Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рационализм и иррационализм



История развития философии представляет собой довольно заметную тенденцию замены рационалистических представлений иррационалистическими и наоборот. Рационалистична по сути вся эпоха античности, рационализм господствует в эпоху Нового времени. Вершиной рационализма стали системы Гегеля и Маркса. В то же время эпоха средний веков скорее иррационалистична, то же можно сказать и о современной философии. Посмотрим, что собой представляют эти направления.

Рационализм в самом широком смысле представляет подход к миру с точки зрения внутренне присущей ему закономерности, систем-ности. Мир закономерен (материализм), в основе мира лежит разумное, сознательное начало (идеализм: «все действительное разумно» - Ге-гель). Соответственно в ходе познания закономерности мы должны опираться на силу разума, науки. Более того, разумом можно обосно-вать все. Все возникающее в обществе тоже разумно. Таковы, например, нормы морали, которые сформированы исключительно потому, что благодаря этим нормам удается достичь максимально эффективного сосуществования людей. Разум является ведущей силой и в целом в поведении людей.

Иррационализм исходит из того, что назвать мир разумным никак нельзя. Если и есть закономерность, то она скрыта от нас настолько, что нелепо проникнуть в ее суть с помощью разума. В религиозно-философском варианте можно говорить о том, что мир явился не результатом разумного замысла, он создан Божественной волей. В философии Шопенгауэра все в мире есть результат воли к жизни. У Ницше это уже воля к власти. Интуиция, вера, озарение – вот средства познания, которые гораздо эффективнее ограниченного в возможностях познать неупорядоченность, хаос, господство случайности разума.

Иррационализм стал довольно распространенной позицией в современной философии. Это во многом связано с тем, что претензии науки познать мир во всем его многообразии не увенчались успехом. Поэтому все чаще надежды возлагаются на вненаучное и эзотерическое (тайное, открытое лишь посвященным) знание. Причем тенденция эта характерна не только для философии. Она становится распространенной в целом в общественном сознании. Возрождается интерес к мистическим учениям Востока. В искусстве властно заявляет о себе абсурд. Происходит заметное движение в сторону религии.

А теперь попробуйте разобраться в следующих задачках:

Являются ли следующие высказывания идеалистическими? Аргументируйте свой ответ.

«..Геометрия…изучает точки, прямые, поверхности и фигуры, из них образованные, механика – точечные массы, абсолютно твердые тела и т.д. Все эти точки, прямые, абсолютно твердые тела, точечные массы не являются чем-то реально существующим. Ясно, что перечисленные объекты суть результаты определенных процессов схематизации и идеализации, суть логические конструкции, создаваемые соответствующими научными теориями».

«То, что я знаю без вывода, когда имею переживание, называемое «видением солнца», есть не солнце, а психическое событие во мне. Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне. Объекты восприятия, которые я считаю «внешними» по отношению ко мне, как, например окрашенные поверхности, которые я вижу, являются «внешними», только в моем личном пространстве, которое исчезает с моей смертью; в самом деле, мое личное, видимое пространство перестает существовать всякий раз, когда я оказываюсь в темноте или закрываю глаза. И они не являются «внешними» только по отношение ко «мне», если «я» обозначает всю сумму моих психических событий, из которых состоит мое «я». Они являются «внешними» только по отношению к некоторым другим моим восприятием, именно к тем, которые обыденный здравый смысл рассматривает как восприятие моего тела; и даже по отношению к ним они являются «внешними» только для психологии, а не для физики, поскольку пространство, в котором они локализованы, является личным пространством психологии».

К какому философскому направлению по своим взглядам принадлежит автор? Аргументируйте свой ответ.

«Было бы превратно понимать, что сначала предметы образуют содержание наших представлений, и что уже затем приходит наша субъективная деятельность, которая посредством… операции абстрагирования и соединения того, что общо предметов, образуя их понятие. Понятие, наоборот, есть истинно первое, и вещи суть то, что они суть, благодаря деятельности присущего им и открывающегося в них понятия. В нашем религиозном сознании мы это выражаем, говоря, что бог сотворил мир из ничего, или, иначе выражаясь, что мир и конечные вещи произошли из полноты божественной мысли и божественных предначертаний. Этим мы признаем, что мысль или, говоря точнее, понятие есть та бесконечная форма, или свободная деятельность, которая для своей реализации не нуждается в находящемся вне ее материале».





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 338 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...