Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации



1. Понятие социальной структуры общества.

2. Биосоциальный институт – семья.

3. Основные этнические общности.

4. Классы.

5. Культура и цивилизация. Основные подходы исследования культуры.

Литература:

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1990.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.,1991.

3. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПб., 1997.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник. - Волгоград, 1996

5. Социальная философия. Учебник. - М., 1995.

6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

7.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. - М., 2000.

8. Троицкий В.С. Внеземные цивилизации и опыт. – В кн.: Астрономия и

современная картина мира. -М., 1996.

9. Философский энциклопедический словарь. - М., 1990.

10. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1991

11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. -

М., 1976.

---------------------

1. В философии общество не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Человек с его биологическими и психическими особенностями может существовать только в условиях общественной жизни. Вследствие взаимодействия людей, общество выступает как сложная система.

Общество – специфическая форма организации жизни человека, передаваемая от поколения к поколению посредством культуры.

Социальная сфера - система взаимосвязанных индивидов и социальных групп, социаль­ных общностей. Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пи­ще, образовании, поддержании здоровья.Она включает в себя все то, что нап­равлено на обслуживание жизненных потребностей человека (быт, образование, здра­воохранение, социальное обеспечение, досуг).

Социальнаяжизнь общества - это деятельность личностей и соци­альных групп. В процессе этой деятельности формируются человеческие качества. Система взаимосвязанных индивидов и социальных общностей образу­ет гражданское общество. Гражданское общество -это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые создают условия для реализации индивидуальных и коллективных интересов и потребностей (семья, школа, церковь призваны содействовать реализации интересов и потребностей людей). Важнейшее условие формирования гражданского общества - разграничение между экономичес­кой и политической властью.

Социальная структура общества – это система взаимоотношений относительно устойчивых, исторически сложившихся общностей людей (нации, классы, профессиональные, религиозные, демографические образования и др.). Признаки, определяющие специфику и различия групп людей, делятся на естественно-биологические и общественно-исторические. К первым относят половые, возраст­ные, расовые. Группы людей различаются по полу (мужчины и женщины), по возрасту (дети, молодежь, средний возраст и т.д.), по расовой принадлежности.

Что касается общественно-исторических общностей, то среди них выделяют массовые и групповые. Массовая общность - неустойчи­вая, внутренне неупорядоченная совокупность людей, связанная с учас­тием в какой-то эпизодической деятельности (например, участники митинга, болельщики на стадионе, поклонники эстрадной звезды). Группо­вая общность (социальная группа) - устойчивая совокупность ладей, имеющая общие интересы, ценности, нормы поведения. Эти груп­пы организованы, внутренне структурированы. Важнейшие среди социальных групп – семья, этнос, классы.

2. Семья – биосоциальная общность людей, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, социализацию детей, поддержание духовного и материального существования членов семьи, организацию быта. Юридической основой семьи является оформление брачных отношений между мужчиной и женщи­ной в соответствии с существующими в обществе законами. Под браком понима­ется санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отно­шению друг к другу и детям. Морально-ре­лигиозная основа семьи опирается на авторитет церкви. Семья представляет собой ячейку общества, представляя собой отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Семья функционирует как устойчивая социальная общность.

3. Этносы /племя, народ / - это такая груп­па людей, члены которой объединяет сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы, общностью ис­торического происхождения, единством языка. В этой группе складыва­ется определенная этническая культура /"стереотип поведения", "эт­ническое самосознание"/.

В стереотипе поведения выделяют "образ жизни". Он складывается из факторов: специфика пищи, одеж­ды, жилища, гигиены, транспорта, характера семейных отношений, рас­пределения семейного бюджета, соотношения и чередования труда и от­дыха, стиль общения. Поведенческий стереотип этноса отражается в этническом самосозна­нии (как на эмоциональном, так и на рациональном уровне). Достаточно часто в этническом самосознании наблюдается факт эгоцентризма - эмо­циональное переживание "превосходства" своего этноса перед другими (мы – они).

Этносы бывают простые и составные. Этнос может включать в себя субэтносы со своими специфическими чертам (например, в нашей стране в составе русского этноса - поморы, казаки). С другой стороны, этносы могут объединяться в суперэтносы ("христианский мир", "мусульманский мир").

Этносы стремятся к сохранению своего стереотипа поведения, обра­за жизни. Сохранность стереотипа определяется как объективными, так и субъективными факторами. К первым относятся географический и поли­тический. Ко вторым - устойчивость этнического самосознания, поддерживаемая определенной системой воспитания.

Формы этносов:

1) Родоплеменная общность людей. Ее возникновение было обусловлено характером производительных сил. Люди объединялись для совмест­ной жизни по признаку кровного родства, хотя само это объединение диктовалось потребностями производства. Роды объединялись в племена, а племена - в союзы племен. Племя имело свой язык или наречие, собственную территорию.

