Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел 1. Подпрограммы 3 страница



Показательным в этом отношении является осуществление научно-технической революции, которая разворачивается со второй половины ХХ века. В ее течении выделяют несколько этапов. Конец 40-х – 60-е годы ознаменовались овладением некоторыми странами ядерной энергетикой, возникновением кибернетики, появлением телевизионной сети, началом освоения космического пространства. 70-е – середина 80-х годов характеризуется развитием электронно-вычислительной техники и роботов, широкой автоматизацией производственных процессов. Середина 80-х – 90-е годы отмечены появлением персональных компьютеров и Интернета, развитием генной инженерии. Из последних научно-технических достижений, которые существенно меняют отношения в обществе, можно говорить о бурном росте сотовой телефонной связи.

Все эти события круто перевернули как положение отдельных стран, так и состояние мировых отношений в целом. Необходимо отметить и коренное изменение положения человека в многовековой эволюции процесса производства различных благ. Теперь человек все чаще выходит за пределы непосредственного контакта с предметами труда, выполняя функции контролера типичных процедур, выполняемых автоматами. Изменяется облик планеты из-за роста городов, дорог и других сетей инфраструктуры (каналов, портов, трубопроводов и т.д.). С одной стороны, эти изменения удовлетворяют растущие потребности человечества. С другой стороны, эти же изменения принесли немало бед и угрозы человечеству продолжают расти. Таким образом, социальные последствия научно-технической революции очень противоречивы.

В связи с таким положением дел особую актуальность в настоящее время приобретает понятие общественного прогресса. Латинское слово Рrogressus означает развитие нового, изменение к лучшему, движение вперед. Социальный регресс в таком случае будет означать распад, разложение социальной системы.

Философы обращаются к проблеме общественного прогресса постоянно, их взгляды отражают специфику мировоззрения и особенности разных наций, эпох, личностей, и нередко противоречат друг другу. Однако обращение к этой проблеме неизбежно, поскольку это вытекает из потребности каждого поколения осознать свою жизнь в движении от прошлого к будущему, оценить труды предшественников, создать новые ориентиры для потомков.

Многим людям известны слова древнего философа Гераклита «все течет и все изменяется», но мало, кто сможет дать однозначную оценку происходящим изменениям, включающим в себя элементы и упадка, и повторения, и появления более совершенного. Многие мыслители античности говорили о нисходящем развитие человечества от прошлого золотого века к современному железному. Другие развивали учение об исторических круговоротах, о том, что каждый народ повторяет свою историю, последовательно проходя периоды взлета и падения. Однако не менее богатую историю имеет и социальный оптимизм, берущий начало от идей Протагора, Демокрита и других античных мыслителей.

Подобные различия в подходах неизбежны, поскольку используемые критерии (признаки развития) отражают, с одной стороны, многообразие общественных явлений, а с другой – многообразие социальных позиций, идеалов. Так в средние века христианские богословы представляли историю как линейное движение, но не прогрессивное и не регрессивное, а к предначертанному Богом ее концу.

В XVII-XVIII веках критерием общественного прогресса считали рост науки и роли разума. Но эти признаки мало утешали многих мыслителе на фоне продолжающейся несправедливости, эксплуатации, роста масштабов войн и связанных с ними страданий.

Основоположник социологии и философии позитивизма О. Конт (1798–1857) выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, т.е. научной), связанных с глобальным изменением мировоззрения общества. Марксизм рассматривает в качестве основных критериев общественного прогресса развитие производительных сил общества и соответствующее им изменение производственных отношений.

История учит, что прогресс общества как сложной саморазвивающейся системы нельзя полностью отразить каким-либо одним критерием. С развитием общества стало очевидно, что каждой из сфер жизнедеятельности общества присущи специфические формы прогресса. В научно-технической сфере это может быть открытие новых законов природы, функциональное совершенствование средств труда. В области нравственности – утверждение норм гуманизма; в юриспруденции – расширение сферы правового регулирования и совершенствование законодательства и т.п. Отдельные сферы могут рассматриваться как определяющие в прогрессивном развитии общества в целом.

