Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Христианская добродетель целомудрия и чистоты 9 страница



Мы живем в обществе, в основе которого лежит концепция устойчивого развития эконо­мики. Разработчики и глашатаи этой концепции пытаются представить ее в качестве панацеи для решения всех существующих проблем. Однако совершенно очевидно, что рыночная эконо­мика не может бесконечно развиваться. Рынок товаров и услуг в современном европейском об­ществе перенасыщен, а ему требуется постоян­ное расширение. Повсеместно мы замечаем, что рынок предпринимает попытки вторжения в сферы, до сих пор считавшиеся ему неподвласт­ными, такие как вера, культура, мораль, патри­отические чувства. В современных условиях ры­нок стремится всё либо превратить в товар, подлежащий продаже, либо использовать как средство, стимулирующее жажду потребления. С помощью рекламы коммерческие организа­ции пытаются вызвать у потребителей ненасыт­ное и призрачное стремление «соответствовать уровню». Иными словами, в современном мире происходит столкновение двух парадигм Эриха Фромма — «быть» или «иметь».

С точки зрения традиционной христианской нравственности, человек призван Богом к само­отдаче, самоограничению. По словам апостола Павла: весь закон в одном слове заключается: лю­би ближнего твоего, как самого себя (Гал. 5, 14). А любовь к ближнему невозможна без самопо­жертвования, в котором заключается подлинная самореализация личности, то есть истинное бы­тие в христианском смысле. Бог есть Истинное Бытие именно потому, что Он есть Любовь (см.: 1 Ин.4,8), ибо Он дает жизнь всему сущему, под­держивает и укрепляет Свое творение, дарит ему Свою любовь. Таинство Искупления рода чело­веческого, свершившееся во Христе, в полноте явило эту божественную любовь в добровольном принесении Сыном Божиим Себя в жертву за грехи всего мира.

Итак, с христианской точки зрения, быть — значит отдавать себя, жертвовать собой. Напро­тив, «иметь» предполагает ограничение самоот­дачи, отказ от истинного бытия, ради которого человек был сотворен. «Иметь» предполагает пас­сивное накопление, потребление, консюмеризм, эгоистическую сосредоточенность на собствен­ных удовольствиях, наслаждениях и переживани­ях, одним словом, угождение собственному «эго». При таком отношении к миру ближние могут ока­заться препятствием, досадной помехой на пути к тому, что человек считает своим истинным бытием, ведь они отнимают драгоценное время, которое можно было бы посвятить получению удовольствий. Понятно поэтому, что такое рас­положение человека лишает его бытия, замыкает его в сфере внутренних переживаний, исключает его из социума и, в более широком смысле, из мира вообще. Не в этом ли коренится тот нездо­ровый индивидуализм, который стал отличитель­ной чертой нашей эпохи?

Это, в свою очередь, влечет за собой целый спектр социальных проблем. Организованная торговля людьми, принуждение к проституции, съемкам в порнографических фильмах, сексу­альная эксплуатация и распространение поло­вых извращений не являются пережитками Средневековья, в наше время они вписываются в рыночную инфраструктуру. «Предпринима­тели», стоящие во главе такого рода систем, осва­ивают современные методы менеджмента, мар­кетинга и рекламы. Эксплуатация человеческой сексуальности с целью наживы, увы, не исчезла сегодня, несмотря на множество созданных за­конодательных ограничений и строгий полицей­ский надзор. Напротив, она приобрела систем­ный характер, распространила свое влияние на высшие слои общества, имеет могущественное и влиятельное лобби в парламентских и пра­вительственных структурах многих государств мира, имеет под собой определенную идеологию, разработкой которой занимаются специально для этого подбираемые люди.

