Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О том, как Гуру Махарадж отмечал Радхаштами на ферме



Нью Враджа-дхама в Венгрии (рассказ Радхарадхьи даса)

12 сентября 2002 г., четверг

Мы ожидали приезда Гуру Махараджа, но не знали, куда он направится в первую

очередь. Всего было три возможных варианта. Поскольку он очень устал, он мог

сразу пойти отдыхать в Нрисимха Бхаван. Также он мог захотеть сначала

поприветствовать Шрилу Шивараму Свами в его доме или же получить даршан Божеств

Шри-Шри Радхи-Шьямасундары. Мы ждали Гуру Махараджа перед храмом. В алтарной

только что началась церемония приветствия по случаю приезда Шрилы Девамриты

Махараджа. И тут на дороге появились две машины. Одна из них повернула к

Нрисимха Бхавану, а другая – к дому Шрилы Шиварамы Свами. Матаджи тут же

побежали к Бхавану, а я – за второй машиной. Увидев, что машина остановилась у

дома Шиварамы Свами, я окликнул матаджи, чтобы они шли туда. Итак, мы побежали

к дому Махараджа. На мне были деревянные туфли, и я сам не могу теперь понять,

как мне удалось в них бежать. Из дома вышли Шрила Шиварама Махарадж, Шрила

Кешава Бхарати Прабху и несколько других преданных. Они встретили Гуру

Махараджа замечательным киртаном. Через некоторое время подошел Шрила

Бхакти-видья Пурна Свами. Он и Гуру Махарадж были очень рады видеть друг друга.

Мы пошли проверить, все ли в порядке в Нрисимха Бхаване. Гуру Махарадж подъехал

через полчаса и позвал нас в свою комнату. Там собрались Вайшнава Прабху, его

жена Ишвари, моя жена Шьямаджиу и я. Он немного поговорил с нами и затем

попросил матаджи выйти. Я остался делать массаж. Гуру Махарадж объяснил нам

слово за словом первый стих Шикшаштакам. Он объяснил значение каждого слова.

13 сентября 2002 г., пятница

Шел первый день фестиваля. Я занимался регистрацией, поэтому не был в курсе

происходящих событий. Произошло некоторое недоразумение, имевшее отношение к

инициации двух матаджи, и так как мы все были участниками этого инцидента, нам

пришлось выслушать исполненную глубокого смысла лекцию о нашем "великом

разуме". Гуру Махарадж говорил, что при решении вопросов мы должны помнить о

важности следования авторитетам. "Я мог бы сказать, что я Джи-Би-Си, я гуру, и

поэтому могу делать все что заблагорассудится. Но я не делаю этого. Почему?

Потому что я не независим. Я делаю то, что местные авторитеты позволяют мне

делать. Поэтому все вы должны поступать таким же образом".

Перед тем, как Гуру Махарадж приехал в Венгрию, он был в России. Большое

количество пылевых мошек поселилось на Его одежде, и он весь чесался. Мы

пытались отдать его чадар в химчистку, но она не работала. Тем не менее я не

стал возвращать чадар в надежде на то, что матаджи сами смогут его почистить.

Гуру Махарадж был очень недоволен этой затеей, и так я получил от него первую

взбучку.

Вечером в разговоре с Гуру Махараджем я сказал, что причина всех произошедших

неприятностей в том, что сегодня 13-е число и к тому же пятница. Он стал

смеяться и потом снова сделал замечание о важности следования авторитетам. В

постель он лег в полночь, и я сделал ему небольшой массаж.

14 сентября 2002 г., суббота, Шри Радхаштами Махотсава

Сегодня утром Шрила Шиварама Свами одевал мурти. Гуру Махарадж был рядом с ним.

Он сказал мне, что Шиварама Махарадж дал ему замечательное служение: каждые 15

минут опрыскивать Радхе-Шьяма духами. Он сказал: "Если бы я знал, что меня в

духовном мире ждет это служение, я бы немедленно отправился туда. Я стал бы

манджари-опрыскивательницей".

Это был очень благоприятный день, Шри Радхаштами Махотсава. Киртан, начавшийся

с Гуру-пуджи в 7 утра, продолжался до 12-ти. Гуру Махарадж много пел и был

очень доволен возможностью участвовать в киртане с таким большим количеством

вайшнавов.

