объёмно-пространственных форм следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса



К дополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет.

Каждое из этих свойств может изменяться в определенных пределах и иметь бесконечное количество состояний. При сопоставлении

различных состояний свойств возможны самые разнообразные их сочетания. Рассмотрим каждое из этих свойств в пределах их возможных изменений.

К первой группе относятся формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями, — куб и параллелепипед (рис. 8).

К второй группе относятся формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани, — пирамиды, призмы, многогранники (рис. 9).'

Третья группа включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, — шар, цилиндр, конус, формы с параболическими и гиперболическими поверхностями и т.д. (рис.Ю).

К четвертой группе можно отнести бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криволинейные поверхности (рис.11).

В архитектурной композиции наиболее употребительна первая группа ф игуркубы и параллелепипеды. Это объясняется следующими обстоятельствами:

композиция, отражающая пространственное расположение форм и рассчитанная на единство и целостность ее внешнего восприятия зрителем; выделяется три основных вида объемно-пространственной композиции: фронтальная, объемная, пространственная. Фронтальная (плоскостная) - композиция сооружения, объемы которого развиты в одном направлении, и при обзоре воспринимается не объем, а плоскость сооружения; характеризуется развитием по двум фронтальным координатам (горизонтальной и вертикальной) с подчиненной глубинной координатой; такая композиция представляется фасадом здания; если фасад имеет выраженную композиционную ось, композиция называется фронтально-осевой. Объемная - композиция сооружений с круговым обзором, в основе которой лежит наличие центрального объема, вокруг которого группируются одинаковые по размерам соподчиненные объемы; имеет относительно равномерное развитие по трем координатам пространства; воспринимается при движении зрителя вокруг нее. Пространственная композиция характеризуется преобладанием пространства над элементами, формирующими его; в пространственной композиции воспринимается и оценивается, в основном, качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство; по организации восприятия зрителем пространственная композиция подразделяется на глубинную и открытую; глубинная композиция имеет развитие в направлении, перпендикулярном к фронту здания, характерна для зданий с продольно-осевым построением внутренних пространств; открытая композиция ориентирована на восприятие зрителем по фронтальной или вертикальной координатам. объемно-пространственные композиции делятся на три группы: 1) простые - состоящие из одного объема; 2) сложные - состоящие из двух и более различных объемов, примыкающих друг к другу или связанных соединительными элементами; 3) комплексные - состоящие из нескольких отдельных зданий (сооружений), связанных в единый архитектурный ансамбль.

Среди качеств пространственной формы, определяющих впечатление от постройки, наиболее важными являются единство, целостность, равновесие, движение, соподчинение.

Форма (forma – лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала; так же это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию.

Формообразование (formgeschtaltung (gebung) – нем.) – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, архтектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Функция, конструкция, форма – три составляющие единого архитектурного произведения, которые и определяют три основные группы его характерных качеств:

функциональные (удобство, польза);

– конструктивные (прочность, экономичность);

эстетические (красота, художественный образ, выражающие идейное содержание).

От функционального назначения (жилое, общественное или про-мышленное здание) зависит тип архитектурного сооружения, его композиционное решение: количество, состав помещений в нем, их взаимное расположение и размеры.

Типы зданий складывались не сразу, они определялись социально- -политическим устройством страны, религиозными и идеологическими требованиями, бытом, национальными традициями, уровнем развития техники. Некоторые типы зданий отмирали, появлялись новые, другие видоизменились (жилые дома, храмы).

Конструктивные особенности архитектуры во многом зависят от технического уровня развития общества, применяемых строительных материалов.

С древнейших времен и вплоть до середины XIX века господствующую конструктивную основу архитектуры составляла стоечно--балочная система. В Европе и Азии, в Африке и Америке она имеет свои национальные и местные особенности. Однако принцип сочетания вертикали-опоры и горизонтали-балки остается неизменным и в легких деревянных колоннах китайского и японского дома-павильона, и в массивных колоннах египетских храмов, достигших 20 м в высоту и по форме уподобленных лотосу. Декоративность, свойственная архитектуре раннего периода её развития, – это попытка скрыть, декорировать стоечно-балочную конструкцию за формами, заимствованными у природы. Зодчие на протяжении долгих веков не решались открыть строгую красоту самой конструкции. Впервые открыть конструкцию стало возможным в Древней Греции, родине античного ордера.

Ордер – это порядок расположения частей стоечно-балочной системы. Древние греки определяли строгий состав ордера: колонна (опора) и антаблемент (балка), исполнненные в пропорциональном соотношении в соответствии с теорией архитектурной композиции, разработанной древнегреческими зодчими.

Ордер дает человеческую шкалу размеров, а его главный элемент – колонна – в известной степени воплощает образ человека.

Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — точная наука (или интуитивное искусство) построения конструктивного целого. В применении к искусству термин тектоника обозначает зрительное (зримое) воплощение внутренней конструкции (например, архитектурной, живописной или графической) — в том виде, как она проявляет себя через соотношение отдельных частей формы (пропорции) или членение на составляющие элементы.

В архитектуре художественный образ имеет большое значение. Прежде всего это архитектурный облик какого-то конкретного здания, будь то жилой дом, площадь, храм,мост, школа, офисное здание, театр, музей или еще какое-то учреждение.\

Фасады,планы и разрезы зданий играют огромную роль для создания художественного образа в архитектуре.

Каждый архитектор начинает свою работу с того,что интересуется, как были построены здания того же типа, анализирует источники— книги., журналы и т. п.

Архитектурный образ — это лицо, общий облик здания, в котором должно выражаться назначение, содержание последнего. Мы говорим часто об образе современного жилого дома. Это значит, что современный нам дом должен иметь в своем облике определенные, характерные черты, которые давали бы правильное представление о его структуре, о жизни в нем, о тех общественных условиях, которые его создали. Каждый конкретно взятый жилой дом должен быть похож именно на жилой дом, а не на сооружение иного назначения. Совершенно то же следует сказать и о прочих зданиях.






Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 4730 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...