Таким образом, общественный прогресс рассматривают как последовательность изменений социальной системы или ее отдельной сферы, в ходе которой достигается реализация некоторого значимого для данного общества идеала.

При этом необходимо, разумеется, учитывать противоречивое совокупное влияние изменений в отдельных сферах на совокупное развитие общества. Скажем, технический прогресс может разрушать природу, прогресс науки – служить созданию оружия массового уничтожения, развитие законодательства может сопровождаться ограничением свободы и прав личности, установлением господства одной единственной идеологии, т.е. вести к тоталитарному обществу. Отсюда становится ясным, что трудно сформулировать «объективный» критерий общественного прогресса, независимого от социальных идеалов. Если, например, политическим идеалом для некоторого общества является республика, то переход от монархии к республике и будет рассматриваться в этом обществе как политический прогресс; и наоборот, если политическим идеалом является монархия, то этот же процесс будет оцениваться как упадок, регресс.

Необходимо иметь в виду и то, в разные эпохи человечество сталкивалось с разными типами общественных проблем. В настоящее время, с учетом нарастающей глобализации общественных процессов, на первый план выходят две группы проблем. Одна связана с кризисом отношений между обществом и природой, другая – с нравственно-культурным кризисом самого человечества, неумением установить гармоничные отношения между обществом и человеком, между народами, нациями, государствами. Способность разрешить эти проблемы является сегодня главным критерием общественного прогресса, она же – основное условие выживания человечества на современном этапе его существования.

Общественное развитие противоречиво. Эта противоречивость обусловлена как разными интересами людей в различных сферах общественной жизни, так и различностью интересов разных стран. Одни страны заинтересованы в наращивании промышленного производства любыми способами, другие – в защите окружающей среды от промышленных отходов. Из-за этого возникают кризисные ситуации, способные оказать влияние на развитие всего человечества. Достигнутый выигрыш в этом противостоянии заставляет задуматься о цене прогресса и вообще о смысле и направлении человеческой истории.

Под смыслом истории нужно понимать идеи о значении тех или иных событий в жизни общества с точки зрения движения к определенной цели, осуществлении общественного прогресса. Проблема, т.е. трудноразрешимый вопрос, в том и состоит: «Есть ли цель в развитии общества?». Если есть, тогда можно говорить о смысле истории.

Христианское богословие видит смысл истории в духовном спасении людей, а направление истории – к ее концу («концу света»). Просветительские теории усматривали смысл истории в осуществлении все более разумных отношений в обществе, а направление – к «царству разума и справедливости».

Существуют философские школы, отрицающие в истории какой-либо смысл и определенное направление. Так марксизм утверждает, что единой цели у истории нет, потому что цели и идеалы сами меняются в ходе истории. Некоторые социологи ХХ века (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин) придерживаются схожей позиции и ведут речь не о направлении истории, а о социальных изменениях.

В начале 80-х гг. XX в. американский социолог Дж. Нейсбит определил 10 новых тенденций мирового развития. В их числе оказались: переход от индустриального общества к информационному; от развития техники – к развитию высоких технологий; от замкнутой национальной экономики – к открытой мировой экономике; от краткосрочных задач планирования и программирования развития – к постановке долговременных стратегических целей; от тенденций централизации – к децентрализации; от иерархического к сетевому типу организации социального и политического пространства; от альтернативного выбора (по принципу «или – или») к многообразию выбора; от развитого Севера – к развивающемуся Югу. В значительной своей части это описание предвосхитило явление глобализации, которая явилась наиболее зримым проявлением и показателем тенденций к трансформации структуры международных отношений и характера политических и экономических процессов в современном мире.

Глобализация оказалась одной из наиболее обсуждаемых в последние годы магистральных тенденций мирового развития, а вместе с тем и одним из наименее строго определяемых социальных и политических феноменов. Как правило, под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более существенное влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой стороны, действия локальных сообществ могут иметь действительно глобальные, всепланетарные последствия.

Общество развивается. Появляются значительные для каждого живущего на земле проблемы.

Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и не решены сегодня, от решения которых зависит существование цивилизации. Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливавшихся в отношениях между человеком и природой в течение длительного времени.

Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, не нарушали природных законов и естественных кругооборотов. Но в процессе эволюции отношения человека и окружающей среды существенно изменились. С развитием орудий труда человек все более усиливал свое «давление» на природу. Уже в эпоху древности это привело к опустыниванию обширных пространств Малой и Средней Азии и Средиземноморья.

Период Великих географических открытий ознаменовался началом хищнической эксплуатации природных ресурсов Африки, Америки и Австралии, что серьезно повлияло на состояние биосферы на всей планете. А развитие капитализма и промышленные революции, произошедшие в Европе, породили экологические проблемы и в этом регионе. Глобальных же масштабов воздействие человеческого сообщества на природу достигло во второй половине XX в. И сегодня проблема преодоления экологического кризиса и его последствий является, пожалуй, наиболее актуальной и серьезной.

В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатировал ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми.

Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов. Так, в процессе исторического развития люди постепенно овладевали все новыми и новыми видами энергии: физической силой (сначала своей собственной, а затем и животных), энергией ветра, падающей или текущей воды, пара, электричества и, наконец, атомной энергией.

В настоящее время ведется работа по получению энергии путем термоядерного синтеза. Однако развитие атомной энергетики сдерживается общественным мнением, всерьез обеспокоенным проблемой обеспечения безопасности атомных станций. Что же касается других распространенных энергоносителей – нефти, газа, торфа, угля, то опасность их истощения в самое ближайшее время весьма велика. Так, если темпы роста современного потребления нефти не будут расти (что является маловероятным), то ее разведанных запасов хватит в лучшем случае на ближайшие пятьдесят лет. Между тем большинство ученых не подтверждают прогнозов, согласно которым уже в недалеком будущем возможно создание такого типа энергии, ресурсы которого станут практически неисчерпаемыми. Даже если предположить, что в ближайшие 15–20 лет термоядерный синтез все-таки смогут «приручить», то его повсеместное внедрение (с созданием необходимой для этого инфраструктуры) затянется не на одно десятилетие. А потому человечество, видимо, должно прислушаться к мнению тех ученых, которые рекомендуют ему добровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии.

Вторым аспектом данной проблемы является загрязнение окружающей среды. Ежегодно промышленные предприятия, энергетические и транспортные комплексы выбрасывают в атмосферу Земли более 30 млрд. т двуокиси углерода и до 700 млн. т паро- и газообразных соединений, вредных для человеческого организма.

Наиболее мощные скопления вредных веществ приводят к появлению так называемых «озоновых дыр» – таких мест в атмосфере, через которые истощенный озоновый слой позволяет ультрафиолетовым лучам солнечного света более свободно достигать поверхности Земли. Это оказывает негативное влияние на здоровье населения планеты. «Озоновые дыры» – одна из причин роста числа онкологических заболеваний у людей. Трагичность ситуации, по мнению ученых, состоит еще и в том, что в случае окончательного истощения озонового слоя у человечества не окажется средств его восстановления.

Загрязнению подвергаются не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 10 млн. т сырой нефти и нефтепродуктов (а с учетом их стоков эта цифра может быть увеличена в два раза). Все это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Очевидно, что проблема общей деградации окружающей среды, следствием которой является ухудшение условий жизнедеятельности людей, является проблемой общечеловеческой. Решить ее человечество может только сообща. В 1982 г. ООН приняла специальный документ – Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде. Кроме ООН, большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играют такие неправительственные организации, как «Гринпис», Римский клуб и др. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.

Еще одной проблемой является проблема роста населения земного шара (демографическая проблема). Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения и имеет свою предысторию. Примерно 7 тыс. лет назад, в эпоху неолита, на территории планеты проживало, по мнению ученых, не более 10 млн. человек. К началу XV в. эта цифра удвоилась, а к началу XIX в. – приблизилась к миллиарду. Двухмиллиардный рубеж был перейден в 20-е гг. XX в., а по состоянию на 2000 г. население Земли превысило уже 6 млрд. человек.

