Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кодекс профессиональной этики аудиторов 3 страница



[84]Краткий анализ текстов патериков см.: Prestel D.K. A Comparative Analysis of Two Patericon Stories // Russian History. 1980. Vol. VII. P.I 1‑20; Chekin L.S. Turks, Jews and the Saints of the Kievan Caves Monastery // Jews and Slavs. Jerusalem, 1995. Vol.111. P. 127–134.

[85]Bimbaum H. On Some Evidence of Jewish Life… P. 235–238.

[86]Fedotov G.P. Russian Religious Mind. P.92.

[87]Эта тема интересно раскрыта в работе: Nirenberg D. Communities of Violence: Persecution of Minorities in the Middle Ages. Princeton, 1996.

[88]Chekin L.S. Turks, Jews… P. 129.

[89]О Св.Хью из Линкольна см.: New Catholic Encyclopedia. N.Y., 1967. Р. 192. Обзор процессов по обвинению евреев в использовании христианской крови в ритуальных целях см.: The Blood Libel Legend: A Casebook in Antisemitic Folklore. Madison, 1991. Следует отметить, что самый популярный средневековый культ якобы убитого евреями младенца, Симона Трентского (ум. 1475), дошел до Польши только к концу XVII в. (Baron S.W. Social and Religious History of the Jews. N.Y., 1976. Vol. 16. P. 101).

[90]Obolensky D. Russia's Byzantine Heritage // The Structure of Russian History. N.Y., 1970. P. 17–18.

[91]Об этих мотивах см.: Trachtenberg J. The Devil and the Jews. L., 1943.; русское издание: Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи. М. – Иерусалим, 1998.

[92]«Экклезия» и «Синагога» – две женские фигуры, которые устанавливались в XIII в. в готических храмах, чтобы символизировать торжествующую христианскую церковь и поверженную синагогу (Seiferth W. Synagogue and Church in the Middle Ages. N.Y., 1970; Kraus H. The Living Theatre of Medieval Art. Philadelphia, 1967. P. 139–162).

[93]В статье: Халанский М. Былина о Жидовине // Русский филологический вестник. 1890. Вып.XXIII. С. 1–23 утверждается, что предание о еврейском богатыре основано на неправильно воспринятом образе «Великана» (Джид) из сербского народного предания. Но каково бы ни было происхождение образа, в былине еврей изображен совсем не так, как обычно было принято в западноевропейской традиции.

[94]Соловьев С.М. История России… Т.2. С. 189, 527–528.

[95]Bimbaum H. Some Evidence… P.243.

[96]Многочисленные примеры приведены в статье: Ettinger Sh. The Muscovite State and Its Attitudes towards the Jews. // Zion. 1953. No.XVffl. P. 136–168 (иврит).

[97]Baron S.W. Social and Religious History… Vol. XVI. P. 175 398 n. 11.

[98]Памятники дипломатических сношений Московского государства с Польско‑Литовским. Ч.П // Сборник Императорского русского Исторического общества СПб., 1867–1916. T.LDC. 4.21. С. 341–342.

[99]Существует огромная литература о ереси жидовствующих. Некоторые общепринятые толкования проблемы изложены в работах: Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1900–1917. Т.П; Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М. – Л., 1955; Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI вв. М., 1960; Vernadsky G. The Heresy of the Judaizers and the Policies of Ivan III of Moscow// Speculum. 1933. Vol. VIII. P. 436–48.