Во многих странах Запада уже сняты законо­дательные запреты на то, что до недавнего вре­мени признавалось сексуальным извращением. Какие-то запреты еще остаются, но в любой мо­мент какая-нибудь новоявленная политическая партия или общественное движение может по­требовать снять законодательные запреты на пе­дофилию, распространение порнографии, во­влечение несовершеннолетних в половые связи или сексуальную эксплуатацию. Такой пример уже имеется - в Нидерландах в парламентских выборах 2007 года о своем участии заявила скан­дально известная партия Naastenliefde, Vrijheid en Diversiteit (NVD) («Любовь к ближнему, свобо­да в разнообразии»). Ее предвыборная програм­ма включала в себя отмену запрета на продажу наркотиков, снятие запрета на педофилию и вве­дение запрета на любое религиозное воспитание. К счастью, у нее нашлось совсем немного сто­ронников — всего 3% населения этой страны, но в условиях современного информационного об­щества было бы естественным в скором време­ни ожидать мощную волну пропаганды такого рода «гуманистических» идей с целью изменить общественное мнение в данной области.

В традиционных обществах сексуальная мо­раль была чрезвычайно строгой, некоторые про­явления этого до сих пор можно видеть в за­конодательствах наших стран, - к примеру, государство ограничивает распространение пор­нографии, запрещает продажу такого рода изда­ний лицам, не достигшим 18-летнего возраста, уголовно преследует половые контакты с несовер­шеннолетними, квалифицируя это как развраще­ние малолетних. Сегодня, тем не менее, финан­совый капитал пытается отодвинуть эти границы, апеллируя к свободе и правам человека. Ясно, что ему стало тесно в существующих рамках, регла­ментированных законодательством, которое по-прежнему в некоторых отношениях ориентиро­вано на христианские нравственные нормы.

Христианство проповедует воздержание, умеренность, самоограничение, и в этом смыс­ле оно, безусловно, тормозит безудержный рост потребления, на котором основана современная рыночная экономика. И поэтому людей, кото­рые хотели бы устранить его из жизни общества, оказывается немало.

В случае если миф об устойчивом развитии рыночной экономики (который, заметим, вро­де бы естественным образом вошел во фразеологию современного экуменического движения, например, Всемирного совета церквей) в ближайшие годы не обнаружит свою полную несос­тоятельность, мы вполне сможем стать свидете­лями «расширения прав и свобод личности» за счет сужения нравственных норм поведения че­ловека в обществе. Финансово заинтересован­ные круги постараются исключить влияние хри­стианской этики в сфере экономики и бизнеса, полностью подчинив их основному рыночному правилу: «предложение должно опережать спрос». Они также попытаются эмансипировать сферу эксплуатации человеческой сексуальнос­ти от любого рода общественного контроля, в первую очередь, лишить христианские Церкви права выражать свою озабоченность по этому вопросу в публичном пространстве.

Что можем противопоставить этим тенден­циям мы, христиане, порой столь разобщенные и не имеющие единомыслия не только в бого­словских, но и в антропологических вопросах? Для нас должно, наконец, стать очевидным, что скрывается под маской либерализации христи­анской доктрины, под размыванием нравст­венного учения. Почему именно эта область христианского богословия стала объектом раз­личного рода экспериментов и релятивизации в ряде протестантских церквей и общин западно­го мира, а не какая-либо иная? Почему, вообще, пересмотр христианских нравственных норм стал возможен в этих общинах? Какие силы сто­яли и стоят за этими процессами, какие цели они преследуют? Если в какой-либо общине, назы­вающей себя христианской, практикующих го­мосексуалистов возводят в сан «епископов», вво­дится чин благословения однополых союзов, пересматриваются основополагающие библей­ские нормы, касающиеся брака, семьи, чело­веческой сексуальности, то можно ли такую об­щину называть церковью? Это соль, которая потеряла силу, перестала быть соленой, и уже ни к нему негодна, как разве выбросить ее вон на по­прание людям (Мф. 5, 13).