Демографическая проблема порождена двумя глобальными демографическими процессами: так называемым демографическим взрывом в развивающихся странах и недовоспроизводством населения в развитых странах. Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограниченны, и уже сегодня ряду развивающихся стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. Но, по прогнозам ученых, рождаемость достигнет простого воспроизводства (т. е. замены поколений без роста численности людей) в Латинской Америке не ранее 2035 г., в Южной Азии – не ранее 2060 г., в Африке – не ранее 2070 г. Между тем решать демографическую проблему необходимо уже сейчас, ибо нынешняя численность населения едва ли посильна для планеты, которая не в состоянии обеспечить подобное количество людей необходимым для выживания продовольствием.

Некоторые ученые-демографы указывают еще на такой аспект демографической проблемы, как изменение структуры мирового населения, происходящее в результате демографического взрыва второй половины XX в. В этой структуре растет количество жителей и выходцев из развивающихся стран – людей малообразованных, неустроенных, не имеющих положительных жизненных ориентиров и привычки к соблюдению норм цивилизованного поведения, что приводит к значительному снижению интеллектуального уровня человечества и распространению таких антисоциальных явлений, как наркомания, бродяжничество, преступность и т. п.

С демографической проблемой тесно переплетается и проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (так называемая проблема «Север-Юг»).

Суть этой проблемы заключается в том, что большинство из освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.

И наконец, еще одной глобальной проблемой, которая долгое время считалась важнейшей, является проблема предотвращения новой – третьей мировой войны.

Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания мировой войны 1939–1945 гг. Именно тогда странами антигитлеровской коалиции было принято решение о создании ООН – универсальной международной организации, главной целью деятельности которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Однако происшедший вскоре окончательный раздел мира на две системы – капиталистическую и социалистическую, а также начало «холодной войны» и новой гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядерной катастрофы. Особенно реальной угроза начала третьей мировой войны была в период так называемого Карибского кризиса 1962 г вызванного размещением советских ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной позиции руководителей СССР и США кризис был разрешен мирным путем. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. Во многом на решение правительств о принятии таких обязательств повлияло общественное движение борьбы за мир, а также такое авторитетное межгосударственное объединение ученых, выступавших за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение. Именно ученые при помощи научных моделей убедительно доказали, что главным последствием ядерной войны будет экологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата на Земле. Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой природе и, возможно, к полному вымиранию человечества.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньшая, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки авторитарных режимов (Ирак) или отдельных террористов. С другой стороны, последние события, связанные с деятельностью комиссии ООН в Ираке, новое обострение ближневосточного кризиса еще раз доказывают, что, несмотря на прекращение «холодной войны», угроза начала третьей мировой войны все-таки существует.

В связи с окончанием «холодной воины» в середине 1980-х гг. возникла глобальная проблема конверсии. Конверсией называют постепенный перевод избыточных ресурсов (капиталов, технологий рабочей силы и др.), которые были ранее заняты в военной сфере, в сферу гражданскую. Конверсия отвечает интересам большинства людей, поскольку она существенно уменьшает угрозу военных столкновений.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете.

Вопросы для повторения:

1. каково содержание понятий «эволюция» и «революция»?

2. в чем разница механизма реформ и революций в развитии общества?

3. что такое общественный прогресс, каковы его критерии?

4. что такое научно-техническая революция?

5. каковы социальные последствия научно-технической революции?

6. что такое смысл истории, в чем он состоит?

7. назовите глобальные проблемы современности.

Тема 1.6. Глобализация общества

В 1848 г. был опубликован «Манифест Коммунистической партии». Его авторы – Карл Маркс и Фридрих Энгельс подвергли критике всю предыдущую историю человечества (за исключением первобытного строя) за раскол на классы и классовую борьбу. Современный им капитализм они назвали последним классовым обществом, которое будет уничтожено его «могильщиком» – пролетариатом. Вместе с победой пролетариата человечество навсегда отбросит такие «пережитки» антагонистического общества, как религия, государство, частная собственность, семья, и вступит в состояние коммунизма – справедливого общества, в котором будет действовать правило: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

Принципиальным отличием этого манифеста от всех прежних проектов достижения всеобщего счастья на Земле явилось то, что Маркс вывел неизбежность коммунизма из экономического анализа капиталистического общества. Он создал действительно научную теорию, которая давала возможность прогнозировать неизбежный крах капиталистического хозяйства из-за концентрации богатства в руках небольшого числа собственников средств производства и обнищания абсолютного большинства пролетариев.