[100]Современная научная полемика сосредоточена в основном вокруг проблемы идентификации текстов, отделения собственно еврейских произведений от сочинений жидовствующих. Обзор этой полемики см.: Halperin Ch.J. Judaizers and the Image of the Jew in Medieval Russia: A Polemic Revisited and a Question Posed // CASS. 1975. Vol.IX. P. 141–155; Klier J. Judaizing without Jews? Moscow – Novgorod, 1470–1504 // Culture and Identity in Muscovy, 1359–1584. М., 1997. Р. 336–349. Ряд содержательных статей имеется в издании: Jews and Slavs. Vol. III. Jerusalem, 1995. Недавно вышла монография: De Michelis C.G. La Valdesia di Novgorod. «Giuddizzanti» e prima riforma. Torino, 1993. Самым последовательным сторонником мнения о том, что евреи действительно были связаны с еретиками, выступил Ш.Эттингер. См. его статью: Влияние евреев на «ересь жидовствующих» в Московской Руси//Jews and Slavs. Jerusalem, 1995. Vol. IV. P. 9–27.

[101]Wieczynski J.L. Archbishop Gennadius and the West: The Impact of Catholic Ideas upon the Chirch of Novgorod//CASS. 1972. Vol.VI. P.378.

[102]Иосиф Волоцкий. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Казань, 1903. С.32, 115‑38.

[103]Там же. С. 85–89, 219–238, 94‑114.

[104]В статье: Fennel! J.L.I. The Attitude of the Josephians and the Trans‑Volga Elders to the Heresy of the Judaizers // SEER. 1951. Vol.XXIX. P.73 высказана мысль, что великий князь Иван III поначалу защищал еретиков, потому что одобрял их выступления против крупного церковного землевладения. Ш. Эттингер также рассматривает ересь жидовствующих в контексте развернувшихся при дворе дебатов о направлении внешней политики, в частности, речь идет о борьбе между приверженцами византийской ориентации в политике России, нацеленной на союз с католическим миром ради крестового похода против турок, и теми, кто поддерживал политику сотрудничества с татарами, молдаванами и валахами (Ettinger Sh. The Muscovite State… P. 161–168). Идеологическая дихотомия, проводимая большинством толкователей (состоящая в том, что жидовствующие фактически были врагами «стяжателей», а потому все, кто выступал против церковного землевладения, имели причины им симпатизировать), была оспорена в статье Я.С.Лурье, в которой автор утверждает, что одним из участников создания «Просветителя» был Нил Сорский, глава движения нестяжателей. См.: Lur'e la.S. Unresolved Issues in the History of the Ideological Movements of the Late Fifteenth Century//Medieval Russian Culture. Berkeley, Los Angeles, and L., 1984. P. 163–171.

[105]Голубинский Е.Е. История русской церкви… Т.2. С.583.

[106]Weintraub W. Tolerance and Intolerance in Old Poland // Canadian Slavonic Papers. 1971. Vol XIII.P. 21–44.

[107]Dubnow S.M. History of the Jews… Vol. 1. P. 95–97.

[108]Baron S.W. Social and Economic History… Vol.XVI. P. 296–308.

[109]ДубновС.М. Евреи и реформация в Польше в XVI веке //Восход. 1895. T.XV. Кн.5. С. 43–68; Кн.7. С. 3–18; Кн.8. С. 4–14; см. также: TazbirJ. Die Reformation in Polen und das Judentum //JGO. 1983. Vol.XXXI. P. 386–400; Cutler A., Cutler H. The Jew as Ally of the Muslim: Medieval Roots of Antisemitism. Notre Dame, Indiana, 1986.

[110]Лапшина Р.Г. Феодосии Косой – идеолог крестьянства XVI в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. К. М., 1953. С. 235–250. Р.Г.Лапшина связывает Косого с оставшимися последователями новгородской ереси (т. е., жидовствующими). Д.К.Шелестов в статье: Свободомыслие в учении Феодосия Косого (50‑60‑е годы XVI в.) // Вопросы истории религии и атеизма. Т. П. М., 1954. С. 200–201 отмечал, что князь Андрей Курбский говорил о распространении ереси Косого и что сам Иван IV обратил на нее свое внимание. Еще Н.Костомаров отрицал, что движение жидовствующих являлось «тайным иудаизмом», и считал, что оно скорее представляло собой попытку соединить талмудический взгляд на единство Бога с арианскими представлениями о личности Иисуса Христа (Костомаров Н. Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке – Матвей Башкин и его соучастник Феодосии Косой // Исторические монографии и исследования. T.I. СПб., 1872. С.419).

