Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие литературы в Казахстане в ХIХ в. начале ХХ в. (А. Кунанбаев, Ш. Кудайбердыулы, М. Дулатов, С. Торайгыров и др.)



Начало XX века — особый период в истории казахской литературы. Складывается со­временный литературный казахский язык, появляются новые стилистические формы, казахские писатели осваивают но­вые жанры.

Крупное явление казахской литературы начала XX в. — Мыржакып Дулатулы, родившийся 25 ноября 1885 г. в Сары-копинской волости Торгайского уезда. Мыржакып учился в аульном мектебе, русской школе, затем продолжил образова­ние самостоятельно. Благодаря упорному труду он в совер­шенстве овладел русским языком, изучил творчество русских и зарубежных писателей.

Дулатулы известен как поэт и прозаик, он автор несколь­ких поэтических сборников и первого казахского романа “Нес­частная Жамал” (1910). Роман вызвал огромный интерес у рус­ских критиков и казахской общественности, выдержал два из­дания. Кроме оригинальных произведений, Мыржакып Дулатулы занимался переводами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Шиллера. Он был неустанным новатором и реформатором ка­захского литературного языка, вводил новые слова и понятия в свои произведения.

Одной из видных фигур казахской литературы начала XX в. был Султанмахмуд Торайгыров (1893 — 1920). Он родился в Баян-ауле, получил образование в мектебе и Троицком медре­се. В 1913 — 1914 гг. Торайгыров сотрудничал в журнале “Айкап”, где печатает первые стихи и рассказы, тяготевшие в ос­новном к теме социального неравенства. Тогда же он начинает работу над романом “Камарсулу”.

Особая роль в развитии казахской философской мысли при­надлежит Шакариму Кудайбердыулы (1858 — 1931). Шакарим, племянник Абая Кунанбайулы родился 11 июля 1858 года в Шынгысских горах. Шакарим был релизиозным философом, но в отличние от схоластической школы, пытался обосновать основные догматы ислама при помощи рационального (логи­ческого) метода.

В предисловии к своему стихотворному переводу романа “Дубровский” Шакарим называет своих учителей: Байрон, Пуш­кин, Лермонтов, Некрасов, Хафиз, Науаи, Физули, Кант, Шо­пенгауэр и др. Первым философским произведением был труд “Мусылманшыддык, шарттар”, вышедший в Оренбурге в 1911 г. В том же году была опубликована “Родословная тюрков, кир­гизов, казахов и ханских династий” — одна из первых работ по истории казахов.

Однако Шакарим оставил нам не только философские и исторические труды, но и огромное количество стихов, поэм и прозаических произведений. С полным основанием можно ут­верждать, что Шакарим Кудайбердаулы — одна из наиболее значительных фигур в казахской литературе начала XX в.

73. Развитие музыкально-поэтической культуры в Казахстане во второй половине XIX – начале XX вв. (Курмангазы С., Даулеткерей Ш., Таттимбет., Ыкылас Д., Биржан К., Акан Сери и др.).

Во второй половине XIX в. жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие немеркнущие классические произведения. В произведениях талантливых композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы. В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет и многие другие. Курмангазы Сагырбай-улы (1818 – 1889) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Выходец из бедной среды Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить по народным рассказам, первый его кюй это «Кишкентай» был посвящен руководителю народного восстания Истаю Тайманову. В его кюях “Ајбай”, “Ајсај киiк”, “Ѕ†бiк шашјан”, “Кiсен ашјан”, “Адай”, “Турмеден јашјан” отражены его раздумья, вера в бущее. В кюе “Сары Арка” сляшатся мотивы несгибаемой воли народов к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60-ти кюев Курмангазы. Его вклад в казахскую культуру является огромням. Даулеткерей Шигай-улы (1820-1887) – великий кюши – композитор, основоположник лерического направления в домбровой музыке. Д. происходил из аристократических кругов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-38 гг. в Букеевской Орде. Он установил связи с казахской молодежью, получивший образование в Оренбурге. При поддержке председателя Временного совета по управлению Букеевской Ордой Ващеннко был избран султаном правителем рода. Д. с юных лет отличался необычным музыкальным талантом, тонким восприятием и широким кругозором. Кюйши