Шьямаджиу принесла ему подарок. Это был маха-прасад от Шримати Радхарани:

серебряная цепочка с медальоном – фигуркой Кришны. Этот медальон носила Шримати

Радхарани. Гуру Махарадж был очень счастлив получить маха-прасад от Радхарани и

тут же одел цепочку на шею. Шрила Шиварама Махарадж сказал, что это большая

редкость для Радхарани – носить Шьяма на своей шее, и Шьям, должно быть, очень

хорошо вел себя, если заслужил место на шее у Шримати Радхарани.

Потом было открытие нового здания гурукулы. Гуру Махарадж прогуливался вместе

со Шрилой Бхакти-видья Пурной Свами, затем они вместе пошли вкушать прасад.

После прасада он прилег отдохнуть.

Вечером Гуру Махарадж разговаривал с двумя матаджи. Он говорил о важности

следования авторитетам и о настроении вайшнава. Он рассказал историю о том, как

Шримати Радхарани потеряла свой пояс. Он сказал, что мы должны углублять это

настроение – "мне больше некуда идти". Это означает, что, что бы ни случилось,

мы должны продолжать совершать наше служение. Даже если мы допустили какую-то

серьезную ошибку или совершили глупость, мы должны продолжать выполнять наши

обязанности. Он сказал: "Сегодня день Радхаштами и мы должны понимать, что

Гаура очень милостив, потому что находится в умонастроении Шримати Радхарани.

Радхарани хочет, чтобы все новые и новые люди служили Шьяму. В этом смысл

движения санкиртаны. У Гауры кожа золотого цвета, так же как у Шримати

Радхарани. Мы можем видеть, что и у бога Солнца золотистый цвет кожи. Это

потому, что бог Солнца медитирует на энергию Кришны, а энергия Кришны – это

Шримати Радхарани. Таким образом, бог Солнца медитирует на Шримати Радхарани.

Чтобы выполнять свои непростые обязанности, освещать три мира, ему требуется

какое-то шакти. Поэтому Он медитирует на золотую энергию и во время этой

медитации наполняется ею. Его цвет происходит от этой энергии, то есть от Шри

Радхи. Шри Радха всегда желает служить Шьяму, поэтому мы должны просить

служения у Нее. Мы должны молить Ее дать нам служение".

Вечером был киртан. Там был барабан джамбо, но Гуру Махараджу он не понравился.

Он сказал, что если есть хорошие мридангисты, в таком барабане нет нужды. Он

пошел спать в 0:45, и я сделал ему легкий массаж.

15 сентября 2002 г., воскресенье

Гуру Махарадж встал в 3:45 после трех часов сна, пошел на мангала-арати и затем

вернулся в Бхаван. Он попросил нас зайти и начал рассказывать о важности

следования авторитетам. Он сказал, что наши проблемы с точки зрения Кришны

ничтожно малы, поэтому в любых ситуациях мы должны продолжать свое служение.

После этого он пошел попрощаться с Шиварамой Махараджем и вместе с Гурукулой

Махараджем отправился в будапештский аэропорт, чтобы лететь в Москву, а оттуда

в Казахстан.

О том, как Гуру Махарадж заезжал в Москву 12 сентября 2002 г. проездом из Одессы в Будапешт

------ 1. Рассказ бхн. Жени

12 сентября на пути в Венгрию Гуру Махарадж заехал в Москву. Кришна-Киртана

д.д. к этому времени уже была в Казахстане, поэтому нам пришлось искать другую

квартиру для приезда Гуру Махараджа. "Выбор" пал на апартаменты Мучукунды

прабху и его супруги Маха Лакшми д.д. Приехав туда вечером накануне, я не

обнаружила ничьего присутствия и стала молиться, чтобы хоть кто-нибудь явился.

Явления не происходило: К счастью, в соседнем доме живет семья преданных, я

отправилась к ним и в подъезде столкнулась с Тунгавидьей д.д, ученицей Шрилы

Шиварамы Махараджа. Она сообщила мне радостную новость: Маха Лакшми уехала и

готовить для Гуру Махараджа придется нам с Тунгавидьей. Я долго не могла

осознать всей радости, выпавшей на мою долю, поскольку находилась почти в

шоковом состоянии. "Спасибо, Господи. Это твоя милость. Мы должны брать на себя

ответственность".