[111]Halperin C.J. Heresy… P. 154.

[112]Ettinger Sh. Muscovite State… P. 140.

[113]Гессен Ю.И. Евреи в Московском государстве XV‑XVII века // ЕС. 1915. Т. VII. No.2. С. 153. Подробнее см. в кн.: Perrie М. Pretenders and Popular Monarchism in Early Modem Russia. Cambridge, 1995. Р. 158–161.

[114]Ettinger Sh. Moscovite State… Р. 139–140.

[115]Гессен Ю.И. Там же. С. 157–163.

[116]Dubnow S.M. History of the Jews… Vol. 1. P. 246–248.

[117]ППСЗ. ТУП. 5,063. 26 апреля 1727 г. С.782.

[118]Основанием для смертного приговора послужила статья Соборного уложения 1669 г., предусматривавшая смертную казнь за деятельность нехристиан, направленную на обращение христиан в иную веру Подробности процесса см.: ППСЗ. T.I. 109. 22 января 1669 г. С.68; и Т.Х. 7,612. 3 июля 1738 г. С. 556–560. Публикацию отчета об этом деле см.: Дело о сожжении отставного капитан‑поручика Александра Возницына за отпадение в еврейскую веру и Боруха Лейбова за совращение его // Пережитое. Т.П‑IV. СПб., 1910–1913.

[119]ППСЗ. T.XL 8,169. 11 июля 1740 г. С. 183–185.

[120]Там же. 8,673. 2 декабря 1742 г. С. 727–728.

[121]Там же. 8,840.16 декабря 1743 г. С. 981–983. Вышедший позже указ закрыл лазейку, позволявшую евреям посещать ярмарки на Украине (там же. Т. XII. 8,867. 25 января 1744 г.).

[122]Уже в XIX в. митрополит Московский проявлял осторожность по поводу разрешения чтить Св. Гавриила Заблудовского – «жертву ритуального убийства» в конце XVII в., поминавшегося православной церковью в Польше. (Дубнов С.М. Церковные легенды об отроке Гаврииле Заблудовском // ЕС. 1916. Т. VIII. No.2. С.309).

[123]Вайсенберг С. Евреи в великорусской частушке // ЕС. 1915. T.VII. No.1. С. 119–120. Автор статьи утверждает, что в рассматриваемой устной традиции упоминания о евреях либо отсутствуют, либо имеют положительную окраску. Это наблюдение справедливо и для великорусских пословиц, в которых негативные стереотипы явно происходят из пограничных районов с Польшей (Вайсенберг С. Евреи в русских пословицах//ЕС. 1915.T.Vn.No.2.C.228–231. См. также: Антонович В., Драгоманов М. Исторические песни малорусского народа. Киев, 1875. Т. П. С. 1, 20‑32; Rawita‑Gawronski Fr. Zydzi whistoiji i literaturze ludowej na Rusi…A.237–266).

[124]Ровинский Д. Подробный словарь русских граверов XVI‑XK вв. СПб 1895 T.I. С.242; Т. П. С.454.

[125]Baron S.W. The Russian Jew under Tsars and Commissars. 2d rev.ed. N.Y. – L., 1976. P.6.

[126]Гессен Ю.И. Евреи в московском государстве. С. 157.

[127]Там же. С. 160–161.

[128]ППСЗ. T.I. 398 no. 11. 30 января 1667 г.; Харлампович К.В. Западно‑русские православные школы XVI и начала XVII века. Казань, 1898. С. 137, 165.