посещал не только Оренбург. В 1859 г. в составе депутации почетных казахов он выехал в Петербург, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву, знакомился с их достопримечательностями. Это были годя его широкой известности в степи как кюйши-композитора. Музыка Д впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Композитор создал тонкий психологические женские портреты в кюйях Кос – Алка, Кыз-Акжелен, Кудаша, Женгем суйер, Акбала – кыз, Жумабике. Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях Коныр, Топан, Жигер. Есть и глубоко трагические произведения – Салык олген. Как новатор, Д, не нарушая ткань казахской музыки, в некоторях кюях использовал музыкальные темы руских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около 40 кюев композитора. Таттимбет Казангап –улы (1815-1862) – выдающийся кюши – композитор, один из основоположников клссической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Т. родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Искусство игры на домбре перенял от своих предков и талантливых кюйши Ц.Каз. Любовь к древней культуре, которую воспитали в мальчике, сказалось и на его музыкальных интересах: его привлекали кюй-легенды, эпические кюи, созданные в XIII-XVII вв. многие кюи самого Т. являются разработками традиционных жанров инструментальной музыки, он сочинил классические образцы традиционных кюев: Косбасар (цикл объединял множество кюев, иногда с характеристиками медленный печальный и т.д.), Терискакпай, Алшагыр и др. кюй Т. Саржайлау, Сылкылдак, Балкылдак, Кокей-кести относится к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. Т. является автором великолепных музыкальных зарисовок природы, лирических произведений, кюев-раздумий. В его кюях отражены стремления к красоте и гармонии жизни, ожидании надежды, превратности судьбы, противоречия жизни. В некоторых произведениях звучат и социальные мотивы. Например, в кюе Бес торе осуждается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 г. он ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев. Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) – кюйши-композитор, кобызист. Вдохновителем его таланта был отец. В середине XIX в. кобыз использовали наряду с музыкантами быксы-лекари, которые приспосабливали инструмент для психотерапии. Сфера кобызовой музыки в это время сокращалась. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута. Ы. Сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и эпические сказания. Жезкиик, Камбар, Казан, Шынырау. В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданные кюи Коныр, Кертолгау. Его глубокие переживания о жизни переданы в сочинении Ыкыластын кюйи. В кюе Жарым патша композитор высмеивал недостойных чиновников и властителей. Обогащая технику игры на кобызе Ы. сохранил в то же время выработанные веками принципы кобызовой музыки. Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) – выдающийся композитор казахского народа, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокчетауской области. Примерно с 20-ти лет стал сочинять песни, получившие большую популярность в степи. На становлении его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г. Одна из первых его песен Биржан-сал. Б. затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. У Б. ряд песен посвященных любовной лирики. К замечательным образцам песни относятся его произведения Биржан-сал, Айтбай, Гашыгым и др. Биржан своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Его песни Жанбота, Адаскак выражали его гнев по поводу действий власть имущих. Он был талантливым поэтом. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Вокруг Б. группировалась талантливая молодежь, которая перенимала его искусство. Сохранилось около 40 песен. Акан-серы Корамсал-улы (1843-1913) – выдающийся композитор. Родился в Кокчетауской области. С юных лет увлекался музыкой и поэзией. Его постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к его имени – серы. С 16-17 лет занимается творчеством. Его выдающиеся произведения – песни Кулагер, Манмангер, Макпал, Балхадиша, Сырымбет и др. – заняли достойное место среди музыкальных сокровищ. Акан-серы занимался и поэтическим творчеством. В нем отражались идеалы справедливости, осуждалось жестокость и предательство





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1214 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...