Наконец появился Мучукунда прабху, и я попала в квартиру. Позже приехали Читра

д.д., Джейси и Настя. Они делали гирлянду для Гуру Махараджа и убирались, а я

возилась на кухне.

4.30 утра. Подъем! Ум даже не думал сопротивляться – не время. Тунгавидья д.д

должна прийти в 6 часов. Честное слово, мы старались как могли. Вроде бы все

было готово.

– Хари бол, – раздался голос Гуру Махараджа.

Не покидая стен кухни, я поклонилась. Тунгавидьи д.д в это время уже не было.

Гуру Махарадж прошел в комнату, чтобы немного отдохнуть (в запасе у него было

не больше часа). С виду он казался очень строгим. Если честно, мне было

страшно. Когда готовишь для Гуру Махараджа во главе с Кришна-Киртаной д.д., то,

если что-то не так, все шишки достаются ее лотосной голове. Что же делать

сейчас – я не знаю.

– Прасад для Гуру Махараджа!

Ах-а! Я хватаю кастрюли из под Гопиджанаваллабха прабху, который мудрил что-то

там с брахманским шнуром, пытаясь предложить блюда Господу его сердца. Гуру

Махарадж почитал прасадам очень долго. Мне этот промежуток времени показался

целой вечностью по летоисчислению полубогов. Наконец прабху стали заносить

остатки прасада. Боже, Гуру Махарадж почти ничего и не ел, мороженное только.

– А вот в этом сабджи Кришна оставил свой волос, как сказал Гуру Махарадж.

Я чуть не провалилась! Кришна, как ты мог? Спасибо, Господи, ты показываешь

нашу никчемность. Каждый раз в конце дня мы просим духовного учителя принять

наш бхаджан за прошедший день. Это палка о двух концах: очень легко сказать:

"Гуру Махарадж, пожалуйста, примите мое служение за сегодняшний день", но

весьма нелегко в течение этого дня быть погруженным в настроение слуги по

отношению к духовному учителю, помнить его наставления. А еще сложнее служить

духовному учителю непосредственно, т.к. он прямо может указать на наши ошибки,

и будет очень больно, потому что у нас есть такая штука как ложное эго. Но это

великая милость, когда духовный учитель тыкает тебя носом в твои ошибки, иначе

их трудно будет увидеть, и трудно будет избавиться от ложного эго.

– Кто готовил? – Гуру Махарадж зашел на кухню,

– Женя?

Я делаю виноватое лицо.

– Спасибо.

Лучше бы вы в меня тарелкой кинули, Гуру Махарадж.

– Джейси, ты, наверное, Кришну на улице увидела? Да? Ты поедала его глазами, и

оттого они у тебя такие черные. Слишком много косметики – это не очень красиво,

ты должна выглядеть естественно!

– Да, Гуру Махарадж, я поняла.

С тех пор у Джейси более естественный взгляд, но выбросить косметичку с 14-го

этажа, как я ей предложила, она все-таки отказалась.

Гуру Махарадж уехал, помахав на прощанье из машины рукой. Через три дня он

возвращается из Венгрии в Алматы и мы имеем еще одну возможность предложить ему

свое служение.

Харе Кришна!

------ 2. Рассказ Гопиджанаваллабхи даса

В тот день дорога из аэропорта на квартиру заняла больше часа – ехать нужно

было через центр города и приходилось постоянно стоять в пробках и на

светофорах. Гуру Махарадж поделился некоторыми своими впечатлениями о фестивале

в Одессе. Говорил он о том, что ему не понравилось. Есть вещи, которые всегда

доступны, но которые требуют определенных сознательных усилий и преданности.

Например, чистота и вкусный прасад.

Когда Гуру Махарадж попадает в какую-то грязную квартиру и выражает свое

недовольство, это не значит, что ему требуются шикарные апартаменты с

евроремонтом. Тот, кто видел, как просто Гуру Махарадж живет на ферме в Алматы

или во Вриндаване, знает, каковы его требования. Часто для обеспечения

стандарта чистоты нужно бывает просто убрать все лишнее – ковры,

занавески-пылесборники, ненужную мебель, диваны и кресла, – вместо того чтобы

заполнять квартиру или комнату дорогими предметами. Чистота особенно важна в

тех случаях, когда Гуру Махарадж путешествует с Божествами.

Что касается качества прасада, то это, наверное, самая болезненная тема для

тех, кто пытается служить Гуру Махараджу, не имея соответствующего опыта.

