Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Закон отрицания отрицания. 2 страница



Подход к природе лишь как к средству достижения человеческих целей сохранился и всё более усиливался, вплоть до середины XX века. И лишь уже на рубеже потенциальной глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы, соответствующего осмысления происходящих процессов.

Взаимодействие людей с природой рассмотрим с помощью соответствующих понятий.

Географическая среда – это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, т.е. та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой активности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Влияние конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа неоспоримо и в то же время весьма различно. Такое различие было особенно чувствительным на ранних ступенях развития общества, когда преобразование предметов природы составляло весьма незначительный процент по сравнению с их использованием в готовом виде. И, понятно, что неблагоприятные природные условия на определённых территориях Земли существенно тормозили общественное развитие. Поэтому древние цивилизации возникли первоначально у народов южных стран – на берегах Нила, Евфрата, Тигра, Ганга, Инда и т.д., а не у народов Севера. Например, климат Древнего Египта, в отличие от климата Скандинавии, требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов. Благоприятное географическое положение вело к тому, что именно на Юге в первую очередь развивалась культура человечества.

Однако лучшие природные условия южных стран обеспечивали эти преимущества на ранних ступенях развития человечества. В дальнейшем же, наоборот, благоприятные природные условия превратились в своеобразный тормоз. Будучи комфортными, они не стимулировали у южных народов чрезвычайных усилий для общественного развития. История показала более быстрое развитие стран умеренного климата. Разнообразие природных условий стало наиболее благоприятным фактором общественного развития.

Большое значение в жизни общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. В структуру окружающей среды входят две важнейшие составляющие: естественная и искусственная среды обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы, т.е. геосферу и биосферу.

Биосфера есть сфера бытия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Положительные для человека результаты освоения и преобразования естественных природных богатств неоспоримы. Это, прежде всего, рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. И всё это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. Но человек не смог бы стать разумным существом, если бы не научился создавать и нечто своё, то, чего нет в природе.

Искусственная среда обитания – это всё то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные им в результате селекции и одомашнивания животные и растения. С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания все более растет. Однако динамика роста искусственной среды обитания и её влияния на окружающую природу не могут не беспокоить. Объем технической массы (вес всего созданного человеком) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Растущее влияние общества на природу получило своё отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере.

До настоящего времени история взаимодействия природы и общества прошла два главных периода. Сейчас человечество встало перед необходимостью перехода к третьему периоду. Основанием для периодизации служит фактор, определяющий это взаимодействие. Общая периодизация такова.

1. Биогенный (адаптационный) период, около 2 млн. – около 30 тыс. лет назад.

2. Техногенный (преобразовательный) период продолжается до настоящего времени.

3. Ноогенный (системно-преобразовательный) период.

Первый и самый продолжительный период охватывает время: «человек умелый» (примерно до 2 млн. лет назад), «человек прямоходящий» (примерно до 1 млн. лет назад) и «человек разумный» (примерно до 30 тыс. лет назад). Определяющим фактором в жизни людей в то время была биосфера. Отсюда и название периода. Древние люди вынуждены были приспосабливаться (адаптироваться) к природным условиям. Уже тогда они наносили ущерб окружающей их среде. В основном это были лесные пожары, истребление некоторых видов животных и растений в местах проживания. Конечно, эти явления носили локальный характер и довольно быстро компенсировались естественными процессами.

Эти проблемы отчасти разрешились при переходе от присвоения природных продуктов к их производству. Речь идёт о развитии земледелия и скотоводства. С этими изменениями связано начало второго этапа в отношении общества к природе. Поскольку определяющим фактором здесь стали искусственные орудия (техника), постольку так и называется период. В этот период преобразование природы приняло большие масштабы (уничтожение лесов ради пашни, селекция животных и растений, появление искусственных сооружений и т.д.). Отсюда и второе название данного периода.

Положение людей в борьбе со стихийными силами природы значительно упрочилось. Однако преобразования природы носили стихийный характер, поэтому возрос ущерб окружающей среде. Учащались пожары лесов и степей, всё живое там гибло; пастбища деградировали, пахотные земли подвергались эрозии. Именно к этому времени относится появление пустынь в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Эти изменения связаны с аграрным этапом техногенного периода.

