Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
И.Кант ставит задачу установить различие между объективными и субъективными элементами знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В субъекте он различает 2 уровня: эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому относятся индивидуально-психологические особенности человека (чувственный опыт), к трансцендентальному – неотъемлемые (атрибутивные) свойства человека. Эти атрибутивные св-ва, связанные с деятельностью познания, с познавательной деятельностью, являются свойствами, образующими собой структуру «трансцендентального субъекта», который является надындивидуальным началом в человеке. Объективност(истинность) знания определяется именно этой структурой. По Канту философия должна изучать не «вещи сами по себе», а исследовать познавательную деятельность, мышление и его границы.В этом смысле Кант назвал свою философию «трансцендентальной», а свой метод – «критическим». Тем самым он доводит до логического конца ориентацию философии Нового времени на теорию познания, замещая онтологию гносеологией.
Идеи:
То, что всякое знание начинатся с опыта, не означает, что всякое знание возникает только из опыта;
Содержание опыта обусловлено чувствами, но разум(мышление) придает этому содержанию форму, формирует знание;
Познание возможно благодаря взаимодополняющей деятельности чувств.
Кант полагает в своей критической философии, что именно преодоление крайностей рационалистической и эмпирической эпистемологии позволяет выработать верное представление о процессе познания.
Кант считает, что непосредственные объекты восприятия обусловлены частично внешними «единичными вещами», порождающими чувственные ощущения.
Вещь, существующую объективно (трансцендентно), Кант называет «вещь-в-себе».То, как вещь дается восприятию и мышлению субъекту, получает название «вещь-для-нас». Если «вещь сама-по-себе» существует за пределами познания, то «вещь-для-нас» - это содержание сознания, субъекта.
Явление «вещи для нас» состоит из 2 частей.
Феномен –это явление вещи через чувтвенное восприятие, обусловленное воздействием вещи на органы чувств; это то, как «вещь для нас» постигается в опыте.
Ноумен – это то в явлении вещи, что противоположно феномену; это априорная, независимая от опыта структура (сущность) вещи, постигаемая разумом форма вещи, существующая a priori. Ноумен не является ощущением и не зависит от трансцендентной среды, от случайности восприятия. Ноумен – содержание трансцендентального субъекта, общее и закономерное для всех эмпирических субъектов, и в этом смысле априоная форма любого возможного опыта.
Назовите вопросы,относящиеся к области гносеологии.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2816 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!