Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Истина как цель познания.
1. Концепции в теории познания: эмпиризм, рационализм, скептицизм,
агностицизм.
2. Современные теории познания 19-20 веков: мистический рационализм и
концепция отражения.
3. Понятие истины. Критерии истины.
Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997.
2. Андрос Е.И. Истина как проблема познания и мировоззрения. Киев. 1984
3. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
4. Горак А. Истина в контексте социума // Философские науки. 1991, № 12.
5. Ильин В.В. Философия: учебное пособие.- СПб.: ПГУПС, 2000.- 236 с.
6. История философии. Учебник для высших уч.завед. Ростов-на-Дону, 1999.
7. Касавин И.Т. О дескриптивном понимании истины // Философские науки, 1990, № 8.
8. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
9. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция.
М., 1995.
10. Проблема истины и ее решение в философии / В кн.: Мир философии. Книга для чтения. Ч. I. - М., 1991.
11. Проблемы истины в современной западной философии. - М., 1987.
12. Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д. 2000, с. 446 - 450.
13. Философия: Учебное пособие. Под ред. проф. Лавриненко, М., 1996.
14. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.
15. Хайдеггер М. О сущности истины //Философские науки. 1988, № 4.
---------------
1. В истории философии было предложено несколько концепций в гносеологии, укажем основные:
· Эмпиризм – философское направление, которое стремиться построить всё знание на опыте. Представители: Фр. Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли.
· Рационализм признает разум, сознание основой познания и поведения людей. К рационализму относятся философы Декарт, Спиноза, Лейбниц.
· Скептицизм: сомнение в возможности достичь достоверного знания.
· Агностицизм: т олько научно обоснованное знание заслуживает
доверия, а для философских и религиозных идей нет строгих объективных средств их проверки. Представители: античные скептики, Юм, Мах, Авенариус.
2. Представители мистического рационализма утверждают непосредственность связи человеческого духа со всем миром и даже Богом. Они указывают, что нет непреодолимых препятствий к познанию мира. Они хотят без помощи фактов создать знание сразу путем умозрения (с помощью способности к интуиции). Знание, по их мнению, есть единый живой мир, который представляет из себя несовершенную копию идеального начала, низшую ступень в развитии духа. Представители: Фихте, Шеллинг, Гегель, Соловьев В.С., Франк С.Л., Лосский Н.О., Флоренский П.А., Лосев А.Ф.
Интуиция:
1) способность познания, отличающаяся от опыта и позволяющая непосредственно воспринимать суть вещей в «озарении».
2) акт восприятия, на основании которого дается очевидное суждение о существовании или не существовании какого-либо предмета.
3) интуиция родственна вере, но обращается не к высшей реальности, а к реальностям нашего мира, не требующим религиозного отношения, хотя нередко говорят о «религиозной интуиции» или «мистической интуиции».
Интуиция характеризуется признаками:
Неожиданность интуитивного решения проблемы.
Непосредственная очевидность интуитивно найденного результата и связанное с этим чувство уверенности в его истинности.
Невозможность последовательного логического вывода результата из имеющихся данных.
Неосознаваемость причин возникновения связи результата с первоначальными данными.
Метафизический материализм был материализмом созерцательным; процесс познания понимался как результат действия активного объекта на пассивно созерцающего субъекта.
В философии диалектического материализма объектом познания является природа, общество, само познание, сознание. Итак, объект познания - все то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
Под субъектом познания понимается носитель познавательной активности; социальная природа субъекта познания определяется его местом в системе общественных отношений, принадлежностью к социальной группе.
Диалектико-материалистическая философия утверждает связь познавательного процесса с практикой.
3. В процессе познания знание не только получается, но и оценивается. Знание можно оценивать с разных точек зрения: полезности, важности, применимости. Главное место занимает оценка знания с точки зрения его истинности или ложности.
Истина – соответствие знания своему предмету объективной действительности.
Конечно, как знание истина проявляется в субъективной форме, ее формулирует человек, но понятие истины характеризует знания не с точки зрения субъективной формы, а с точки зрения их объективного содержания. На пути движения к объективной истине истина сосуществует с заблуждением, иллюзией, фантазией; относительно изменчивое, приблизительное знание – с устоявшимся, точным, абсолютным. Говоря о ложном, нужно отличать заблуждение от лжи - преднамеренного и сознательного искажения истины. Заблуждающийся же принимает ложное за истинное. И преднамеренная ложь, и заблуждение сходны в том, что они не соответствуют объектам.
Чтобы установить истинность знания, нужно использовать определенный критерий истины, способ проверки и обоснования знания. Вопрос о критериях истины есть вопрос о ее идентификации, выявлении и понимании. По мере развития философии предлагался ряд критериев истины:
· ясность и очевидность (Декарт).
