Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема № 28 Движение и развитие



1. Метафизическое и диалектическое понимание источника и причин

движения.

2. Современное естествознание и проблема классификации форм движения.

3. Развитие

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В.Философия: Учебник.- М.,1999, гл.XVII;

2. Бутаков А.А. Основные формы движения материи и их связь в свете

современной науки.- М., 1974;

3. Введение в философию Ч. 2.- М., 1989, С. 66 – 95;

4. Ильин В.В. Философия: учебное пособие.- СПб.: ПГУПС, 2000.- 236 с.

5. Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов.- СПб.: Питер, 2004.- С. 111-114;

-------------------

1. В метафизической концепции движения отказываются от представления о единстве устойчивости и изменчивости в самой субстанции, ее рассматривают как неизменный “носитель” изменений, а источник движения - как нечто внешнее ему (Нус, формы у Аристотеля). Метафизический материализм движение рассматривает как пространственное перемещение тела под влиянием внешних сил, при этом объект качественно не изменяется. Проводится четкое разграничение и противопоставление движения и покоя.

В диалектическом материализме движение понимается как любое изменение объекта. Такое понимание распространяется на любые уровни организации объективного мира и приложимо к вещам, свойствам и отношениям вещества. Диалектический материализм рассматривает движение (изменение) как способ существование материи, атрибут. В диалектическом материализме утверждается двоякая обусловленность движения: как внешним воздействиями, так и внутренней активностью материальных объектов: устойчивость и изменчивость - это стороны самого движения. Нет ни “чистого” изменения, ни “чистого” постоянства. В материалистической диалектике утверждается, что в материальных процессах изменчивость принадлежит определяющая роль, а устойчивости – подчиненная. Все новое в мире порождается изменением, а устойчивость фиксирует результат этого изменения. Вместе с тем, устойчивость есть необходимый момент движения: переход от одного состояния к другому возможен лишь, если сохраняется основа изменяющей системы.

2. Диалектико-материалистический подход к классификации форм движения учитывает последовательность и иерархичность уровней организации материи в их естественном становлении, выделяя механическую, физическую, химическую, биологическую и социальные формы движения. Редукция (сведение) любой из этих форм к низшей является вариантом метафизики и называется механицизмом. Абсолютизация одной из этих форм в качестве самостоятельно и независимо существующей также выступает формой метафизического мышления, часто ведущей к идеализму (при абсолютизации биологической или социальной формы). По масштабам взаимодействия современное естествознания выделяет микродвижение, макродвижения и мегадвижение.

3. Метафизическая абсолютизация момента устойчивости в движении приводила к отрицанию развития. В XYIII в. господствовали идея неизменности природы. Но с конца этого века в естествознании формируется идея развития (кантовская космогоническая гипотеза, эволюционная палеонтология, теория Дарвина и т.д.).

Развитие не тождественно движению. Так, не всякое качественное изменение является развитием; вряд ли можно считать развитием такое качественное изменение как таяние или замерзание воды, уничтожение леса пожаром и т.п. Развитие - некоторое особое движение, особое изменение.

Развитие – система направленных изменений. В ходе развития выделяются четыре стадии: возникновение (становление), восходящая ветвь, нисходящая ветвь и исчезновение. Конкретная материальная система не может существовать и развиваться вечно. Рано или поздно она исчерпывает свои возможности, идет процесс дезорганизации внутренних связей, система становится неустойчивой и под влиянием внутренних и внешних факторов она прекращает свое существование, переходя в нечто иное.

Для конкретизации понятия развития используются понятия прогресса и регресса. Иногда восходящую ветвь характеризуют как прогрессивное, а нисходящую - как регрессивное изменение. С нашей точки зрения такое понимание неправомерно. Факты показывают, что на обоих этих стадиях есть и прогресс, и регресс, но дело в их различном соотношении: на восходящей ветви доминирует прогресс, на нисходящей - регресс. Понимание восходящей и нисходящей ветви как единства прогрессивных и регрессивных изменений является важной методологической идеей, поскольку снимает возможность метафизического огрубления в понимание развития.

Выделяют три группы критериев: системные, энергетические и информационные. Системные характеризуют уровень организации с точки зрения сложности системы, разнообразия элементов и структурных связей, степени устойчивости и т.д. Энергетические критерии показывают степень эффективности функционирования системы (затраты вещества и энергии для достижения определенной цели). Информационные критерии характеризуют системы по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 627 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...