Обратим внимание на то, что нападкам в се-кулярной прессе подвергаются не те христианс­кие общины, которые встали на путь ревизии евангельской нравственности, а те, которые пы­таются сохранять традиционные нравственные нормы. На что направлены кампании в СМИ, систематически дискредитирующие традицион­ные Церкви и их священнослужителей? Ответ ясен: есть силы, пытающиеся подорвать авторитет Церкви, вытеснить ее из сферы общественного контроля над соблюдением норм нравственного поведения, лишить ее статуса mater etmagistra - института, проповедующего и интерпретирующего этические принципы поведения в обществе, основанные на библейском Откровении. Ведь в современных секулярных государствах другого такого института больше нет, - ни парламент, ни правительство, ни академии наук
таким правом и авторитетом не обладают. В конечном итоге, куда может прийти общество, оторванное от нравственных ориентиров, в котором понятия «хорошо» и «плохо» каждый определяет для себя сам? Не кажется ли очевидным, что вслед за отрывом того или иного народа от традиционных норм морали последует его диссимиляция и самоуничтожение как этнической и этической общности, превращение в массу асоциальных индивидуумов?

Дилемма «быть или иметь» сегодня остро стоит перед человечеством. Установка на то, что­бы все иметь, ни в чем себе не отказывать и ни в чем себя не ограничивать, оказывается са­моубийственной для целых народов. Рынок ни­когда не был и не может быть движущей силой человеческого развития. Заповедь Божия «пло­дитесь и размножайтесь» не может осуществ­ляться по законам рынка, использующего самые низменные человеческие инстинкты. Народы размножаются до тех пор, пока в них сохраня­ются крепкие нравственные устои, пока сохра­няются такие основополагающие институты, как брак, семья, рождение и воспитание детей. В наши дни эти институты подвергаются мас­сированной атаке секулярной идеологии, бази­рующейся на рыночном принципе: «Бери от жизни все». В итоге — беспрецедентное число разводов, абортов, неполных семей, искалечен­ных человеческих судеб, загубленных жизней.

В сложившейся ситуации мы, христиане, призваны к максимально активному взаимодей­ствию перед лицом таких вызовов. Наивно было бы надеяться на то, что они сами собой исчезнут: слишком уж большие средства инвестированы в проект по вытеснению религии из жизни обще­ства и ее дальнейшей маргинализации. Справить­ся с этими угрозами удастся только в том случае, если мы объединим усилия. Это необходимо для выживания наших народов, ведь либерализация законодательства в сексуальной сфере уже при­водит к тяжелейшим демографическим послед­ствиям для целых наций, оказавшихся под уг­розой постепенного умирания. Христианские общины не должны потворствовать либеральным тенденциям в области человеческой нравствен^-ности. Наоборот, именно сегодня, как никогда, необходима защита традиционной христианской нравственности, включая традиционное понима­ние брака и семьи. Компромисс с духом мира сего в данном случае является не чем иным как комп­ромиссом с диаволом.

Русская Православная Церковь готова, вы­ражаясь словами апостола Павла, подать руку общения (см.: Гал. 2, 9) всем братьям и сестрам во Христе, кто разделяет тревогу о судьбах хрис­тианства и о завтрашнем дне мирового сообще­ства в целом.

АВТОРЫ

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) - председатель Отдела внешних цер­ковных связей Московского Патриархата, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке, доктор философии Оксфордского университета, доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Автор книг «Таинство веры. Введение в догматическое богословие», «Во что верят право­славные христиане. Катехизические беседы», «Православие» и др., а также - более 700 публикаций

Протоиерей Андрей Ткачев - клирик киевского храма во имя прп. Агапита Печерского, автор книг «Письмо к Богу», «Миссионерские записки», «Тебе и мне Бог письмо написал», ведущий православных телепередач и постоянный автор популярного на Украине журнала для молодежи «Отрок.иа»

Священник Владимир Соколов - настоятель строящегося храма во имя святых равно­апостольных Кирилла и Мефодия, клирик храма Девяти мучеников Кизических в Москве, член канонической группы Московской Патриархии. Автор книг «Младостарчество и право­славная традиция», «На грани жизни» и многочисленных статей, частый гость на телевидении и радиостанциях «Радио Россия», «Радонеж», «Радио Теос»