[129]Ettinger Sh. Muscovite State. P.146. Описание бунта 1682 г. и судьбы фон Гадена, которого обвинили в отравлении царя Федора, см.: Keep J. Mutiny in Moscow, 1682//Canadian Slavonic Papers. 1981. Vol.XXIII.P.41(M42. Автор высказывает предположение, что «хотя это и не очевидно из источников, но антисемитские предрассудки, наряду с приверженностью законной монархии, могут служить объяснением тому упорству, с которым стрельцы разыскивали его и предали ужасной смерти». (Р. 427, п.21).

[130]Стоклицкая‑Терешкович В. Первый ритуальный процесс в России (1702 г.)//ЕС. 1918. Т.Х. Р. 7–26.

[131]Там же. С. 16.

[132]ППСЗ. T. VII. 5,032. 14 марта 1727 г. С.758; 5,063. 26 апреля 1727 г. С.782

[133]ППСЗ. Т. VIII. 5,324 no. 14. 22 августа 1728 г. С.80.

[134]ППСЗ. Т. VIII. 5,852. 10 сентября 1731 г. С.545, Т. X. 6,610. 31 июля 1734 г. С.387; Т. X. 6,614. 8 августа 1734 г. С.398.

[135]ППСЗ. T. XI. 8,169. 11 июля 1740. С. 183–185.

[136]ППСЗ. T.XII. 8,867. 25 января 1744. С.21.

[137]Bartlett R. Human Capital: The Settlement of Foreigners in Russia, 1762–1804. Cambridge, 1979. P.37.

[138]Голицын Н.Н. История русского законодательства о евреях. T. I. СПб., 1886. С. 57–59.

[139]См. определение в Encyclopedic ou Dictionnaire Raisoime des sciences, des arts et des metiers. Geneve, 1777. Vol.X. P. 884–885: «Набожность»:… Благочестие, пылкое и искреннее поклонение Богу. Набожность можно определить как некое сердечное умиление, духовное утешение, которое испытывает душа верующего во время молитвы. Благочестивыми занятиями называют определенную религиозную практику, к которой люди берут себе за правило регулярно прибегать. Если аккуратность в этих занятиях опирается на истинную набожность, то она достойна похвалы, в противном же случае она ничего не стоит, и может быть даже не угодна Богу». Пример того, как Екатерина использовала вышеприведенное значение понятия «devotion», можно видеть в ее «Reflexions sur Petersbourg et sur Moscou» (Сочинения. Т.ХП. СПб., 1907. С.642).

[140]Голицын Н.Н. История… С.61.

[141]Гессен Ю.И. Стремление Екатерины II водворить евреев в России (1764 г.)//ЕС. 1915. Т. VII. No.3‑4. C.339–340.

[142]Bartlett R. Human Capital… P. 119.

[143]Там же.

[144]Гессен Ю.И. Стремление… С. 338–346.

[145]Bartlett R. Human Capital… P. 62.

[146]Локк Дж. Письмо о веротерпимости // Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз.М., 1981.С.72.

[147]Katz J. Out of the Ghetto. Cambridge, MA, 1973. P.70. Кац Я. Евреи в средневековой Европе (Замкнутость и толерантность). Иерусалим 1992 С.268, 323.

[148]Dohm Ch.W. Delare forme politique des Juifs. Halle, 1782. Р. 5–8.

[149]Там же

[150]Там же. Р. 43–44.

[151]Там же. Р. 115.

[152]Там же. Р. 146–169.

[153]Raeff M. The Well‑Ordered Police State and the Development of Modernity in Seventeenth‑and Eighteenth‑Century Europe: An Attempt of a Comparative Approach //American Historical Review. 1975. Vol. LXXX. No. 5. P. 1222.

[154]Там же. Р. 1239.

[155]Артур Херцберг видит эту двойственность идей Просвещения в трудах Монтескье и Вольтера. Он полагает, что Монтескье первым высказал мнение о чрезвычайных способностях евреев к самосовершенствованию. Вольтер, с другой стороны, считал, что евреи слишком испорчены, чтобы можно было питать обоснованные надежды на исправление их нравственности, а потому представляют собой опасность, от которой надлежит защищать чересчур доверчивых (Hertzberg A. The French Revolution and the Jews. N.Y., 1970. P. 273–286.)

