Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обеспеченость мировой экономики энергоносителями в XXI веке



Чаще всего утверждения о якобы приближаю­щемся "конце света" в силу неизбежного истоще­ния ресурсного потенциала планеты иллюстриру­ются на примере разведанных запасов нефти. Об­щемировая обеспеченность ее запасами на начало текущего столетия, по оценке президента Россий­ского геологического общества В. Орлова, со­ставляет 35-40, а по газу - 50-60 лет. На протяже­нии ряда десятилетий оценки запасов постоянно увеличиваются благодаря вновь открытым место­рождениям на суше и морском шельфе в различ­ных регионах мира [6,с.64]. По недавним оценкам экспер­тов американской геологической службы и Меж­дународного энергетического агентства (МЭА), уже имеющихся разведанных ресурсов нефти вполне достаточно для надежного, устойчивого покрытия растущего мирового спроса на многие десятилетия. В пересчете на годы обеспеченность (как частное от деления уровня запасов на факти­ческую годовую добычу) по состоянию на 2001 г. составляет по перечисленным в табл. 2 странам 76 лет: 43 года по оставшимся извлекаемым из недр запасам нефти уже открытых месторожде­ний и 33 года - по предполагаемым. Для сравне­ния: в начале 70-х годов обеспеченность общими запасами нефти оценивалась приблизительно в 50 лет, после чего, как тогда полагали, запасы бу­дут полностью исчерпаны[1].

К числу стран, надежно обеспеченных природ­ными запасами нефти примерно на 100 и более лет, относятся Саудовская Аравия, Россия, Ирак, Иран, ОАЭ, Кувейт, Нигерия, Бразилия и Казах­стан. На их долю приходится более 56% суммар­ных запасов нефти, в том числе на Россию - более 13%. И это при том, что уровень обеспеченности разведанными запасами нефти в странах, где эти ресурсы разрабатываются государственными ком­паниями, во много раз выше, чем там, где дейст­вуют независимые частные нефтедобывающие компании (табл. 3).[5,c.108-109]

Общемировая обеспеченность запасами неф­ти и газа не только сохраняется на протяжении практически всего послевоенного периода, но в последнее десятилетие даже имеет отчетливую тенденцию роста. Особенно это относится к Рос­сии, другим странам Каспийского региона и к За­падной Африке.

При наиболее вероятных в рассматриваемой перспективе темпах роста мировой добычи и по­требления нефти порядка 1,5-1,7% в год пик ее добычи может наступить в начале-середине 2040-х годов, после чего наиболее вероятна их от­носительно продолжительная стабилизация с по­степенно нарастающей тенденцией к понижению ближе к 2080 г.

Предполагается, что уже приблизительно к 2040 г. мировые цены на нефть достигнут такого уровня (порядка 60-70 долл. за баррель в ценах 2003 г.), который вполне обеспечит экономичес­кую рентабельность и целесообразность широ­кой разработки самых бедных, относительно ма­лых и до сих пор не эксплуатируемых старых и новых месторождений и создаст стимулы и ре­альные технические возможности для более эф­фективного извлечения нефти из недр и актив­ного использования альтернативных источни­ков энергии.

Ряд стран, ныне крупных мировых производи­телей нефти, обладающих относительно невысо­кими запасами, - США, Китай, Индонезия, Мек­сика, Норвегия и Великобритания - уже в бли­жайшие 10-20 лет из-за скорой исчерпаемости запасов будут вынуждены постепенно перейти к роли импортеров этого сырья.

Уже к середине текущего века как минимум удвоится доля в общем балансе потребления энергии нетрадиционных ее источников - солнечной, ветровой, приливов и отливов, геотермальной, из биомассы. Что же касается ядерной энергии, то ее роль, скорее всего, может даже сократиться, хотя вполне очевидно, что этот источник остается абсолютно неисчерпаемым.

Роль России, обладающей огромными запасами нефти и являющейся одним из крупнейших её экспортеров, в долгосрочной перспективе будет повышаться. По имеющимся данным, обеспеченность разведанными геологическими запасами нефти основных российских нефтяных компаний превышает в целом 30 лет, а для некоторых составляет от 50 до 70 лет (у негосударственных западных компаний - лишь около 12).