Возникновение мануфактурного производства дало начало индустриальному этапу техногенного периода. Промышленность в массовом масштабе стала производить вещи и процессы, которых в естественных условиях не существует. При этом создаются не только нужные человеку продукты, но и множество побочных продуктов производства – отходов. Эти отходы с усложнением промышленных технологий всё чаще становятся не просто лишними, но и очень опасными. Таким образом, загрязнения окружающей среды из локальных превращаются в региональные, а затем и в глобальные. Человечество из-за своих несбалансированных отношений с природой становится на грань экологической катастрофы.

Что такое экология? Этот термин впервые употребил в 1866 году немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919), обозначая им учение о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Учёный полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошёл в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня мы фактически говорим уже о социальной экологии – науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Экологическую ситуацию в мире охарактеризуют как близкую к критической. К глобальным экологическим изменениям относят следующие:

• уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

• в значительной мере истреблен лесной покров;

• стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

• мировой океан истощается из-за уничтожения живых организмов и перестаёт быть регулятором природных процессов;

• атмосфера загрязнена настолько, что чистый воздух становится дефицитом;

• частично нарушен озоновый слой, защищающий все живое от космического излучения;

• загрязнена поверхность и обезображены природные ландшафты.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения общества к природе. Для человечества становится жизненно необходимым изменение отношения к природе. Эти отношения должны стать гармоничными. Необходимо совместное развитие биосферы и человечества. А для этого нужны новые знания и новая нравственность.

Эти новые знания представлены в учении о ноосфере. Впервые термин «ноосфера» (букв. – сфера разума) использовал в 1927 году французский исследователь Э. Леруа (1870-1954). В.И. Вернадский основные идеи учения о ноосфере начал разрабатывать и высказывать в начале XX века. Уже тогда им осмысливались возможности человеческого разума в глобальном преобразовании мира, перспективы влияния человека на природу, необходимость скорейшей гармонизации их взаимоотношений. Ноосфера означает новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека, Разума становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но одновременно и фактором её сохранения. При этом общество выходит на уровень сознательного регулирования стихийного сейчас развития промышленности, адекватного вмешательства в природные процессы. На этапе ноосферы потребности общества должны стать соизмеримы с возможностями гео- и биосферы. Расширение ноосферы будет означать наступление ноогенного периода в истории взаимодействия общества и природы.

В настоящее время, важно хотя бы не ухудшать существующее состояние окружающей среды. Нужно не только любить природу, стремиться к сохранению окружающей среды, но и уметь делать это. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками, владеть экологическим образованием. Основные положения здесь таковы. 1. Природа – не враг, а друг человека. С ней нужно не бороться, а постоянно заботиться о сохранении её богатств. Охрана окружающей среды есть охрана самого человека. 2. Необходимо отказаться от идеи о неисчерпаемости богатств природы. 3. Требуется поддерживать и развивать различные совокупности животных, растений и микроорганизмов (биоценозы). Человек составляет с ними единую систему, связан различными круговоротами. Таким образом, необходима система ограничений и запрещений в преобразующей активности людей.

Кроме названых выше угрожающих изменений в окружающей среде, достойной реакции на которые еще не найдено, человечеству предстоит найти ответы еще на две группы глобальных проблем.

Первая связана с необходимостью установить цивилизованные отношения между государствами. Здесь требуется устранить угрозу мировой войны и достигнуть справедливого мирового политического устройства. С этим связана необходимость установить справедливый экономический порядок: преодолеть или значительно сократить разрыв в благосостоянии стран Севера и Юга, Запада и Востока. Нерешенность указанных проблем порождает новые кризисные ситуации, в частности, необходимость борьбы с международным терроризмом. Вторая группа связана с необходимостью установить гармонические отношения между обществом и личностью. Здесь требуется устранить демографические перекосы в различных странах, найти способы лечения широко распространенных болезней, покончить с абсолютной безграмотностью и недостаточной образованностью, которая недопустима в век сложнейшей техники и технологий. Глобальные проблемы образуют некую целостность, решение любой из них невозможно без решения других.

