Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 35



Иконы и росписи ярославских храмов рубежа XVII–XVIII вв. Фрески церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и церкви Благовещения на Волжском берегу (Ярославль).

Последний этап истории иконописной мастерской Оружейной палаты. Произведения Тихона Филатьева и Кирилла Уланова. Иконостасы московских церквей и подмосковных усадебных храмов. Карп Золотарев (иконостасы Большого собора Донского монастыря и церкви Покрова в Филях). Рама иконы “Донской Богоматери” (Благовещенский собор Кремля).

Произведения “светского” жанра. Иллюстрации к Букварю Кариона Истомина, виды мест, “картины” познавательного характера – документально-исторические и аллегорические. Портрет (парсуна) в живописи второй половины – конца XVII в. Работы иностранных мастеров (Стефана Лопуцкого, Даниила Вухтерса). Конные портреты царей Михаила Федоровича и Плексея Михайловича (ГИМ); Портрет патриарха Никона с клиром (г. Истра. Музей), Портрет царя Федора Алексеевича (ГИМ). Распространение формы парадного “геральдического” (“сарматского”) портрета. Портреты стольников Г.П Годунова и В.Ф.Люткина (оба в ГИМ).

Золотое и серебряное дело. Потир, вклад А.И.Морозовой (Оружейная палата). Искусство черни и гравировки. Использование сюжетных изображений, заимствуемых из западных произведений. Произведения В.Андреева (серебряные стопы, стаканы, кружки).

Сольвычегодская расписная эмаль.

Вопросы для дискуссий:

Риторический жанр в литературе и искусстве.

Что такое “сарматский портрет”; в чем его отличие от западноевропейского портрета эпохи барокко.

Влияние придворного быта и вкусов аристократической среды на основные виды искусства, в том числе на иконопись.

Принцип ансамблевости и “театрализации” как средство преодоления космической замкнутости храмового пространства, его “инаковости” по отношению к миру окружающему этот космос.

Вопросы:

1. Какие иконы Карпа Золотарева находятся в церкви Покрова в Филях.

2. В каких храмах Москвы и Подмосковья сохранились иконостасные комплексы рубежа XVII–XVIII вв.

3. Какие парсуны хранятся в собрании Третьяковской галереи.

4. В каких храмах Москвы сохранились росписи последних десятилетий XVII – первых лет XVIII в.

5. Что такое “конклюзия”.

6. Приведите примеры произведений “познавательного жанра”

7. Какие виды и техники ювелирного дела получают особо широкое распространение на рубеже XVII–XVIII вв. Приведите примеры.

Литература.

· Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVII – начала XVIII в. М., 1969


Обязательная литература

· Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.

· История русской архитектуры / под ред. Н.И. Брунова. М., 1956.

· История русского искусства. М., 1952-1956. Т. 1-4.

· Русское декоративное искусство. М., 1965. Т.1.

· Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI–XV вв. М., 1973.

· Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М., 1983 (есть переиздание)

· Смирнова Э.С. Московская икона XIII–XVI веков. Л., 1988.

· Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.


Контрольные вопросы.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...