Особое место в ряду поставщиков нефти на мировой рынок в долгосрочной перспективе по- прежнему будут занимать страны ОПЕК и в первую очередь Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Катар, Объединенные Эмираты, Нигерия и Ливия с их исключительно крупными разведанными запасами этого сырья.

Вместе с тем неуклонный рост мирового спроса на нефть и нефтепродукты, объективная угроза истощения природных ее запасов в ряде регионов мира потребуют масштабных инвестиций в поиски и разведку новых месторождений, особенно в Западной Африке и Центральной Азии. Кроме того, в связи с появлением новых быстро развивающихся крупных центров потребления нефти (Китай и Индия) не менее остро стоит вопрос о необходимости значительных капиталовложений в мировую нефтетранспортную инфраструктуру.

Китай, где при ежегодном росте ВВП около 8—9% потребление нефти увеличивается на 10-14%, стал вторым в мире ее импортером. Наиболее вероятно, что и эта тенденция сохранится. Аналогичная ситуация складывается и в Индии. Правда, уже к 2030-2040 гг. можно ожидать уменьшения темпов развития этих стран до 4—5%, что при одновременном снижении нынешней крайне высокой энерго- и материалоемкости их экономик снизит темпы роста их спроса на нефть.

Начиная с 1999 г. Россия демонстрирует исключительно высокие темпы добычи и экспорта нефти. Помимо крайне благоприятной для экспортеров конъюнктуры мирового рынка это в значительной мере связано с успешным введением нефтедобывающими компаниями новых высокоэффективных технологий добычи и систем организации управления в процессе их интеграции в мировое хозяйство. Вместе с тем имеющаяся инфраструктура нефтяной отрасли сегодня, а тем более в обозримой перспективе все больше выступает ограничителем дальнейшего развития добычи и экспорта нефти. В предшествующие пять лет рост добычи существенно опережал возможности действующей трубопроводной сети. Даже увеличение поставок нефти железнодорожным транспортом вряд ли изменит создавшееся положение.

Совершенно очевидно, что необходима новая крупноинвестиционная программа сооружения нефтепроводов. Но государство, не имея достаточных для этого собственных средств, сохраняет монополию на перекачку нефти, не позволяя частным российским, а тем более иностранным компаниям принять участие в сооружении и последующей эксплуатации трубопроводов, что объективно противоречит мирохозяйственным тенденциям.

Природный газ - самый быстро растущий в структуре мирового энергопотребления энергоноситель. Пока по месту в общем энергетическом балансе он несколько уступает нефти и углю, но уже к 2020 г. ожидается, что его доля возрастет до 28-30%, главным образом за счет сокращения доли угля и атомной энергии. Газ является наиболее эффективным с экономической точки зрения и, что особенно важно, экологически наиболее чистым энергоносителем. Основные факторы, способствующие росту его потребления, - повсеместное увеличение числа работающих на нем электростанций, расширение использования в жилищном хозяйстве, а также явное снижение привлекательности ядерной энергетики и обострение экологических проблем.

В отличие от нефти, активная промышленная добыча которой ведется уже более 100 лет, природный газ - относительно молодой энергоноситель. Уже само по себе это позволяет допустить, что его запасы еще весьма далеки от исчерпания. Во всяком случае, остаются огромные территории, где серьезных геологических поисков газа еще не было.

Мировая обеспеченность запасами природного газа по состоянию на 2002 г. составляет примерно 60 лет, что существенно выше обеспеченности нефтью. Несомненным мировым лидером по его разведанным геологическим запасам является Россия (30.5% общемировых запасов), на втором месте стоит Иран (14.8%). В нашей стране обеспеченность разведанными природными запасами составляет около 85 лет, в странах Ближне­го Востока в целом - почти 240 лет, в Нигерии - порядка 200 лет. В США, Канаде, Норвегии, Гол­ландии и других, промышленно развитых странах эти запасы относительно невелики и скорее всего будут исчерпаны уже в ближайшие 20-30 лет.[5,c.110]

Достоверные запасы природного газа в Запад­ной Европе на начало 2003 г. оценивались в 3.5% мировых. По самообеспеченности им страны ре­гиона существенно различаются. Большинство обеспечено очень слабо (ФРГ, Франция, Австрия) или совсем не имеет собственных природных за­пасов (Финляндия, Швейцария, Бельгия и др.). На Великобританию, Нидерланды, Норвегию и Италию приходилось около 86% всей добычи газа в Западной Европе. Около 70% ее газовых ресур­сов расположены на континентальном шельфе Северного и Норвежского морей, что делает до­бычу относительно дорогостоящей.