Игумен N (игумен Ефрем (Виноградов)) - в 1991-93 гг. настоятель Вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря, в настоящее время - начальник одного из скитов Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, автор книг «От чего нас хотят спасти», «Сокровенный Афон», «Об одном древнем страхе. Кого и как "портят колдуны"». Со статьями иг. Ефрема можно познакомиться на сайте http://igumen-N.logoslovo.ru/

Протоиерей Борис Ничипоров (1953-2003) - настоятель храма Илии пророка с. Селихово Тверской области, кандидат психологических наук, заслуженный учитель, руководитель Отдела образования и катехизации Тверской епархии, директор культурно-образовательного Центра «Новая Корчева», заведующий кафедрой психолого-педагогической и социальной поддержки детей и молодежи группы риска Тверского государственного университета. Автор книг «Введение в христианскую психологию», «Времена и сроки»

Зеньковский Василий Иванович (1881-1962) - протопресвитер, благочинный приходов Парижского округа, профессор по кафедре философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Автор книг «Психология детства», «Русская педагогика в XX в.», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». Основной труд - «История русской философии»

Шиманский Гермоген Иванович (1915-1970) - кандидат богословия, преподаватель Киевской и Волынской духовных семинарий, автор учебников по нравственному бого­словию, литургике и др. До самой кончины работал над обширным трудом «Учение святых Отцов и подвижников Церкви о главных страстях и борьбе с ними, и о главнейших христиан­ских добродетелях: любви, смирении, кротости, терпении, воздержании и целомудрии»


Свобода любви или идол блуда?

ИЗДАНИЕ ДАНИЛОВА СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ г. МОСКВЫ

Директор Издательства - Сергей ДУБИНКИН

Главный редактор Издательства - Владимир МАЛЯГИН

Редактор-составитель - Екатерина ОРЛОВА

Редакторы - Екатерина ОРЛОВА, Елена ВОЛОДИНА

Художник - Александр ГРИГОРЬЕВ

Компьютерный дизайн - Дмитрий КЛЫГИН

Корректор - Анна ШУРТИНА

Компьютерная верстка - Ольга КУЛАГИНА

Компьютерный набор - Татиана БОЖЕВОЛЬНОВА

В книге использованы иллюстрации художников:

Г.ДОРЕ, А.ДЮРЕРА, Ю. КАРОЛЬСФЕЛЬДА,

В. ПОЛЕНОВА, Л. ЛОРЕНЦО

Лицензия ЛР № 030571 от 20 октября 1998 г.

Подписано в печать 20.06.201 1. Формат 84 * 108'/3

Печ. л. 6. Тираж 10 000 экз. Заказ № 5450

Издательство «ДАНИЛОВСКИЙ БЛАГОВЕСТНИК» 115191, Москва, ул. Даниловский Вал, 20

При участии ООО Агентство печати «Столица»

тел.: (495) 331-14-38; e-mail: [email protected]

Отпечатано с готовых файлов заказчика

в «УЛЬЯНОВСКОМ ДОМЕ ПЕЧАТИ»,

филиале ОАО «Первая Образцовая типография»

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14


[1] Книга «Христианская добродетель целомудрия и чистоты» -составная часть обширного исследования Г.И. Шиманского, посвя­щенного учению святых Отцов о страстях и борьбе с ними, и о хри­стианских добродетелях. Автор работал над этим трудом до конца жизни и оставил его отчасти незавершенным. Этим объясняется свободное в большинстве случаев цитирование используемых источни­ков. В данной публикации, не преследующей научные цели, мы со­чли возможным дать минимальное количество ссылок и указаний. В 1997 г. в издательстве «Даниловский благовестник» был опубли­кован более полный текст рукописи автора с подробнейшими ре­дакторскими комментариями. {Примеч. ред.)

[2] Раскрытие этого понятия составляет научную заслугу цюрих­ского психолога Юнга. (Примеч. автора.)

[3]См. подробности в моей книге: «Психология детства». {При­меч. автора.)

[4] См. о нем подробнее в моей книге: «Психология детства». (Примеч. автора.)





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 322 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...