· признание большинством
· “экономию мышления” (Мах - что просто, что экономно мыслить)
· то, что полезно, выгодно людям (прагматизм)
· проверяемость в чувственном опыте (неопозитивизм)
· логичность и доказательность (Р.Карнап)
· ценность
· авторитетность
Нетрудно убедиться, что все такие критерии страдают субъективизмом. Диалектико-материалистическая философия не отрицает значения этих критериев, но необходимый объективный критерий - практика. Это чувственная, предметная, материальная деятельность людей, посредством которой они целенаправленно преобразуют окружающий природный и социальный мир. Практика включает в себя три основные вида деятельности: материально-производственную, научно-экспериментальную и общественно-политическую.
Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
1. Способы познания
2. Формы чувственного познания
3. Формы логического познания
Литература:
1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,
1989.
2. Ильин В.В. Философия: учебное пособие.- СПб.: ПГУПС, 2000.- 236 с.
3. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
---------------
1. В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное познание и мышление (логическое познание). Подобно тому, как содержание материального объекта не сводится только к явлению или только к сущности и нельзя противопоставлять их друг другу, процесс познания нельзя сводить только к чувственному или только к логическому анализу или переоценивать одно за счет другого.
2. Чувственное познание
Материальные объекты со стороны их явления отражаются в ощущениях, восприятии и представлениях. С помощью органов чувств организм отражает свойства материальных объектов, изменения в окружающей среде, регулирует свои реакции на эти изменения. Каждый орган чувств биологически приспособлен для реагирования на определенные внешние воздействия.
Формы чувственного познания:
1) Ощущение - это отражение отдельного свойства объекта, результат воздействия объекта на тот или иной орган чувств (превращение энергии внешнего раздражения (воздействия) в факт сознания).
2) Восприятие - это целостный образ объекта (результат всех анализаторов). Этот образ формируется на основе синтеза отдельных ощущений.
3) Под представлением понимается наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с объектом (запечатленное восприятие из памяти). Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта.
Чувственные образы являются результатом воздействия материальных объектов на наши органы чувств. Энергия внешнего раздражителя порождает в нервной системе физиологический процесс, результатом чего является чувственный, наглядный образ. В процессе отражения органы чувств активны. Это выражается в ощупывающем движении рук, в движении глаз, прослеживающих видимый контур предмета, в процессе вслушивания. Чувственные образы характеризуются единством объективного и субъективного, индивидуально-биологического и социального.
3. Логическое познание
Мышление возникает на базе чувственного познания, чувственных образов и связано с языком. Логический образ формируется на основе других логических образов. Мышление – обобщающее познание, это черта человеческого мышления. Формы логического познания:
1) Понятие – логический образ, отражающий общие, существенные моменты явлений. В формировании понятий используются познавательные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
В каждом понятии имеется содержание и объем. Содержание понятия – совокупность признаков, отражающих общие свойства некоторого класса явлений. Объем понятия – это то множество явлений, к которому относится данное понятие. Например, в содержание понятия “нация” входят признаки: язык, территория, общность культуры, экономической жизни у определенной группы людей, а объем этого понятия – множество наций на Земле.
Содержание понятия выявляется с помощью определения понятия (дефиниции), когда указываются признаки понятия, а объем – либо простым перечислением членов множества, к которому относится это понятие, либо с помощью деления понятия (классификации). Понятие бывают наглядного и ненаглядного содержания. Наглядные понятия – это такие понятия, содержание которых может быть раскрыто на одном объекте (например, кошка, ложка, стол). Ненаглядные понятия – этоо такие понятия, содержание которых не рассматриваются на одном объекте (например, грусть, любовь).
2) В суждении на основе связи понятий что-то утверждается или отрицается о некоторых объектах мысли. Элементарное суждение (например, «я – студент») состоит из субъекта, предиката и связки (где субъект и предикат – понятия: S - P).
3) В процессе умозаключения из некоторых известных суждений (называемых посылками) получается новое суждение (называемое выводом, следствием). Существуют разновидности умозаключений:
-- дедуктивные умозаключения (в которых мысль идет от общего к частному, например, “Все люди смертны”, “Иван – человек”, отсюда следует – “Иван смертен”)
-- индуктивные (в которых мысль идет от частного к общему, например, “Железо электропроводно”, “Медь электропроводна”, “Серебро электропроводно”. Вывод: “Все металлы электропроводны”).
-- традукция (умозаключения, в котором степень общности суждений-посылок и суждения-вывода одинакова)
Логический строй мышления, законы и формы, правила рассуждений имеют общечеловеческий характер. Конечно, у различных народов, социальных групп, личностей содержание мыслей различается, поскольку оно зависит от мировоззрения, конкретных знаний, убеждений и т.д., но логический строй мышления остается одним и тем же. Если бы было не так, был бы невозможен обмен мыслями и взаимопонимание.
Тема № 33 Методы и формы научного познания.
1. Понятие науки, её цели и задачи.
2. Структура научного знания (эмпирическое, умозрительное, теоретическое исследование). Философские основания науки.
3. Роль философии в научном познании.
Литература:
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 718 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!