Приоритетные глобальные цели человечества определены (стратегия выживания):

• в политической сфере – уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;

• в экономической сфере – развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;

• в социальной сфере – повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;

• в духовной сфере – перестройка массового нравственного сознания в соответствии с сегодняшними реалиями.

Вопросы для повторения:

1. каково содержание понятия «природа»?

2. в чем отличие естественной и искусственной окружающей среды?

3. в чем смысл понятия «ноосфера»?

4. какие периоды взаимодействия общества и природы вам известны?

5. какие группы глобальных проблем вам известны?

6. в чем состоит стратегия совместного выживания человечества?

Тема 1.4. Культура и цивилизация.

Системный характер существования и развития общества часто выражается в понятиях культуры и цивилизации.

Понятие «культура» ведет происхождение от латинского глагола colo, который означал «обрабатывать, возделывать почву». Оно используется для характеристики специфически человеческого способа существования, связанного с преобразованием природы, созданием «очеловеченной» окружающей среды, «второй природы». В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают:

степень развития личности, приобщения человека к современным достижениям науки, искусства, права, нравственности и других областей духовности (личностное понимание);

область творческой активности, которая связана с искусством (это обиходное, узкое понимание);

совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах общественной жизни (накопленные человечеством материальные и духовные ценности);

специфический способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов.

Последнее понимание наиболее близко современным общественным наукам. Оно соответствует всем приведенным значениям данного понятия. Оно касается и каждого человека в той степени, в которой он воспринимает ценности, подходы, образцы поведения, свойственные определенной культуре. Это понимание культуры проявляется и в сфере творчества, где могут осмысливаться, зарождаться, развиваться новые культурные типы. Оно не противостоит материальным ценностям, поскольку последние также играют роль существенных жизненных условий, определяющих «обработку и возделывание» новых поколений.

В истории общественной мысли существовали различные оценки значения культуры для человека и общества. Некоторые ученые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества, а этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества. Другие считали, что культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта, что культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности отдельной личности и общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную. К достижениям (результатам развития) материальной культурой относят технику, технологию, материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственные условия и средства человеческого существования. Достижениями духовной культуры считают науку, искусство, религию, мораль, философию, право. Каждая из перечисленных форм в свою очередь состоит из совокупности многих элементов: нормы и эталоны поведения, законы, обычаи, традиции, знания, идеи, образы, символы и язык. Разграничение материального и духовного в культуре весьма условно, поскольку касается не сущности культуры, а ее форм воплощения. Они могут влиять друг на друга и даже вступать в конфликты, но только в совокупности они составляют программы общественных отношений.

С учетом исторического развития культуры в ней различают три слоя, уровня. Первый составляют остатки, «осколки» прошлых культур. Во второй входят программы отношений, присущие современному обществу. Третий образуют «зародыши» культур будущего. Все уровни объединяются в единую систему общими мировоззренческими представлениями и понятиями, которые называются мировоззренческими универсалиями культуры. Исторически складываются определенные системы универсалий, составляющих совокупность знаний о мире, месте человека в нем, добре, зле и т.д. В этих системах проявляются черты, общие для всякой культуры. Вместе с тем в культуре имеются черты, присущие отдельным народам, нациям. Поэтому говорят о специфике русской, немецкой, американской культур как присущих каждому народу способах существования, которые могут влиять друг на друга. Культурными особенностями обладают определенные социальные общности, группы (юристы, врачи и т.д.) и даже отдельные люди. Каждый человек как личность является творением культуры, вернее, он становится личностью, усваивая достижения культуры в процессе социализации.

Рассматривая ход человеческой истории, можно увидеть, что никакие крупные социальные преобразования не происходят без соответствующего изменения культуры. Примером могут служить неоднократные переходы российского общества к качественно изменяющимся показателям культуры в течение одного только ХХ столетия.

Анализ общественного развития через рассмотрение исторических типов культур называют культурологическим подходом. Одним из основоположников такого подхода стал в ХIХ веке русский философ Н.Я. Данилевский. Он выделил десять типов социальной культуры: египетскую, китайскую, индийскую, древнесемитскую, иранскую, ассиро-вавилонскую, древнегреческую, древнеримскую, новоаравийскую, романо-германскую. Кроме того, он выделял два типа культуры доколумбовой Америки – мексиканскую и перуанскую, которые не успели развиться и были насильственно уничтожены испанскими завоевателями. Славянский тип культуры, которому принадлежит будущее, согласно Данилевскому, находится в процессе становления.