Однако требования его вовсе не чрезмерны. Он не ожидает каких-то изысканных

блюд. Вкусный прасад можно приготовить из самых простых продуктов. Гуру

Махарадж часто приводит пример из своей собственной жизни: в начале 70-х в

храме, где он служил поваром, совсем не было денег, но преданные оставались

довольны прасадом, потому что он был приготовлен с любовью. В принципе Гуру

Махарадж высоко ценит любой хорошо приготовленный прасад – это не обязательно

должны быть блюда индийской кухни, может быть и русская кухня, узбекская,

итальянская и т.д. Вряд ли можно говорить о каких-то ограничениях или диете.

Например, этим летом во время визита Гуру Махараджа в сухаревский храм один

местный преданный, который хотел позаботиться о прасаде для Гуру Махараджа,

спросил его слугу Мадана Гопала пр.: "Есть ли у Махараджа какие-то ограничения

в диете?" и получил такой ответ: "Ограничения есть. Он не ест яйца, рыбу и

мясо..." Спрашивавший преданный был немного шокирован таким ответом, но в этой

шутке была большая доля правды. Я сам недавно попал впросак из-за того, что

недооценил широту взглядов Гуру Махараджа на прасад. В конце мая он собирался

ехать в Пермь, и тамошние преданные спросили меня, какая у Гуру Махараджа

диета. Я ответил, что он предпочитает индийскую кухню, но только не помню,

чтобы он хоть раз ел кичри, поэтому кичри лучше не готовить. И вот, в тот самый

день, когда Гуру Махарадж вернулся из Перми, матаджи Кришна Киртана подала ему

кичри. Это было раннее утро, и больше ничего не было готово. И что же? Гуру

Махарадж с большим удовольствием съел кичри и попросил еще добавки. Более того,

пока он ел, он время от времени повторял: "Какое же это необыкновенное блюдо -

кичри! Просто удивительное блюдо, вряд ли существует что-либо еще подобное".

После того, как он сказал это в третий раз, я не выдержал и рассказал о совете,

который я дал пермским преданным. Гуру Махарадж отнесся к моему признанию

спокойно: он лишь задумался на пару секунд, держа ложку у рта, и сказал: "Нет,

кичри – это здорово".

Так почему же иногда бывает так трудно угодить Гуру Махараджу с прасадом? Я не

знаю – ведь любовь и преданность, с которыми пища должна готовиться и

предлагаться Кришне, это не какая-то приправа, которую можно пойти и купить на

рынке. У кого-то они есть, у кого-то нет, или сегодня они есть, а завтра нет.

Во-вторых, Гуру Махарадж не любит поварских выдумок и фантазий, так сказать,

раса-бхасы (типа "пицца по-русски" и т.п.). Он предпочитает классический стиль.

Даже если подобные фантазии оказываются вкусными и даже если Гуру Махарадж их

съедает, он никогда не оставит их без десятка замечаний, способных ввести в

краску или даже депрессию любого повара. Тем более, прожив много лет во

Вриндаване, он имеет четкое представление о том, какую пищу любит Кришна, и

поэтому, когда ему подают индийские блюда, и они оказываются индийскими лишь по

внешнему виду или по названию, ему бывает трудно с этим смириться и трудно

понять, почему за десять лет в сознании Кришны и побывав несколько раз в Индии,

преданный так и не научился готовить для Кришны.

Итак, вернемся к фестивалю в Одессе. Гуру Махарадж был немного недоволен

поведением некоторых матаджи во время киртанов. По его словам, они расталкивали

мужчин, подходили вплотную к духовным учителям и, стоя неподвижно в течение

всего киртана, смотрели на них во все глаза, причем молча. То есть такое

поведение было Гуру Махараджу непонятно. Вместо того, чтобы петь и танцевать

для Кришны, они пожирают санньяси глазами: Также преданные-папароцци доставляли

немало беспокойств своими постоянными вспышками. Конечно, во время фестиваля

было и много замечательных событий, но, так или иначе, в этот раз Гуру Махарадж

предпочел говорить именно о недочетах – очевидно, преследуя при этом

назидательные цели.