На основе этого научного анализа Маркс и Энгельс пришли к выводу о том, что неизбежный кризис капиталистической системы может быть использован для перехода к коммунизму пролетариатом, которому «нечего терять, кроме своих цепей». Пролетариат, организованный в класс коммунистической партией, обладающей научной теорией, способен совершить революцию, свергнуть диктатуру буржуазии и осуществить коммунизм.

Маркс и его последователи считали, что капитализм уже создал глобальный рынок, что раскол на буржуазию и пролетариат становится основным противоречием мира и что поэтому пролетарская революция, победив в промышленно развитых странах Западной Европы, распространится на весь остальной мир. Это необходимо, поскольку коммунизм возможен только как объединенное человечество.

В XX в. большинство последователей Маркса в Западной Европе отказались от пролетарской революции как непременного условия перехода к коммунизму. Они создали социал-демократические партии, которые ставили своей целью путем политической борьбы и победы на парламентских выборах преобразовать капиталистическое общество в интересах трудящегося большинства.

Российская социал-демократическая рабочая партия, созданная в 1898 г. на основе идеологии марксизма, уже в 1903 г. раскололась на большинство и меньшинство. Большевики во главе с Владимиром Ильичом Ульяновым (один из его псевдонимов – Н. Ленин) объявили себя продолжателями революционной линии марксизма. 7 ноября 1917 г., организовав вооруженное восстание воинских частей петроградского гарнизона, отказавшихся идти на фронт, большевики свергли Временное правительство. Захватив власть в России большевики установили свою диктатуру и начали реализацию коммунистического проекта в стране.

Признавая, что Россия не является промышленно высокоразвитой страной и, по Марксу, не может стать инициатором установления мирового коммунизма, большевики рассчитывали на пролетарские революции в Западной Европе. Однако вместо мировой революции большевики фактически вернули прежние территории Российской империи (за исключением части Польши, Финляндии и Прибалтики) под контроль своей власти и в конце 1922 г. образовали новое государство – СССР. Официальной идеологией этого государства стал марксизм-ленинизм, официальной целью – мировая революция и осуществление коммунизма в мировом масштабе.

Семидесятилетняя история Советского Союза существенно изменила первоначальный характер и первоначальные цели государства, управлявшегося коммунистической партией. Первые годы конфронтации с Западом сменились союзом с Англией, США и Францией в войне против германского нацизма. В послевоенный период стала создаваться мировая социалистическая система во главе с СССР, противостоявшая капиталистической системе во главе с США. Идеологический конфликт двух сверхдержав обозначался как «холодная война», которая превратилась в соперничество за контроль над странами так называемого «третьего мира» – бывшими западными колониями в Азии и Африке, а также странами Латинской Америки.

Хотя поляризация мира во второй половине XX в. не была полностью завершенной (существовало Движение неприсоединения во главе с Индией, да и в самом коммунистическом лагере вне «советского блока» находились Китай, Югославия, Албания и Румыния), все же принципиально он разделился на две системы. Принадлежность к «третьему миру» или «неприсоединение» обозначали скорее политическую позицию того или иного государства. Означало ли это, что теория Маркса оказалась в целом неверной и потому неспособной дать верный прогноз будущего развития?

Наиболее аргументированные ответы на эти вопросы дает один из ведущих социологов и социальных теоретиков нашего времени – Иммануэль Валлерстайн.

И. Валлерстайн – наш современник, выдающийся американский социолог, создатель теории миросистемного анализа, один из авторитетнейших в современной науке критиков либеральной идеологии, а также глобальной системы капитализма в целом. Наиболее известные его труды: «После либерализма», «Конец знакомого мира: социология ХХ! века», «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире».