2) Развитие производительных сил, разделение труда, возникновение частной собственности привело к разложению первобытнообщинного строя и возникновению классового общества. Складывается народность, которая образовывалась из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. Вследствие развития производства, обмена, торговли члены родов и племен перемещались, роды и племена утрачивали свою обособленность. Вместо кровно-родственных связей на первое место выходят экономические отношения. Причем, если эко­номической основой родоплеменной общности людей была общественная собственность и общий труд, то теперь экономической ячейкой общества становится индивидуальная семья - носитель частной собст­венности. Народность - общность людей, проживающих на одной территории. имевших общий язык, общий образжизни, обычаи; связующие фактором также была экономика местного значения.

3) С переходом от феодализма к капитализму сложилась нация. Развитие капиталистичес­кого способа производства, установление торговых отношений между различными районами, слияние местных рынков в общий рынок, - все это связывало раздробленное население различных районов дайной страны в единое целое. Ликвидация экономической разобщенности отдельных районов, укрепление связи между людьми одной народности и близких к ней народностей, образование общего дляних языка - все это формирует нации. Решающим фактором становления нации является государствен­ная организация народностей. Нации складывались как государственно оформленные этносы. Нация – это развитая форма этноса, складывающаяся на базе общности экономической жизни входящих в него людей. Нации возникалииз народностей различными путями:

а) В ходе развития капитализма отдельные народности постепенно превращались в отдельные нации.

б) Некоторые нации обрадовались из объединения нескольких народностей. Диалекты и языки народностей постепенно исчезали, уступая место общему языку, которым, как правило, становился язык господствующей народ­ности.

в) Отмечаются случай, когда из одной народности формировались нес­колько наций (из древнерусской народности впоследствии сложи­лись русская, украинская и белорусская нации).

Сегод­ня к перечисленным признакам нации (общность экономической жизни, языка, территории, культуры) добавляется политический параметр: на­ция складываетсякак государственно оформленный этнос. Наиболее распространенный прогноз заключается в том, что в будущем на основе единого мирового хозяйства, развития средств коммуникации, формирования единой культуры произойдет слияния в единое человечество на планеты.

4. В классово-антагонистическом обществе при всем многообразии социальных групп и различий между ними главные - классовые. Социальная сфера здесь включает в себя межклассовые и внутри­классовые отношения, отношения классов и других социальных групп. Классы (по определению В.И. Ленина) – это большие группы людей, для которых характерны следующие признаки: 1) место, занимаемое в исторически определенной системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль в общественной организации труда; 4) размеры и способы получения доли общественного богатства. Главный классовообразующий признак – это различное отношение людей к собственности на средства производства, т.е. экономический признак.

Проблемы классовых взаимоотношений затрагивают интересы всех людей. Концепции, касающиеся социально-классовой структуры общества (взаимоотношений между социальными группами):

1) В концепции социальной стратификации (слой, пласт) обсуждаются вопросы о характере социального расслоения, о структурных единицах социального расслоения (классы, касты, сос­ловия), об изменениях в социальном расслоении ("социальная мобильность"), об отношениях между различными элементами социальной структуры. Страты – это большие группы людей, отличающиеся по своему положению и роли в обществе на основе естественного и социально-экономическго неравенства. Согласно П.Сорокину, основной критерий стратов – неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Другие критерии: гражданство, род занятий, национальность, религиозная принадлежность. В современной зарубежной социологии к этому добавляются: тип жилища, район проживания, размер дохода и т.п.

В этой концепции выделяют два вида дифференциации людей: а) "вертикальная дифференциация " (различия по полу, возрасту); б) " горизонтальная дифференциация ", которая и предс­тавляет собою "стратификацию общества" (вы­деляют пять типов "горизонтального расслоения": это этническая, расовая, национальная, внутригрупповая и внутриорганизационная, социальная стратифи­кация).

Характерно, что в этой концепции все виды стратификации рядоположены, между ними не указывается какая-либо иерархия.

Кроме двух основных классов в антагонистических обществах сущест­вует прослойки. Антагонистическим обществам присуща классовая борьба. С точ­кизрения марксизма, она является движущей силой развития классово­го, антагонистического общества. Классы ведут между собой экономи­ческую борьбы за роль иместо в области производства и распределения материальных благ. Они ведут политическую борьбу за государственную власть, за изменение форм государства, политического режима. Классо­вая борьба идет и в сфере идеологии, выражающей интересы классов.

Национальные интересы заключаются в обеспечении национальной независимости и развития национальной эко­номики и культуры. Классовые интересы определяются в конечном счете борьбой классов за средства производства, за господство в производ­стве и распределении материальных благ. Хотя классовые интересы и национальные интересы различны, между ними может существовать тесная взаимосвязь.

5. Культура определяется как обладающая индивидуальными чертами система организации и развития жизнедеятельности человека, которая включает в себя экономические и политические отношения, теорию и практику освоения природы, искусство и религию.

Понятие культуры претерпевает значительные изменения в историко-философском контексте. Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина со второй половине ХVIII в. Мыслители ХVIII века стали пользоваться этим словом, чтобы обозначить специфику человеческого образажизни – вотличие от природного, стихийного, животного бытия. В начале ХIХ в. слово «культура» заменяли словами «просвещенность», «гуманность». Культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2018 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...