[156]Springer A. Enlightened Despotism. P. 237–267.

[157]Raeff M. The Well‑Ordered Police State: Social and Institutional Change through Law in the Germanics and Russia, 1600–1800. New Haven and L., 1983. P.96.

[158]Mahler R. A History of Modem Jewry, 1780–1815. L., 1971. P. 326–329.

[159]Балабан М. Переход… С. 299–301.

[160]Описание Галицийского патента см.: Там же. С. 302–305.

[161]Stillschweig К. Jewish Assimilation as an Object of Legislation // HJ. 1946. April. Vol. VIII. P. 8. В это время некоторые германские государства уже запретили употребление языка идиш в делопроизводстве (Katz J. Out of the Ghetto. P.65).

[162]Балабан М. Переход… С. 298–299.

[163]Mahler R. History of Modern Jewry… P.344.

[164]Ronne L.V., Simon H. Die fruheren und gegenwartigen Verhaltnisse der Juden in den sammtlichen Landestheilen des Preussischen Staates. Breslau, 1843. P. 291–302. См. разделы 2,3 и 13.

[165]Hertzberg A. French Enlightenment… P. 314–368.

[166]Эта тема подробно рассмотрена в работе: Szajkowski Z. Autonomy and Communal Jewish Debts During the French Revolution. N.Y, 1959.

[167]Геккер Е. Проекты… //ЕС. 1914. Т. VI. Кн. 2. С. 207–209.

[168]Вишницер М. Общий очерк политической и социальной истории евреев в Польше и Литве // История еврейского народа. Т. XII. История евреев России. М., 1914. С.97.

[169]Геккер Е. Проекты…С.209. Ср.: «Нравственный характер евреев, как и всех других людей, равно способен усваивать культуру и самую совершенную чистоту, а также опускаться до отвратительнейшего скотства в зависимости, по моим наблюдениям, от внешних обстоятельств» (Dohm С.W. Reforme… P. 122).

[170]Там же.

[171]Eisenbach A. The Emancipation of the Jews in Poland, 1780–1870. Oxford, 1991.Р. 63–66,70,78‑79, 107.

[172]См.: Hertzberg A. French Revolution… P. 71–77. Некоторые французские физиократы непосредственно обсуждали экономическое положение евреев в Польше.

[173]Eisenbach A. Emancipation… Р. 73–77.

[174]Materialy do dziejоw Sejmu Czteroletniego. T. VI. Wroclaw‑Warszawa‑Krak6w, 1969. A. 130. Далее‑MDSC.

[175]Zienkowska К. 'The Jews Have Killed a Tailor': The Socio‑Political Background of a Riot in Warsaw in 1790//The Jews in Warsaw. Oxford and Cambridge, MA, 1991.P. 127–150.

[176]Однако, хотя эта борьба была очень символична, практического значения она почти не имела, так как огромное большинство польских евреев проживало в частновладельческих местечках, полностью подконтрольных их хозяевам‑магнатам, над которыми государство было не властно.

[177]Eisenbach A. Emancipation… Р. 77–78.

[178]Там же. Р.96.

[179]Особый интерес представляет план Т. Чацкого, так как он прямо повлиял на идеи русских реформаторов в 1802 г. См. его издание 1807 г.: Czacki Т. Rozprawa о Zydach i Karaitach. Wilno, 1807. S.215–220.

[180]Eisenbach A. Emancipation… P. 109.

[181]Там же. Р. 106. Прогрессисты, мечтавшие о призыве евреев в армию, также осознавали связь между военной службой и гражданскими правами.

[182]Там же. Р.94. См. также: Zuk A. A Mobile Class: The Subjective Element in the Social Perception of Jews: The Example of Eighteenth Century // Polin. Vol. II. Oxford, 1987. P. 163–178.