Пока мы ехали в машине из аэропорта, телефон Гуру Махарадж зазвонил – звонили

из Венгрии и просили организовать Шивараме Махараджу и Бхактивидья Пурне

Махараджу транзитные визы для проезда через Москву (по дороге из Венгрии в

Алматы – на фестиваль, который должен был состояться там через неделю). Я

услышал, как Гуру Махарадж произнес: "Хорошо, я попрошу Гопиджанаваллабху", и

почувствовал, как меня прошибает холодный пот. Еще неделю назад мне пришло

письмо из Венгрии с просьбой (исходящей, как они писали, от Гуру Махараджа)

оформить транзитные визы для Шиварамы Махараджа и других преданных, едущих в

Казахстан. Я знал, что такие визы обычно оформляются "по месту прописки", то

есть в данном случае в Венгрии, и делается это на основании авиабилетов, о

которых, естественно, должны позаботиться преданные в самой Венгрии. Чувствуя,

что на мои плечи стараются переложить ответственность за дело, к которому я не

имею никакого отношения, я тут же отписал назад с подробным объяснением

ситуации. Прежде чем писать, я позвонил в визовый отдел при аэропорте

"Шереметьево", и там мне подтвердили, что транзитные визы должны делаться в

Венгрии. "Ну вот, – подумал я, – за целую неделю они палец о палец не ударили,

а теперь я должен отдуваться. Здесь я визы, естественно, не смогу сделать,

потому что это в принципе невозможно, никто на фестиваль не приедет, фестиваль

будет сорван, и получится, что виноват в этом я!" Но Гуру Махарадж просит меня

позвонить и узнать насчет виз, я послушно звоню, задаю вопрос и: получаю

неожиданный ответ: транзитные визы не нужны; для того, чтобы переехать из

Шереметьево-2 в Шереметьево-1, не нужно проходить пограничный контроль -

пассажиров перевозят на специальном автобусе. Эта новость была для меня

огромным облегчением (даже несмотря на то, что потом по просьбе Гуру Махараджа

пришлось еще несколько раз звонить в аэропорт и задавать тот же самый вопрос).

Но в то же время я получил важный урок: никогда не надо быть самоуверенным.

Если гуру или кто-то от его имени просит тебя о чем-то, это никогда не бывает

зря – нельзя отделываться отписками и отговорками. Семь раз проверь, один

отрежь. И также я вспомнил, как много лет назад мне приводили в пример одного

ученика Харикеши Свами, который, организуя поездки своего гуру, бывало, не

успокоится, пока десять раз не позвонит в следующий пункт назначения и не

убедится на 100%, что гуру встретят. Так и нужно делать. Проверять по десять

раз. Тем более, как потом выяснилось, транзитные визы в Москве все же делают -

прямо в аэропорту. Просто пограничники предпочитают не говорить о такой

возможности: видимо, из-за разных проблем, с этим связанных (например, когда у

пассажира не оказывается денег или нет оснований для выдачи визы и пассажира

приходится после долгих разборок сажать на обратный рейс и т.п.).

Немного забегая вперед, могу сказать, что "венгерская история" на этом не

кончилась. Стоило Гуру Махараджу прилететь в Венгрию, как ему сообщили, что

вылет рейса Москва-Алматы, которым преданные из Венгрии должны были лететь на

фестиваль, перенесли из Шереметьева в Домодедово, а это означало, что

транзитные визы все-таки придется делать. Я стал наводить справки и оказалось,

что рейс из Домодедово осуществляет совсем другая авиакомпания. Тогда Гуру

Махарадж попросил меня получить подтверждение у первой авиакомпании о том, что

она гарантирует пассажирам места на домодедовском рейсе. Однако никаких

гарантий мне не дали, сказав, что рейс отменен по решению президента Казахстана

и передан другой, третьей, авиакомпании, которая приступит к его выполнению не

раньше чем через две недели, а домодедовская авиакомпания тут вообще не причем,

и поэтому пассажиры поступят наиболее разумно, если просто сдадут билеты. Чтобы

прояснить ситуацию, мне потребовалось где-то 4 или 5 часов, и все это время

Гуру Махарадж периодически звонил из Венгрии и вместо того, чтобы наслаждаться

фестивалем в честь Шримати Радхарани, пытался решить эту глупейшую проблему. Но

для него служение преданным – самое главное: самое большое счастье и самый

большой праздник, даже если внешне это служение принимает иногда не очень

приятные формы. Звоня, чтобы узнать о ситуации с билетами, Гуру Махарадж то и

дело спрашивал меня, как такое безобразие и произвол вообще возможны в

цивилизованном мире. В конце концов он обозвал всех – и казахов и русских,

замешанных в этой истории, – одним неприличным русским словом, которое он

недавно выучил. На самом деле, слово это не было неприличным – вполне

литературное слово, но я не сказал об этом Гуру Махараджу и тем более не стал

учить его жаргонному аналогу этого слова, – видимо, из жалости к русским и

казахам.