Он объяснил ошибки Маркса тем, что его теория вырабатывалась в рамках господствовавшего в XIX в. либерального мировоззрения, хотя и ставила своей целью его радикальную критику. В частности, Маркс вместе с либералами разделял веру в прогресс человеческой истории и потому выстроил ее как последовательную смену фаз – «общественно-экономических формаций» – от первобытно-общинной через рабовладельческую и феодальную до капиталистической. В понимании истории, по Марксу, присутствует излишний детерминизм, который заставляет его сделать вывод о неизбежности коммунизма. Именно эта однолинейная схематичность исторического процесса (что соответствовало канонам научного знания в XVI– XIX вв.) и явилась причиной, которая не позволила теории Маркса предвидеть пути реального развития мира.

Отвергая догматическую интерпретацию теории Маркса, характерную для западноевропейских социал-демократов и российских большевиков, Валлерстайн сохраняет критический настрой марксизма по отношению к современности. Он целиком принимает анализ Маркса экономических противоречий капитализма, но предлагает другую теорию истории, с помощью которой считает возможным все-таки выполнить задачу, поставленную в «Коммунистическом манифесте», – осуществить переход к справедливому человеческому обществу.

Вместо линейной последовательности сменяющих друг друга фаз Валлерстайн предлагает различать в человеческой истории три основные формы объединений людей (исторические системы): мини-системы и мировые системы (миросистемы). Последние подразделяются на мировые империи и мировые экономики.

Мини-системы – это первобытные сообщества, занимающие небольшие территории и существующие сравнительно короткий срок (6 поколений). Они объединены кровным родством, однородной культурной и управляющей структурой. Обмены деятельностью и продуктами в таких системах между людьми происходят на принципах взаимности.

Мировые империи – это обширные политические структуры с централизованной властью, включающие в себя большое культурное разнообразие. Основная деятельность – взимание дани с местно самоуправляющихся производителей (сельскохозяйственных, как правило) и передача ее в центр, где она перераспределяется среди структур управления (чиновников).

Мировые экономики – это цепочки производящих структур, пересекающих политические границы и образующих сети обмена продуктами и услугами. Прибыль здесь распределяется в пользу тех, кто получает те или иные временные монополии, что и составляет «логику капитализма».

Согласно Валлерстайну, приблизительно до 8000 г. до н. э. существовали только мини-системы. Затем и вплоть до 1500 г. н. э. все три формы исторических систем сосуществовали, но при этом сильнейшей формой являлась мировая империя. А приблизительно с 1500 г. одна из мировых экономик – западноевропейская капиталистическая по еще не до конца понятным причинам сумела выдержать давление мировых империй, а затем постепенно все их разрушить и подчинить себе. К концу XIX в. возникла глобальная капиталистическая мировая экономика, ставшая единственной «миросистемой». В ней, согласно Валлерстайну, сегодня и живет все человечество.

В нашей миросистеме продолжают действовать все основные процессы, выявленные Марксом при анализе капитализма. Продолжается классовая борьба между собственниками средств производства и пролетариатом. Растет поляризация – накопление богатства в руках немногих и усиление нищеты большинства. По-прежнему появляются идеологии, стремящиеся оправдать существующее положение вещей. И, самое главное, усиливается то, что Маркс называл отчуждением человека от своей собственной сущности.

Миросистема устроена следующим образом. Имеется ее «ядро» (или центр) – это группа высокоразвитых стран (Западная Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Япония), которые получают максимум прибыли от всемирного капиталистического производства. На краю миросистемы располагается «периферия» – страны так называемого «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке. В системе международного разделения труда они служат сырьевой базой и источником сельхозпродукции для стран «ядра». Остальные страны находятся в промежуточном состоянии «полупериферии» – это в основном страны бывшего «социалистического лагеря». Их судьба – либо быть интегрированными в «ядро» миросистемы, либо опуститься на «периферию». В таком «полупериферийном» положении, согласно анализу Валлерстайна, находится и Россия после распада СССР. И будущее ее, считает он, отнюдь не предопределено.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...