[183]Eisenbach A. Emancipation… Р.93.

[184]Там же. Р. 82–83

[185]MDSC. T. VI. S.27‑42.

[186]Там же.

[187]Там же. S. 132–135,

[188]Там же. S.276–278.

[189]Там же.

[190]Eisenbach A. Emancipation… P. 110–111.

[191]Там же. Р. 87–88. Malino F. A Jew in the French Revolution: Zaikind Hourwitz. Oxford, 1996. P.85.

[192]MDSC. T. Vl.

[193]См. классическую работу о Мендельсоне: Altmann A. Moses Mendelssohn: A Biographical Study. L., 1973 и важное новое исследование: Sorkin D. Moses Mendelssohn and the Religious Enlightenment. L., 1996.

[194]Mendelssohn M. Jerusalem and Other Writings. N.Y., 1969. Р. 90–91.

[195]Рассуждения об идеале «нейтрального общества» см.: Кац Я. Евреи в средневековой Европе… С. 269–271.

[196]Mendelssohn M. Jerusalem… Р. 104.

[197]Цинберг И. Шклов и его «просветители» конца XVIII века // ЕС. 1928. Т. XII.С. 17–44.

[198]Fishman D.E. Russia's First Modern Jews: The Jews of Shklov. N.Y., 1995.

[199]Madariaga I. de. Russia in the Age of Catherine the Great. New Haven – L., 1981. P.310, 324.

[200]Madariagal. Russia… P. 308–314.

[201]Kamendrowsky V, Griffiths D.M. The Fate of the Trading Nobility Controversy in Russia: A Chapter in the Relationship between Catherine II and the Russian Nobility //JGO. 1978. Vol. XXVI. P. 198–221.

[202]«Ландзассен» представляли собой ливонских землевладельцев, которые часто служили офицерами русской армии, но тем не менее не признавались дворянами согласно «Matricula» – родословной книге, принятой тогда в Ливонии. Следовательно, им были недоступны посты в местном управлении, открытые для вписанных в книгу дворянских родов. (См.: Madariagal. Там же. Р.322). Мирзы – татарская знать, имевшая земли в Крыму. Екатерининские администраторы стремились включить их в обширное сословие русского дворянства. (См.: Fisher A. The Crimean Tatars. Stanford, 1978. Р. 75).

[203]Madariaga I. de. Russia… P. 74. Ежегодные издержки на Украину в годы правления гетмана Кирилла Разумовского (1750–1764) составляли 48 тысяч рублей.

[204]Thaden E.C. Russia's Western Borderlands, 1710–1870. Princeton, 1984. P. 44–45.

[205]Mahler R. A History of Modem Jewry, 1780–1815. N.Y, 1971. P.379.

[206]Dubnow S.M. A History of the Jews in Russia and Poland. Philadelphia, 1916. Vol.1. P.307.

[207]Greenberg L. The Jews in Russia. New Haven, 1965. P.8. Автор этой работы следует концепции Дубнова. Р. Пайпс приводит цифру 100 тысяч, которая тоже слишком высока. (CM.: Pipes R. Catherine II and the Jews // SJA. 1975. Vol. V. P.7).

[208]Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII – первой половине XIX в. М., 1963. С. 161. Перепись в Белоруссии проводилась в 1772 г., чтобы дополнить данные третьей переписи. В Витебской провинции насчитали 289 877 душ мужского пола, и 325 116 в Могилеве.

[209]Mahler R. Yidn in amolikn Poiln in likht fun tsifem. Warszawa, 1958. Оценки Малера основаны на статистике, содержащейся в издании: Переписи еврейского населения в юго‑западном крае в 1765–1791 гг. // Архив Юго‑Западной России. Часть 5. Т. П. Отд. 1‑2. Киев, 1890. См. обзор этой работы: Eisenbach A. Zydzi w dawnej Polsce w swietle liczb // Kwartalnik Historyczny. 1959.No.66. S.511–520,a также важную статью: Stampfer Sh. The 1764 Census of Polish Jewry // Bar‑Dan: Annual of Bar‑Dan University Studies in Judaica and the Humanities. Vol. XXIV‑XXV. Ramat‑Gan, 1989. P. 41–59.

