Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные феномены межгруппового восприятия



Область межгруппового восприятия – это, с точки зрения социально-психологического анализа, преимущественно когнитивная сфера. По нашему мнению, этнокультурная компетентность предполагает знание об основных четырех, согласно А. Тэшфелу, процессах – социальной категоризации, социальной идентификации, социальном сравнении и социальной (межгрупповой) дискриминации (Андреева, 2000).

Феномены межгруппового восприятия определяются реальными межгрупповыми отношениями и социальным контекстом. В отличие от межличностного, межгрупповое восприятие согласовано, т.е. характеризуется высокой степенью совпадения представлений членов какой – либо группы о своей или чужой группе и унифицировано, в результате чего прослеживается высокая степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов. Помимо этого необходимо отметить большую устойчивость (ригидность, консервативность) межгрупповых социально – перцептивных процессов в сравнении с межличностными и тесную связь когнитивных и эмоциональных компонентов, следовательно, большую оценочность (Агеев, 1983).

Учитывая сказанное, акцент изучения механизмов межгрупповых отношений в межкультурной проблематике делается на особенностях процесса категоризации – отнесения каждого нового воспринимаемого объекта (в нашем случае – культурной группы) к некоторому классу подобных и уже известных ранее объектов, т.е. категорий.

Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются атрибутивные процессы – стереотипизация и социальная каузальная атрибуция.

Социальные стереотипы – «упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений» (Стефаненко, 2003, с. 276). Усваиваются и используются они с раннего детства, как правило, приобретаются не из непосредственных источников, а из вторичных.

Среди наиболее важных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально – оценочный характер, устойчивость, даже ригидность к новой информации, согласованность и неточность. Однако согласно гипотезе “зерна истины” О. Клайнберга, объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных. Следовательно, социальный стереотип – это образ социального объекта, который отражает реальные особенности группы. Признаком истинности считаются отчетливость, постоянство во времени, достижение согласия двух групп относительно третьей, а также согласованность между восприятием группы самой себя и другими.

Имеется предположение, что точность взаимных стереотипов тем выше, чем больше сходство между культурами (Стефаненко, 2003). Это еще раз подтверждает факт актуальности и необходимости межкультурных программ по развитию этнокультурной переговорной компетентности, способствующих сотрудничеству, диалогу, взаимообогащающему взаимодействию. Программы такого рода основаны на поиске сходств между культурами, что, безусловно, оказывает влияние на основные измерения стереотипов участников – содержание, направленность, степень благоприятности и точности.

Изменить негативные этнические стереотипы, если они уже сформировались или усвоены извне, невероятно сложно. Тем не менее, учеными рекомендуется ряд методов, способствующих снижению влияния негативных стереотипов: создание общих групп и усиление множественных идентичностей, работа с неадекватными ожиданиями, развитие саморегуляции, работа по исправлению неверных атрибуций. Теория разумного (резонного) поведения основана на взаимосвязи между установками и социальными нормами, что позволяет добиться нормативной поддержки поведения (Лебедева, 2004б).

Работа по нейтрализации негативных стереотипов, предубеждений и основанного на них поведения велась в последнее десятилетие XX века очень активно. Согласно концепции П. Дивайн, хотя культурные стереотипы неизбежно активизируются в ситуации межэтнического общения, индивидуальные убеждения могут и должны сильно отличаться от них (Донцов, Стефаненко, 2002). Поэтому одной из задач тренинга развития этнокультурной переговороной компетентности становится конструирование “непредубежденных убеждений” относительно культур по взаимодействию.

Предубеждения – «унифицированная, устойчивая и согласованная тенденция негативно реагировать на членов определенной этнической группы» (Лебедева, 2004б, с.64).

В основе появления предубеждений лежат два основных процесса: переход от преобладания аффективных и перцептивных процессов к когнитивным; переключение фокуса внимания с себя на группу, далее, на индивида в группе. Таким образом, чем выше уровень когнитивного развития участников переговоров, тем больше вероятность снижения предубеждений.

Особо значимым методом является исправление ложных атрибуций. Социальная (груповая) каузальная атрибуция – интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства. Основными функциями социальной атрибуции, по мнению европейских исследователей, является формирование, поддержание или усиление позитивной групповой идентичности. Об этом свидетельствует, например, закономерность, согласно которой позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению членов чужой групп приписываются внутренние причины, а негативному поведению «своих» и позитивному «чужих» – внешние причины (Андреева, 2000; Стефаненко, 2003).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2045 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...