Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
«Физическое означает….не особый вид действительности, но особый вид обозначения действительности…Физика есть система точных понятий, которые наше познание придает всей действительности».(М. Шлик. Allgemeine Erkenntnislehre. Berlin,1925,S. 271).
Можно ли считать идеалистическим положение о том, что идея космического корабля предшествует самому кораблю. Попытайтесь охарактеризовать процесс возникновения и развития этой идеи.
Проведите философский анализ и дайте оценку рассуждения. Определите, к какому философскому направлению принадлежит автор, аргументирующий свой ответ
«Мы способны познавать только конечное, изменчивое, переходящее, только по степени различное и относительное, так как мы можем лишь переносить математические понятия на вещи природы и судить о последних лишь по тем меркам, которые сняты с них самих. Для бесконечного или вечного, для постоянного и устойчивого, для абсолютных различий у нас нет никаких представлений. Мы точно знаем, что означает один час, один метр, один килограмм, но мы не знаем, что такое время, пространство, сила и материя, движение и покой, причина и следствие» (Цит. по К. Марксу и Ф. Энгельсу. Соч., т. 20, М., 1961, стр. 550).
Карл Маркс полагал, что основной недостаток всего предшествующего материализма заключается в том, «что предмет, действительность, чувственность, берется только в форме объекта или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика не субъективно»(К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., том 3, М., 1955, стр. 1). Разъясните это положение.
Имеются ли в данном рассуждении философские ошибки? О каких гносеологических трудностях, с которыми столкнулась современная физика, свидетельствует это рассуждение?
Сусанна Лангер в книге «Philosophy in new Rey» пишет: «О людях в лаборатории… совсем нельзя сказать, что они наблюдают интересующие их действительные объекты. Чувственные данные, на которых основываются высказывания современной науки, представляют собой по большей части крошечные фотографические крапинки и пятнышки или проведенные чернилами на бумаге кривые линии…То, что непосредственно наблюдается, есть только знак «физического факта»; для того, чтобы этот знак породил научные высказывания, его нужно истолковать».
Эксперимент нарушает естественное течение наблюдаемого процесса и в то же время без него нельзя обойтись в научном познании.
Следует ли отсюда, что мы познаем лишь предмет, измененный вмешательством человека, и никогда не сможем его познать таким, каким он существует без этого вмешательства?
Аргументируйте свой ответ
Можно ли согласиться с такой точкой зрения? «…Понятие об атомном строении материи, согласно которому существуют абсолютно минимальные частицы материи, сейчас является общепризнанным.., конечно, принятие представлений о пространственной и временной атомарности в физике не запрещает нам применять в наших вычислениях математические понятия пространства и времени, требующие использования при расчетах числового континуума, однако в таком случае бесконечная делимость, связанная с этими понятиями, будет чисто математической, и ей не будет соответствовать ничего физического» (Дж. Уитроу. Естественная философия времени. М., 1964, стр. 197-198).
Кант успешно доказал истинность противоположных высказываний (антиномий) такого, например, типа: все в мире состоит из простого; в мире нет простого, все сложно. Отсюда он сделал вывод, что суть вещей непознаваема, и разум ограничен в своих возможностях.
Какой вывод из наличия антиномий относительно мира и разума сделал бы диалектический материалист?
Тема 5. Онтология – философское учение о Бытии
Лекция – 0,5 часа, самостоятельная работа – 16 часов
Рассматривается развитие понятия Бытия в истории философии от Парменида до экзистенциализма и постмодернизма как форма мировоззренческого самоопределения человека в мире. Раскрывается сущность основных онтологических категорий (Бытие, существование, объективная и субъективная реальность, субстанция, субстрат, сущность) и показывается их связь с познающим субъектом. Дается представление о Бытии, объективной реальности, материи и ее атрибутов в материализме. Формулируются основные черты различных картин мира. Представляются варианты понимания идеального как объективной и субъективной реальности. Даются различные подходы к рассмотрению сущности сознания, его связи с мозгом и Всеобщим Разумом.
Вопросы темы:
1. Значение проблемы Бытия
2. Категория Бытие в историческом движении
3. Основные онтологические категории
4. Понятие бытия, объективной реальности, материи в материализме
5. Бытие и небытие
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 846 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!