[210]Коробков X. Перепись еврейского населения Витебской губернии в 1772 г. //ЕС. T.IV No.2. Апрель‑июнь 1912. С. 164–177. Эта губерния также называлась иногда Псковской или Полоцкой. По польской переписи 1764 г. местное еврейское население составляло немногим более двух процентов от общей численности. Эта цифра ниже среднего пятипроцентного уровня по стране.

[211]Державин Г.Р. Сочинения. СПб., 1864–1883. Т.7. С.313; Анищенко Е.К. Черта оседлости (Белорусская синагога в царствование Екатерины II). Минск, 1998. С. 29–30.

[212]Балабан М. Переход польских евреев под власть Австрии… С. 290–291.

[213]WischnitzerM. Jewish Crafts… P.223.

[214]Бершадский С.А. Положение о евреях 1804 года//Восход. 1895.T15.No.!. С. 89–90; Wischnitzer M. Jewish Crafts… P. 223–224; Baron S. Economic History… P. 75–78. Ср.: данные о еврейском населении Житомирского района за 1789 г. (когда эта территория еще была под властью Польши): из 10 526 местных евреев 54 процента жили в тринадцати разных городах, 10,6 процента – в пяти крупных селениях и 35,5 процента – в 421 деревне. Что касается занятости, то 73,7 процента из них так или иначе были связаны с торговлей спиртным. (Weinryb B.D. Neueste Wirtschafts geschichte der Judenin Russland und Polen. Breslau, 1934. Р. 219–223).

[215]Liashchenko P.I. History of the National Economy of Russia to the 1917 Revolution. N.Y, 1970. P. 341–342.

[216]Гессен Ю.И. История еврейского народа. T. I. Пг., 1916. С. 129–130.

[217]Голицын Н.Н. История русского законодательства о евреях… С. 104–108; Словарь Академии Российской. СПб., 1809. 4.2. С.822.

[218]Гессен Ю.И. История еврейского народа. Т. 1. С. 130, сн. 1.

[219]Этот вопрос рассмотрен в работе: Rest M. Die Russische Judengesetzgebung von der Ersten Polnischen Teilung bis zum «Polozenie dija Evreev» (1804). Wiesbaden, 1975.S.251,n. 148.

[220]Это был не первый случай, когда русское государство поспешно обещало привилегии, суть которых толком не понимало. При подтверждении традиционных прав ливонского дворянства в декабре 1762 г. Екатерина писала одному корреспонденту, что готова утвердить любой закон, лишь бы сохранить спокойствие. (Madariaga I.de. Russia… P. 61–62).

[221]Голицын Н. История… С.329, сн. 182.

[222]Dubnow S.M. History of the Jews. Vol. 1. P.320.

[223]Fishman D. Modem Jews… P.80; Фельдман Д. «Московское изгнание» евреев 1790 года//Вестник Еврейского Университета в Москве. 1996. No. 1(11). С. 180

[224]См. мою статью: Zhid: The Biography of a Russian Epithet // SEER. 1982. No.50/(l). Rl‑15. Основываясь на этих сведениях, Д.Фишман оспаривает мое мнение, утверждая, что слово «жид» «в течение первой половины ХX в. постепенно превратилось в антисемитский термин» (Fishman D. Modern Jews… R 158, п.3). Я же считаю, что этот термин тогда все еще имел двоякий или просто безобидный смысл в устах многих россиян, и липа развернувшаяся на рубеже 50‑60‑х гг. XIX в. полемика утвердила оскорбительное значение этого слова. См.: Klier J. Imperial Russia… P. 108–110.

