Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В основе рекреативно-оздоровительной деятельности лежат не только духовные, но и биологические потребности людей, которые объективно присущи любому живому существу изначально и являются наиболее мощными по своей движущей побудительной силе. Потребность в отдыхе и развлечении появилась у людей в те далекие времена, когда о профессиональных организаторах подобных занятий не могло быть и речи. Формы такой деятельности рождались и совершенствовались в процессе массового народного творчества. И нельзя не отметить, что достижения на этом пути оказались весьма значительными. Во всяком случае, удалось не просто изобрести много интересного, но и создать своеобразную рекреационно-развлекательную систему, в состав которой вошли игры, веселые праздники, гуляния, хороводы, посиделки, потехи ряженых, ярмарочные балаганы, деревенские братчины, фольклорный комедийный театр и многое другое. Некоторые из этих форм настолько прочно укрепились в быту народа, что с успехом используются и сегодня - в век телевидения, радио, компьютеров, Интернета, многочисленных культурно-досуговых центров, призванных заниматься организацией отдыха и развлечений уже на специальном профессиональном уровне.
Тон в деле формирования национальной сферы отдыха и развлечений на Руси и в России, естественно, задавала деревня с ее веками отшлифованным социальным укладом. Русский народ сумел создать поистине уникальный празднично-обрядовый календарь и не менее уникальную систему повседневного досуга. Важную роль сыграло здесь и последующее принятие христианства, в соответствии с нормами которого полагалось делать свободными от работы воскресные и праздничные дни. Досуг стал более четко отмежевываться от труда как основной деятельности крестьянина. Это была своеобразная гарантия права трудового человека на отдых и развлечение.
В рассматриваемом контексте нельзя не отметить важную роль сельской общины, общинных нравов, норм и правил. Отличные возможности для отдыха и развлечений в летнюю пору представляла деревенская улица. Именно здесь проходили разнообразные гуляния с играми, кадрилями, хороводами, карагодами и т.д. Весьма важное место в сфере сельского досуга занимали традиционные братчины "или кануны, как их еще называли. Обычно они проводились по так называемому обету и были связаны с какими-то давними событиями, имевшими счастливую развязку. Деревня приносила своеобразную дань святым, спасшим село от урагана, пожара, наводнения, засухи, града и т.п. В этот день из приходской церкви выносили иконы и хоругви, окропляли дома, поля и скот святой водой.
Осенью, а затем и зимой на смену уличным гуляниям приходили супрядки и посидели. На них собирались в основном девушки и женщины с рукоделием - чесали кудель, пряли, вязали, вышивали. Здесь же неизменно пели, играли, обменивались новостями и т.д. Иначе обстояло дело с вечеринами или беседами, как их называли в северных и северо-западных областях России. Это было уже молодежное веселье, основными участниками которого являлись девушки и парни. Стержень таких вечерин - кадрили, пляски, игры. Очень часто сюда приходила молодежь из соседних деревень. Подобные формы отдыха и развлечений становились средством и местом знакомств, дружеских встреч и способствовали решению важных для молодых людей матримониальных проблем.
Одной из распространенных форм деревенского досуга всегда было гостевание, т.е. хождение а гости и прием гостей. Русский народ с незапамятных времен отличался ярко выраженным хлебосольством- Утверждению этой черты народного характера способствовали и сформировавшиеся еще в древности традиции. Специфической разновидностью гостевания повсеместно являлись престольные храмовые праздники. В эти знаменательные дни хозяева радушно принимали своих родственников, друзей и приятелей из других, чаще всего ближайших, деревень. Обильное угощение за столом неизменно сопровождалось домашним весельем, а затем и традиционным гулянием по улице. Кроме престольных праздников, не менее пышно отмечались и важные семейные события -свадьбы, родины, крестины, именины и т.д.
Весьма своеобразно развивалась городская развлекательная культура. Население российских городов долгое время расширялось в основном за счет притока деревенских переселенцев. Это оказало самое серьезное влияние на формирование городского досуга. На протяжении столетий крестьяне, становясь горожанами, приносили с собой на новое место жительства вековые устои, нравы, обычаи сельской общины. В системе отдыха и развлечения подобное влияние оказывалось особенно заметным. Выходцы из села хорошо знали и помнили, как это делается в деревне, и не торопились отрекаться от прошлого опыта. В сфере организации досуга чаще всего превалировали те же танцы, песни, игровые развлечения, та же привычная «завалинка», те же хождения в гости и т.д. Подобную картину можно было наблюдать не только в уездных городках, но и на окраинах губернских центров, да и самой столицы.