Возвращаясь в машину, которая везла нас из аэропорта на квартиру – везла долго,

то и дело останавливаясь в пробках, – я хочу вспомнить еще один эпизод. В

машине на заднем сиденье ехали еще двое учеников Гуру Махараджа, и, когда Гуру

Махарадж замолчал, закончив рассказывать об Одессе и других делах, они завели

свой разговор – один рассказывал о себе, другой о себе, делясь последними

новостями и вообще взглядами на жизнь. Я отлично знал, насколько Гуру Махарадж

не любит, когда в машине кто-то разговаривает, и тем более на другом языке. Так

и в этот раз: я почувствовал какую-то напряженность в его молчании – что-то,

предвещавшее грозу, и хотел было предупредить об этом преданных и попросить их

помолчать, но они и сами понизили голос и говорили почти шепотом, так что я

подумал, что скажу им, если они опять заговорят громко. А в следующее мгновение

Гуру Махарадж уже спросил меня о чем-то, и я переключился на другую волну и уже

не думал о том, что происходит в машине. Через пару минут мы наконец подъехали

к дому. Преданные, ехавшие с нами, подобрали чемоданы Гуру Махараджа и пошли

впереди, а Гуру Махарадж отвел меня немного в сторону и спросил, о чем был

разговор в машине. Я честно доложил ему, и он велел мне: "Ты должен сказать ему

(инициатору разговора), что это дико и неприлично – разговаривать на

посторонние темы в присутствии духовного учителя, а тем более, что он говорил о

себе и о вещах, не связанных со служением. Это просто дико!" Чуть позже, когда

мы были уже на квартире, Гуру Махарадж не удержался и лично отчитал ученика за

нарушение этикета: Зная такое небезразличное отношение Гуру Махараджа к

посторонним разговорам в машине, я всегда, когда ПРИХОДИТСЯ кому-то что-то

говорить, например, отвечать на телефонные звонки, прибегаю к одной уловке -

сознательно громко произношу слова, которые Гуру Махарадж может понять и на

основании их заключить, что я говорю НЕ на посторонние темы, а на темы,

непосредственно с ним связанные. Например: "храм", "квартира", "Шереметьево",

"даршан", "прасад" и т.д. Надеюсь, что эта уловка довольно безобидна, тем более

что я действительно стараюсь говорить лишь на темы, связанные с Гуру

Махараджем, и преследую при этом одну цель: чтобы он зря не волновался.

То, что происходило на квартире в этот приезд, более-менее подробно описано в

рассказе матаджи Жени. Могу лишь добавить, что времени у Гуру Махараджа

действительно было очень мало. Он хотел еще отдохнуть и заглянуть в Интернет, -

но об этом пришлось забыть. Прасад он почитал не так уж и долго – просто

значительную часть времени заняли разговоры с "присутствовавшими преданными".

На волос в сабджи он отреагировал довольно спокойно – благо, выбор блюд был

большим, и можно было не бояться остаться голодным. В связи с этим можно

вспомнить еще одну историю с волосом, которая произошла с Гуру Махараджем в

середине 90-х и надолго ему запомнилась. Его принимали преданные во

Владикавказе, обед готовила одна местная матаджи. Почитая прасад, Гуру Махарадж

обнаружил в нем длинный волос. Матаджи, которая готовила, узнала об этом, и на

следующий день Гуру Махарадж с удивлением увидел, что голова у нее обрита

наголо. Я не хочу сказать, что ее поступок является примером, достойным

подражания, но несомненно то, что Гуру Махарадж был очень впечатлен

искренностью ее раскаяния и серьезным отношением к своему служению.