[225]Pipes R. Catherine П and the Jews… P.7.

[226]LeDonne J.P. Absolutism and Ruling Class. N.Y. – Oxford, 1991. P.36.

[227]Анищенко Е.К. Черта оседлости… С.28.

[228]Там же. С.65. В этих шестнадцати местечках проживало в общей сложности 7093 христианина и 2873 еврея.

[229]Там же. С.62.

[230]См. примеч. 58 к этой главе.

[231]См.: Рашин А.Г. Формирование промышленного пролетариата в России. М., 1940. С.59.

[232]ППСЗ. Т.ХIХ. No.13 850. 13 сентября 1772 г. С. 554–555.

[233][Записка Каховского] в кн.: Державин Г.Р. Сочинения. Т.7. С.308.

[234]Там же. С. 311.

[235]Там же. С. 310.

[236]Там же. С. 312.

[237]Там же. С. 310.

[238]Оршанский И.Л. Из новейшей истории евреев в России // ЕБ. 1872. T.II. С. 209–210; Гессен Ю.И. История еврейского народа… T.I. С.44; Еврейская энциклопедия. T.XVI. С.82.

[239]Анищенко Е.К. Черта… С. 31–33.

[240]Там же.

[241]Недавно вышла в свет работа Ш.Штампфера, в которой показано, как сильно компрометировала раввинат покупка выморочных земель: Stampfer Sh. The 1764 Census of Polish Jewry // Bar‑Ilan: Annual of Bar‑Ilan University Studies in Judaica and the Humanities. Vol.XXTV‑XXV Ramat‑Gan, 1989,P. 41–59.

[242]Анищенко Е.К. Черта… С.42.

[243]Дубнов С.М. Исторические сообщения // Восход. 1894. T. XIV. No. 2. С. 90–107.

[244]ППСЗ. T.XXI. No. 15 436. 16 июля 1782 г. С.584.

[245]Анищенко Е.К. Черта… С. 42–43.

[246]Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С.54.

[247]Fishman D. Modem Jews… P. 10. В число пяти «земель», или общин, составлявших эту единицу, входили Шклов, Могилев, Мстиславль, Старый Быхов и Чаус. Как сообщает Д.Фишман, непрерывная деятельность ваада прослеживается до 1790 г., когда его раввинский суд одобрил книгу Давида Каро, изданную в Шклове. (Ibid. P.141, n. 16).

[248]Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С.55.

[249]Анищенко Е.К. Черта… С. 43–44.

[250]ППСЗ. Т.ХХ. No. 14 522. 17 октября 1778 г. С.436; Там же. No. 14 892. 3 июля 1779 г. С.849. Указ от 17 октября 1776 г. гарантировал особые привилегии евреям, принявшим одно из христианских вероисповеданий. Таким выкрестам было обещано право вступать в любую купеческую гильдию или ремесленное сословие, после чего они подлежали юрисдикции и администрации этих сословий, а не кагалов. Это подразумевало, что еврейская администрация, существовавшая в форме кагала, отличалась от христианской. Этим указом было также предписано всем евреям регистрироваться в городах. Указ от 17 октября 1776 г., которым предоставлялись особые льготы евреям, перешедшим в христианство, на первый взгляд, казалось бы, противоречил заверениям Екатерины о равенстве всех народов и вероисповеданий перед законом. Впрочем, политика прозелитизма была не нова и вовсе не ограничивалась евреями. Вот как Р.Бартлетт определяет обращение Екатерины с нехристианами на границах империи: «Российская политика в отношении подданных‑нехристиан традиционно придерживалась двух принципов – терпимости и прозелитизма. Последний особенно одобрялся, так как переход в православие означал признание гегемонии России и русского образа жизни» (Bartlett R. Human Capital: The Settlement of Foreigners in Russia, 1762–1804. Cambridge, 1979. Р. 11).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...