Вместе с тем по мере укрепления городов и соответствующего развития городского образа жизни многое стало меняться. Характерным для второй половины XIX века был усиленный рост среднего класса, ядро которого составляли ремесленники, мелкие торговцы, чиновничество, домовладельцы. В сфере досуга этой части населения, и особенно молодежи, получили широкое распространение городские вечеринки, которые заметно отличались от деревенских вечеров и посиделок. Во всяком случае, тут мы уже видим иные танцы, иные песни, иные игры.
Петровские реформы помогли началу перестройки досугово-бытовой сферы городов по европейским образцам. Примерно с середины XVIII столетия началось российское клубное движение. Зародившись в дворянских кругах, оно затронуло потом буквально все слои общества. В большом количестве стали возникать купеческие клубы, клубы предпринимателей, чиновников, офицерские собрания, клубы интеллигенции, а затем и общедоступные клубные центры типа рабочих клубов, народных домов, изб-читален, сельских культурно-просветительных кружков. Именно они становились основными организаторами отдыха и развлечений в форме танцевальных вечеров, балов, маскарадов, разнообразных игр и других развлекательных занятий.
Очень своеобразную ветвь в развитии городского развлекательного досуга представляли массовые народные гуляния: загородные, площадные, ярмарочные и т.д. Их подробнейшее описание можно найти в книгах М.Забылина, А, Калмыкова, А. Коринфского, М. Лентовского, М. Пыляева, И. Снегирева, А. Терещенко. Интереснейший материал по этой проблематике содержится в вышедшей в 2001 году книге «Развлекательная культура России XVIII - XIX вв. Очерки истории и теории».
Отношение к отдыху и развлечению в советский период было весьма своеобразным. Для него характерен взгляд на эту сферу досуга как на что-то второстепенное. Широко распространенным являлось суждение о том, что стране рано просто отдыхать и развлекаться - у нее слишком много более серьезных политических, экономических и образовательных проблем. Почти все из области дореволюционной рекреации стало считаться устаревшим и мещанским. На некоторое время из молодежно-комсомольского досуга исчезли даже танцы. Оставшиеся формы развлечений настойчиво окрашивались в красный цвет - кумачовые гуляния, политлото, политкарты, полит-карнавалы и т.д.
В послевоенные годы началось шумное противоборство танцевальных стилей. Молодежь тянулась к новым западным танцам. Сверху неуклюже и безуспешно насаждались падеграсы и падекатры. Развернулась ожесточенная борьба с тлетворными западными влияниями. Огромные силы были брошены на дело партийно-государственного регулирования ширины штанов и длины причесок. На обличении стиляг и стиляжничества сосредоточили свои усилия средства массовой коммуникации.
Несколько изменилась рекреационно-развлекательная сфера в последнее десятилетие советского периода. Суровые запреты и ограничения все еще действовали. Однако все ощутимее становилось противостояние им. Засушенный отдых в системе официального культпросвета явно способствовал развитию молодежных форм, возникающих на иной, самодеятельной основе. Изменились ориентации комсомольских комитетов. Они стали всерьез побаиваться, что при такой культурной политике молодежь вообще начнет их игнорировать. Пришлось идти на определенные уступки. Пробились вопреки всему в сферу молодежного досуга дискотеки. Опрокинув все административные барьеры, получили широкое развитие молодежные кафе. Были легализованы, в конце концов и молодежные любительские объединения, за которые шла самая настоящая битва в течение почти трех десятилетий.
С 1981 года стали появляться новые структуры, вплотную занявшиеся организацией отдыха и развлечения. Первыми из них были бюро культурного обслуживания «Досуг» при парках культуры и отдыха, а затем при районных отделах культуры, Дворцах и Домах культуры.
Весьма интересным оказался опыт появившихся в середине 80-х годов при комсомольских комитетах молодежных творческих объединений по организации досуга (МТО). Получила право решать молодежные проблемы за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности, они сумели существенно укрепить материально-техническую базу захиревшей от безденежья сферы отдыха и развлечений.
В 1987 году было принято «Временное положение о центрах досуга» как новых государственных учреждениях, действующих на основе хозяйственного расчета, имеющих самостоятельный баланс и являющихся самостоятельным юридическим лицом. С 1988 года эта инициатива получила распространение в профсоюзной системе, где стали появляться профсоюзные центры досуга.
Замах был поистине гигантским. В планах предусматривалось наличие в новых учреждениях бассейнов, гостиных, физкультурных, танцевальных и выставочных залов, игротек, кафе и буфетов, студий звукозаписи, мастерских для технических средств, бильярдных баз проката и т.д. Прогнозировалось, что к 1999 году в стране будет 200 таких центров, а к 2000 году - 900. На деле не построили ни одного. Роскошная идея окончательно угасла в связи с начавшимся переходом к рыночной экономике и полным отсутствием денежных средств.