Сразу после прасада состоялся небольшой разговор Гуру Махараджа с его учеником

Кришнадасом Кавираджей Прабху, во время которого Кришнадас Кавираджа спросил:

"Что я могу сделать, чтобы вы были счастливы?". Я уже писал об этом в одном из

предыдущих писем. Гуру Махарадж сначала хотел, чтобы я попробовал ответить, но

все предложенные мной варианты ответа он отверг и в конце концов ответил сам:

"Служи преданным, служи преданным, служи преданным:" Когда я переводил сам

вопрос, мне он, честно говоря, не понравился. Я помнил, как однажды Гуру

Махарадж, вдохновляя одного ученика, переживавшего трудные времена, говорил

ему: "У меня в жизни тоже было много трудностей, но я никогда не поддавался

депрессии. Я в любых обстоятельствах оставался счастливым, потому что всегда

поддерживал в себе сознание Кришны". Я подумал: "Разве можем мы "осчастливить"

Гуру? Он счастливее любого из нас, он черпает счастье из своих отношений с

Кришной. Это он любого из нас может сделать счастливым". То есть мне

показалось, что вопрос нужно было задать по-другому, более "правильно": "Что я

могу сделать для Вас, чтобы Вы были мной довольны?" Однако сейчас, когда я

думаю над ответом Гуру Махараджа, я вижу, что он хорошо понял вопрос преданного

и ответил на него со всей искренностью. Ведь вопрос "Как я могу удовлетворить

вас?" касался бы отношений гуру лишь с одним из его, скажем, четырехсот

учеников, и ответ на него указывал бы на конкретное служение, которое гуру ждет

именно от этого ученика. Но вопрос "Что сделает Вас счастливым?" – гораздо

более глубокий и сокровенный. Это вопрос о непосредственных отношениях Гуру

Махараджа и Кришны. И ответ на него поражает полным отсутствием даже тени, даже

намека на какие-либо эгоистические мотивы. "Приезжай ко МНЕ в Алматы и

занимайся служением в ятре, где Я – Джи-Би-Си", "Помогай мне развивать МОЙ

проект на ферме" – нет, Гуру Махарадж отказался отвечать таким образом, и от

ученика своего он ждал подобного полностью бескорыстного отношения – именно

поэтому он не стал отвечать: "Развивай ТВОИ личные отношения с Кришной, чтобы

полюбить Его". Его ответ: просто служи преданным. Господь Чайтанья говорил о

себе: "Я слуга слуги слуги лотосных стоп Кришны" (Падьявали 74). Сам Господь

Кришна говорит: "Мой преданный – это не тот, кто считает себя непосредственно

Моим преданным, а тот, кто служит Моим преданным, то есть преданный моих

преданных" (Ади Пурана). Таким образом, служение преданным превыше всего, и для

ученика это ключ к успеху и в удовлетворении гуру (как говорил Прабхупада: "Вы

докажете мне свою любовь, если будете сотрудничать друг с другом"), и в

развитии любви к Кришне.

После прасада Гуру Махарадж прилег на пять минут, и Кришнадас Кавираджа сделал

ему массаж. Но времени до отлета в Венгрию оставалось слишком мало, поэтому

пришлось вставать и опять ехать в аэропорт. Гуру Махарадж поблагодарил

Мучукунду Прабху, выступавшего в роли хозяина и водителя: "Спасибо за

интересную экскурсию по Москве", намекая на то, что большая часть времени

прошла в дороге, а желанного отдыха не получилось. Мне от этого замечания стало

не по себе, но остальные не него не обратили особого внимания. Так закончился

этот визит Гуру Махараджа, он улетел в Венгрию, а о том, что там происходило,

вы уже знаете...

О коротком визите Гуру Махараджа в Москву 15 сентября 2002 г., проездом из Венгрии в Казахстан (рассказ бхн. Жени)

Прошло несколько дней со времени последнего приезда Гуру Махараджа. На этот

раз по пути из Венгрии он остановится на квартире Кришна-Киртаны д.д.

Гопиджанаваллабха пр. и Настя сегодня уехали в Алматы на фестиваль. Нам

немного не по себе, так без Гопиджанаваллабхи пр. трудно принимать

какие-либо решения.

Встречал Гуру Махараджа Саша, а его жена Надя – переводила. Шрила Бхакти

Видья Пурна Свами и еще один преданный, который вместе с Гуру Махараджем

едут на фестиваль в Шри Вриндаван Дхаму, остались в аэропорту, так как у них

не было виз.

– Хари бол, Кришна-киртана!

– Гуру Махарадж, она в Казахстане.