Среднегодовые темпы прироста мировой до­бычи природного газа в последние десятилетия составляют около 2.7% и в среднем близки к мно­голетним темпам развития всей мировой эконо­мики.

Первое место по добыче опять же занимает Россия (около 22% мирового показателя), за ней с небольшим отрывом следуют США, однако там вследствие постепенного истощения природных запасов газа его добыча снижается. Значитель­ный уровень добычи сохраняется в Великобрита­нии, Норвегии и Алжире, но их доля в мировой добыче не превышает 5%.

Использование природного газа требует созда­ния дорогостоящей инфраструктуры. Вследствие географической удаленности основных газовых месторождений от крупнейших потребителей чрезвычайно высоки расходы на его транспорти­ровку: необходимы протяженные газопроводы, заводы по сжижению газа, специализированные суда для транспортировки и т.п.

К основным направлениям поставок газа сле­дует отнести экспорт из Северной Африки, Рос­сии, Туркмении и Казахстана в Западную Европу, а также из Канады в США. В последнее десятиле­тие растет доля транспортировки сжиженного га­за, на который приходится около 20% междуна­родной торговли газом, и эта доля неуклонно по­вышается. В частности, масштабные поставки СПГ осуществляются в Японию и Южную Корею.

В настоящее время экспорт российского газа в дальнее зарубежье высокорентабелен и приносит около 15% валютной выручки. И в долгосрочной перспективе Россия несомненно останется круп­нейшей газовой державой. Ее природный потен­циал как производителя и экспортера этого сы­рья сохранится до конца текущего столетия, глав­ным образом благодаря ожидаемому освоению богатейший ресурсов Западной Сибири, шельфов Баренцева и Карского морей, регионов Камчатки и Сахалина.

При колоссальных достоверных и прогнозных природных запасах газа в России их фактическая суммарная выработанность, по оценкам специаль­ной прессы, пока не превышает 20%. Добавим, од­нако, что из общих разведанных месторождений только 28% по всем параметрам относятся к высо­коэффективным, 14 - глубокозалегающие, 36 - удалены более чем на 500 км от районов с разви­той индустрией и инфраструктурой, 9 - сероводородсодержащие и примерно 13% залегают в плас­тах низкого давления. В целом структура россий­ских природных запасов газа хуже, чем в странах Ближнего Востока, но, несомненно, конку­рентоспособнее, чем в Северной Америке и Запад­ной Европе.[5,c.111]

К середине XXI в. в нашей стране прогнозиру­ется прирост природных запасов газа промыш­ленных категорий на 80 трлн. куб. м против 48 трлн. в 2002 г., то есть практически ожидается удвоение природного газового потенциала. Важ­но, однако, отметить, что столь значительное приращение сырьевой базы будет сопровождать­ся некоторым ухудшением структуры запасов, не­избежным ростом средней глубины разведочных и эксплуатационных скважин, уменьшением мас­штабов вновь осваиваемых месторождений и их географической труднодоступностью. Все это приведет к значительному росту затрат на поиск, разведку, добычу и транспортировку газа, что, ес­тественно, потребует очень крупных капитало­вложений.

Важным фактором развития газового потен­циала нашей страны в текущем столетии будет широкое привлечение крупных прямых иностран­ных инвестиций в отрасль, включая строительство мощностей по сжижению газа и танкерного флота для его последующей транспортировки. Огром­ные разведанные и прогнозные природные запасы этого сырья будут надежной гарантией рента­бельности ПИИ.

Угольная промышленность остается одной из важнейших отраслей современного мирового хозяйства, однако с быстрым развитием нефтяной и газовой отраслей в последней четверти XX в. ее значение несколько уменьшилась. Доля угля в мировом энергопотреблении постоянно снижается и уже к 2020 г., по прогнозам, сократится примерно до 20 против 24% в 2003-2004 гг. и более 25% в 1970 г. Это в первую очередь связано с активными мерами по уменьшению использования угля, который гораздо менее экологичен, чем нефть и газ.[7] Уголь все больше используется в качестве топлива для теплоэлектростанций и сырья в металлургии. По имеющимся оценкам, его доля останется примерно на нынешнем уровне вплоть до 2040 г. Однако в дальнейшем, по мере постепенного истощения разрабатываемых нефтяных месторождений в ряде стран и созревания экономических и научно-технических предпосылок для масштабного использования угля в производстве искусственного жидкого топлива и газа, доля твердого топлива в мировом энергетическом балансе может существенно повыситься (примерно до 30%).