Кстати говоря, мысль о необходимости роскошных досуговых центров возникла у руководителей союзного министерства культуры после того, как они побывали в досуговом центре английского города Свонсе (Юго-Западный Уэльс). Центр успешно функционирует и сегодня. Это образец, который действительно достоин подражания. Не вдаваясь в подробности, отметим, что здесь имеются бассейны с пляжем, бассейны для детей с островом, где растут пальмы, бассейны для ныряния, глубокий водоем для подводного плавания, сауна, солярий, термический душ, массажная, гимнастический зал, корты для игр в теннис и бадминтон, площадки для футбола и баскетбола, стрельб из лука, крикета, зал для фехтования, зал для игры в шары, кафе, бары, кафетерии, рестораны, дискотека и т.д. На территории перед центром парк, лужайки, водоемы, амфитеатр на 300 мест для концертов и спектаклей, место для парковки автомашин. Досуговый центр изначально предназначен, прежде всего, для семейного отдыха и развлечений.
Будем надеяться, что и у россиян со временем тоже откроется возможность если не отдохнуть, то хотя бы побывать в досуговом центре, сконструированном по лучшим западным образцам. Речь идет о начавшемся строительстве в Москве на Воробьевых горах нового жилого комплекса, в рамках которого уже осуществляется строительство центра досуга, где будет двадцати метровый бассейн под большим стеклянным куполом, детский бассейн с горками и аттракционами, турецкие бани и финские сауны, солярий и гидромассажные ванны, массажные кабинеты, а также женский клуб, парикмахерская, салон красоты, бутики, бильярдная, компьютерный центр, спортивная зона с фитнесом, кафе, бары, рестораны. Замечательным изобретением человечества в рамках организации развлекательного досуга стали веселые праздники. Их суть великолепно отразил в своем афоризме Демокрит: «Жизнь без праздника - это длинный путь без заезжего двора». В праздники не принято заниматься делами. Праздничные дни приносят людям желанную разрядку от напряженности, накапливающейся а процессе действий и поведения обыденного характера. Эти дни имеют самое прямое отношение к свободе, изобилию, радости и смеху. Они вносят в жизнь человека элементы полноты, удовлетворения и гармонии. Прекрасный знаток народных праздников М.М. Бахтин вполне справедливо называл их очень важной формой «смеховой» культуры народа. Праздничное время является желанным временем снятия всяческих противоречий и отмены даже самых строгих табу. Оно освобождает человека от утилитарности, практицизма, от социальных запросов, действующих в обыденном пространстве.
Именно на этой основе с незапамятных времен строились на Руси такие праздники, как Новый год, Масленица, Иван Купала, осенние земледельческие праздники и т.д. В том же духе развивались позднее появившиеся веселые театрализованные представления, маскарады и карнавалы.
Картина развития развлекательного досуга в России была бы неполной, если бы мы опустили еще одно из интереснейших ее направлений - коммерческо-азартные игры. Именно они как яркая нить пронизывают общее полотно свободного времени. Эту нить не раз пытались оборвать извне, но подобные попытки всегда оказывались безрезультатными. Азарт гулял в крови российского человека, и воевать с ним было просто бессмысленно.
Находки археологов убедительно свидетельствуют, что на Руси с незапамятных времен играли в так называемую зернь - костяные кубики с наметками для подсчета очков и взяток. На рубеже XVI—XVII веков в Россию пришли карты. И сразу же завоевали невероятную популярность. Через некоторое время играть стали все и играли как одержимые. Ничего не смогло сделать даже суровое Соборное уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче. Несколько затихнув при Петре I, карточная страсть снова разгорелась во времена Петра II и Анны Иоанновны. Во времена Екатерины II право продажи карт перешло в ведение императорской канцелярии. Александр I, а затем Николай I предприняли робкие попытки ограничить азартную стихию за счет введения штрафов, но из этого тоже ничего не вышло. Ломберные столы стали неотъемлемой принадлежностью сначала питейных заведений, а затем и российских клубов. Карты широко проникли в домашний быт буквально всех слоев населения. О распространении в России карточных игр наглядно свидетельствуют живописные сюжеты из русской литературы. Достаточно вспомнить в этой связи Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Лескова, Толстого и других отечественных писателей.
Как уже отмечалось выше, при предельно схематичном и условном делении свободное время распадается на две составные части - время для рекреации и время для культурно-развивающей деятельности. Говоря о последней, мы имеем в виду деятельность, связанную, прежде всего, с потреблением культурных ценностей. Она сознательно направляется человеком на собственное самосовершенствование. В нее входят разнообразные формы культурно-обогащающих занятий. Как любая смена деятельности, такие занятия помогают людям отдыхать, восстанавливать свои силы, но последнее непременно сопутствует решению задач, направленных на саморазвитие личности.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1485 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!