Ну и шуточки у Гуру Махараджа.

– Прасад для Гуру Махараджа!

– Еще не все готово,

– Хорошо через полчаса.

Мы с Мадху Мадхави д.д. катастрофически не успевали, но на счастье пришел

Апратиратха пр., и за считанные минуты они с Мадху Мадхави все закончили.

Апратиратха – мастер своего дела, он готовит для Божеств в храме. Если он

что-то делает, то делает это в совершенстве (весь в Гуру Махараджа).

– Готов прасад?

– Да.

– Накладывайте.

"Боже мой! Мы же не подогрели", – дошло до меня, но было поздно, так как

прасад унесли; и тут же начали заносить обратно:

– Это холодное, это холодное, это Гуру Махарадж не будет есть – холодное.

А в рисе Гуру Махарадж нашел червяка: история повторяется. Я снова чуть не

провалилась на месте. Это какой-то злой рок! И снова Гуру Махарадж, проходя

в ванную, сказал:

– Спасибо.

Позже был общий даршан. Ученики спрашивали, как обстоят дела на ферме, как

идет подготовка к фестивалю: Гуру Махарадж сказал, что к ним на самолете

прибыли большие Божества Джаганатхи.

– А Вы их напрокат взяли? – не понял Саша.

Все дружно засмеялись. Но поскольку Надя не успела перевести вопрос от

накатившего смеха, Гуру Махарадж начал спрашивать:

– Что он сказал? Что он сказал?

Наконец, немного придя в себя, Надя перевела. Гуру Махарадж удивленно

покачал головой:

– Ну, вы даете!.. А 15 октября к нам приедут Радха-Говиндаджи, и мы должны

построить для них замечательный храм.

– К 15 октября? – спросила я.

Опять залпы смеха. Гуру Махарадж смотрит на меня удивленно. Я не выдерживаю

этого взгляда и потупляю глаза, смущаюсь и краснея.

– Веселенькая же здесь собралась компания. У вас что, проблем нет? Ну и

ученики же у меня. У кого-то есть что-то важное? Мне нужно отдохнуть, я

очень устал.

– Гуру Махарадж, а у нас в Самаре будет новый храм, – вступает в разговор

Джейси.

– Да? Правда?

– Да, мы покупаем здание бывшего христианского храма.

– Правда?

– Да, да, мы переделаем его, и будет храм, – Джейси стала подробно

описывать, каким будет новый самарский храм.

– Правда? А почему я этого не знаю? Я ведь ДжиБиСи в Самаре.

На этот раз все хохочут над шуткой Гуру Махараджа. 2:2 – ничья.

– А ты, наверное, ДжиБиСи?

Я толкаю в бок сидящую рядом Расарани д.д.:

– Надо дать Гуру Махараджу отдохнуть, хватит доставать его своими

глупостями.

Но кто-то вновь задает вопрос, воспользовавшись ситуацией. Гуру Махараджу в

этот день так и не удалось отдохнуть.

– Вы не забыли собрать прасадам для преданных в аэропорт? – спрашивает Гуру

Махарадж.

– Все готово, Гуру Махарадж.

– Только не 10 кг!

– 10 кг! – утвердительно говорит Расарани д.д.

Прасада и правда, получилось много, но мне казалось, что все там самое

необходимое, и я не стала ничего выкладывать.

Плетясь позади Гуру Махараджа на пути к машине, я, чувствуя угрызения

совести, обращаюсь к Гуру Махараджу:

– Гуру Махарадж, простите, пожалуйста, что так получилось с прасадом: мы

хотели сделать все как лучше, а получилось как всегда.

Гуру Махарадж останавливается:

– Ты знаешь, что может быть хуже, чем найти червяка в рисе? – спрашивает

он, глядя в упор на Надю.

Надя хлопает глазами.

– Ты знаешь, ЧТО может быть хуже, чем найти червяка в рисе?

– Не-е-ет, – испуганно вымолвила Надя.

– Найти там половину червяка!

3:2 в пользу Гуру Махараджа. Он очень умело обернул все в шутку, и на душе

немного полегчало.

– Откуда был этот рис?

– С кухни Божеств.

– Будьте внимательней, Харе Кришна!

Я некоторое время гляжу вслед уезжающей машине, увозящей того, кто так

милостиво принимает даже самые нелепые попытки служения.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 441 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.063 с)...