Последователь Данилевского, известный немецкий философ и историк О. Шпенглер с позиций концепции культурно-исторических типов подверг критике взгляды о единстве всемирной истории. С его точки зрения, каждый исторический тип культуры, пройдя предназначенный ему путь развития, умирает, и никакой преемственности культур не существует. Наблюдаемая иногда в истории попытка повторения, возрождения образцов ушедшей культуры является всего лишь видимостью, внешней оболочкой, за которой скрывается совершенно другой, новый тип культуры. Шпенглер выделил восемь основных типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская и культура майя. Последний этап существования культуры, ее «умирание» начинается с ее переходом в стадию «цивилизации», характеризующуюся упадком духовной культуры, переходом к «массовой культуре» и повсеместным господством чисто интеллектуального, прагматического подхода к жизни. Для Западной Европы явно выраженным рубежом такого упадка, «заката» европейской культуры, по мнению О. Шпенглера, является Первая мировая война.

Понятие «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий в современной науке и публицистике. Оно имеет латинский корень, происходит от слова «civilis», что означает «городской, государственный, гражданский». В современной научной литературе «цивилизация» трактуется как:

синоним понятия культуры;

материальная культурапротивоположность духовной культуры;

ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством, и отличающаяся общественным разделением труда, письменностью и развитой системой государственно-правовых отношений;

тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой.

Современное обществоведение отдает предпочтение, по преимуществу, последней трактовке, хотя и не противопоставляет ее другим смыслам этого понятия. Таким образом, понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название «цивилизационный подход».

В рамках этого подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные:

1. теория локальных цивилизаций;

2. концепция мировой, общечеловеческой цивилизации.

Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации могут совпадать с границами государств, но бывают и исключения. Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, принято считать одной цивилизацией, поскольку при всем своеобразии каждого государства все они представляют один культурно-исторический тип.

Теорией циклического развития локальных цивилизаций занимались в ХХ веке русский эмигрант – социолог П.А. Сорокин, английский историк А. Тойнби и другие. Тойнби выделял более десяти замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения. Молодая цивилизация энергична, полна сил, способствует более полному удовлетворению потребностей населения, обладает высоким темпом экономического роста, прогрессивными духовными ценностями. Но затем эти возможности оказываются исчерпанными. Экономический, социально-политический механизмы, научно-технический, образовательный и культурный потенциалы устаревают, ветшают. Начинается процесс надлома и распада, проявляющийся, в частности, в эскалации внутренних гражданских войн. Существование цивилизации заканчивается гибелью, сменой господствующего типа культуры. В итоге цивилизация полностью исчезает, и общей истории у человечества нет. Ни одна существующая цивилизация не может гордиться тем, что представляет высшую точку развития в сравнении с её предшественницами.

К основным цивилизациям отнесены: западная, православная христианская в России, иранская и арабская (исламская), индуистская, дальневосточная. Сюда же относятся и такие древние цивилизации как шумерская, вавилонская, египетская, эллинская и цивилизация майя. В отличие от более ранних жизнь современных цивилизаций, по мнению Тойнби, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ.

В теории эволюции мировой цивилизации выделяются ее отдельные стадии (этапы). Известные американские ученые (Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бжезинский и др.) называют в общемировом цивилизационном процессе три основные стадии:

1. доиндустриальную (аграрную),

2. индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе и

3. постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.

Характерные черты аграрной цивилизации (доиндустриального общества): преобладание аграрного производства и натурального обмена продуктов, что определяет зависимость от природных условий; подавляющая роль государства в общественных процессах; жесткая сословное деление общества (низкая социальная мобильность граждан); господство обычаев и традиций в духовной сфере жизни общества.

Характерные черты индустриальной цивилизации (индустриального общества): преобладание промышленного производства с возрастающей ролью науки в нем, вызванное этим стремление господствовать над природными факторами; развитие товарно-денежных отношений и общенационального рынка; высокая социальная мобильность; возрастание роли индивидуализма и инициативности личности в борьбе за ослабление роли государства и традиций коллективизма в политической и духовной сфере жизни общества.

Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) обладает следующими характеристиками: преобладание производства товаров массового потребления, развитие сферы услуг; развитие информационной техники и ресурсосберегающих технологий; развитие правовой регуляции общественных отношений, стремление к гармоничным отношениям между личностью, обществом и государством; начало попыток разумного (в интересах всего человечества) подхода к решению глобальных проблем, прежде всего в области защиты окружающей среды.

Следует отметить, что анализ общества с позиций теории общемировой цивилизации близок к формационному подходу, сформированному в рамках марксизма. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства. Ведущую роль играет базис – совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Вся совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений составляет надстройку, определяемую в целом уровнем развития производительных сил общества и характером его общественно-экономического базиса. Источником развития общества считаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, разрешающиеся в ходе социальной революции.

Согласно этой теории человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. В этой теории названы пять формаций. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Пятая формация – коммунистическая с ее наилучшими, с точки зрения марксизма, принципами общественного устройства, может соответствовать идеальным принципам информационного общества.

Недостатки формационного подхода обычно связывают с некоторой предопределенностью, жесткой неизбежностью развития исторического процесса, преувеличением роли экономического фактора общественной жизни и недооценкой роли духовных и других надстроечных факторов. В настоящее время формационная теория переживает кризис и более распространенным становится именно цивилизационный подход к изучению исторического процесса. Цивилизационный подход имеет более конкретный исторический характер, учитывает не только материально-технические аспекты общественного развития, но и влияние факторов, возникающих в других сферах общества.

В целом формационный и цивилизационный подходы не исключают, а скорее дополняют друг друга: элементы формационного подхода обогащают цивилизационный анализ. Дело в том, что в общественных науках уже давно идет спор по принципиальному вопросу. Движется ли мир к единой цивилизации с общечеловеческими ценностями или реализуется тенденция к культурно-историческому многообразию и человечество будет представлять собой совокупность локально развивающихся цивилизаций. Сторонники первой точки зрения ссылаются на бесспорные факты распространения ценностей, зародившихся в европейской цивилизации. Это рыночная экономика, идейный плюрализм, правовое государство, гуманизация и демократизм, современные технологии и другое. Сторонники второй позиции подчеркивают ту бесспорную идею, что в основе развития любого жизнеспособного организма, в том числе общественного организма, лежит взаимодействие противоположных сторон, разнообразие. Распространение же единых, общих для всех народов ценностей, культурных укладов жизни, глобализация мирового сообщества положит конец развитию человечества.

Различные теории дают возможность по-разному увидеть историю. В формационной и общецивилизационной теории на первый план выходят общие для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное разнообразие исторического процесса.

Таким образом, различные подходы, очевидно, имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Создание же единой методологии исследования исторического процесса, если такое возможно, – дело будущего.

Вопросы для повторения:

1. какие толкования понятия «культура» вам известны?

2. в чем смысл культурологического подхода к истории общества?

3. какие толкования понятия «цивилизация» вам известны?

4. какие концепции цивилизационного подхода к истории общества вам известны?

5. в чем суть марксистской формационной типологии общества;

6. в чем суть типологии общества по технико-технологическому критерию?

Тема 1.5. Общественный прогресс и глобализация общества. Глобальные проблемы современности.

В динамике общества различают эволюционный и революционный пути развития.

Эволюция – развитие в природе и обществе в виде непрерывного постепенного изменения объектов. Одной из теорий, описывающих такие изменения, является эволюционное учение Ч. Дарвина о развитии видов в мире живых существ.

Революция – развитие в природе и обществе в виде коренного качественного перелома в состоянии объектов. Постепенность общественных процессов часто характеризуют понятием «реформа». Это – преобразование отдельной стороны общественной жизни, может быть даже отдельных социальных институтов. Тогда как под социальной революцией понимают качественный переворот во всех сферах жизни общества. Под революцией понимают и крупные перевороты в отдельных отраслях человеческой активности, например, научные, технические, культурные и другие революции. Эволюционные и революционные преобразования в обществе всегда сопровождаются реформами. В свою очередь последовательное проведение преобразований в отдельных сферах может привести к революционному перевороту в развитии общества.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...