Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВВЕДЕНИЕ. 1. Скалярний добуток векторів



ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая читателям книга «Средневековая философы: жизнь и идеи» является продолжением популярной серии книг для чтения по истории философии, начатой изданием её первого выпуска «Античные философы: жизнь и идеи» (Новосибирск, 2011).

Для большинства наших читателей Средневековье, его культура вообще и философия в частности – наименее известный и наименее понятный пласт мировой истории. У многих людей нашего времени всё ещё сохраняется стереотипное представление о средних веках, сложившееся ещё в Новое время, как о периоде, где вследствие тоталитарного господства католической церкви и инквизиции время остановилось, а мысль застыла в своей неподвижности. Но это не так.

Именно в XII – XIII вв. в Европе возникают первые университеты – в Италии, Испании, Англии, Франции, в том числе Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский и другие, где помимо теологических факультетов были и факультеты, дававшие светское образование, в частности, медицинское и юридическое. Но и до открытия университетов существовали риторические и теологические школы, где под спудом религиозной теологии и религиозных догматов билась живая мысль, пробивая дорогу положительному знанию и философии. Именно история философии, которая говорит не о частностях, а об общих и важных тенденциях и процессах, даёт наиболее полное и глубокое знание о том, как развивалась культурная и научная мысль в средние века, о путях развития самой философии.

А путь этот был весьма тернистым. Мыслители данного периода были глубоко верующими людьми, они не покушались на библейские догматы и теологические доктрины. Но они хотели с помощью разума прояснить содержание веры, сделать религиозные постулаты понятными, а потому и более убедительными для верующих. Драма мыслителей этого времени заключалась в том, что они хотели быть одновременно и теологами, и философами.

Но теология и философия представляют собой различные типы мышления. Поэтому философское содержание в творчестве многих средневековых мыслителей оказывалось более радикальным, чем их теологическая составляющая. Она вырывалась за рамки теологии, и философы оказывались в состоянии противоречия с теологией и с самими собой. И они жестоко расплачивались за это. Их изгоняли из университетов, обрекали на молчание, запрещая преподавать и писать, подвергали суду инквизиции, заключали в тюрьмы и даже убивали. Их книги подвергались публичному осуждению, запрещались и сжигались (причем Абеляра, например, присудили к собственноручному сожжению своей книги).

Но неслучайно говорят, что мысль нетленна. Окутанная теологическим коконом, философия Средневековья тем не менее сумела сформулировать и отчасти разработать такие идеи и принципы, которые стали основой для возникновения, стремительного и блестящего развития философии Нового времени.

Составители пособия надеются, что представленные в книге философы, их жизнь и идеи дадут читателям достаточно полное представление об интенсивности и напряжённости духовной жизни Средневековья.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 378 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...