Разведанные мировые геологические запасы угля чрезвычайно велики и достаточны - более чем на 200 лет, в том числе в нашей стране - бо­лее чем на 600 лет. По запасам угля лидируют США, Россия и Китай, на которые в сумме прихо­дится почти 55% его мировых запасов. По добыче впереди Китай и США, наша же страна занимает пятое место, уступая еще Индии и Австралии.

Широкая распространенность и хорошая разведанность месторождений угля, позволяющая в большей степени полагаться на снабжение из ме­стных источников, сильно сдерживает рост меж­дународной торговли этим сырьем. Тем не менее в начале XXI в. около 12% мирового потребления угля покрывается через каналы внешней торгов­ли. Крупнейшими его потребителями являются США и Китай, на долю которых приходится чуть более половины мирового потребления. Далее следуют: Индия - 7.5%, Япония - 4.4%, Россия - 4.1% и Германия - 3.5%. На страны ОЭСР в 2003 г. пришлось около 47% всего потребленного в мире угля.

Несмотря на то, что в течение большей части 90-х годов уголь как один из базовых видов топли­ва заметно уступал в конкурентной борьбе мазуту, а тем более природному газу (низкая теплотворная способность, высокая зольность, несоответствие ужесточающимся экологическим требованиям), мировой спрос на него рос в среднем на 5.5% в год. Однако в разных странах наблюдались прямо противоположные тенденции: наибольший рост спроса отмечался: в Китае - 46.3%, Индии - 11.1%, Японии - 7.1%, Южной Корее - 17.2%, Австра­лии - 4.3%. Наоборот, спрос практически не вырос в Германии и ЮАР, снизился в США, Польше и Великобритании, а также в России (на 6.4%).[5,c.112]

При наличии чрезвычайно богатой сырьевой базы, ни в коей мере не ограничивающей постав­ки этого топлива, вполне правомерно ожидать, что и в долгосрочной перспективе, до конца теку­щего столетия, добыча угля будет определяться лишь динамикой спроса и мировых цен. Харак­терно, что начиная с 70-х годов цена угля хотя и имела в целом повышательную тенденцию, тем и не менее подорожание было более умеренным, чем на рынках нефти и природного газа. В дол­госрочной перспективе ценовая конкурентоспо­собность угля по сравнению с другими видами топлива несколько повысится, что в конечном счете приведет к стабильному росту мирового спроса на него начиная уже с середины текущего столетия.

И, наконец, отметим весьма значительные природные запасы торфа и горючих сланцев, ко­торые в качестве топлива используются в мире (как и в нашей стране) в крайне ограниченных масштабах. Не вызывает, однако, сомнения, что по мере постепенного истощения природных за­пасов нефти, а позже и природного газа горючие сланцы и торф уже ко второй половине XXI в. по­степенно станут более востребованы не только как топливо, но в первую очередь как сырье для получения искусственного жидкого топлива и т.п.

Общие мировые запасы торфа на начало 2003 г. (по оценке Геологической службы США) превы­шали 2 трлн. т, из них (млрд. т): страны СНГ - около 770, Канада - примерно 510, США - свы­ше 110 (более 50% - на Аляске). Огромные запа­сы этого сырья имеются также в Польше, Фин­ляндии, ФРГ, Ирландии и, разумеется, в нашей стране3.

При добыче торфа около 27.5 млн. т (как это было в 2003 г.) разведанных его ресурсов хватит почти на три четверти века. Совершенно очевид­но, что имеющиеся оценки этих запасов явно за­нижены из-за слабой востребованности этого сы­рья и отсутствия достоверных данных по многим странам, в том числе КНР, странам Африки и др. Аналогичная картина и по горючим сланцам.[5,с.112]

3См.: Нефедова В.М. Мировой рынок торфа // Внешнеэко­номический бюллетень. 2003. №8.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 450 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...