Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие и формы мировоззрения. Специфика мировоззрения. 9 страница. Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания



Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызьтв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно воспринимая гiредм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами чувств познания.

44. Абстрактное мышление, его роль в медицине.

МЬВIIЛЕНИЕ, высшая ступень человеческого познания, Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восгтринятьи на чувственной ступени познааия. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его гтротекания — психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мьтслительных функций.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. аЬ — отвлечение) (абстрактное), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие — как результат процесса абстрагирования; синоним «мысленного», понятийного». Основные типы абстракции: изолирующая абстракция (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности), обобщающая абстракция (дающая обобщенную картину явления), идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному. См. Восхождение от абстрактного к конкретному.

I4дЕАЛТ4ЗАЦИЯ,

1) процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»). I4деализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов; используется в моделировании.

З) Представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.

4) КОНКРЕТНОЕ (от лат. сопсгеШ букв. — сгущенный, уллотненный, сросшийся), философская категория, употребляется в двух смыслах: как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое и как система научных определений, выявляющая существенные связи и отношения вещей, закономерности и тенденции развития явлений. В диалектике конкретное лротивоположно абстрактному; теоретическое познание осуществляется как восхождение от абстрактного к конкретному.

5) ВОСХОЖдЕНI4Е ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ, метод исследования объекта, состоящий в переходе от абстрактного и одностороннего знания о нем ко все более конкретному его воспроизведению в теоретическом мышлении — как системы научных определений (см. Абстракция, Конкретное); один из основных принципов диалектики.

45. Интуиция как познавательная способность человека. Врачебная интуиции и диагностика.

ИНТУИЦИЯ (ср. -век, лат. iлiiйЁiо, от iпЫеог — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей. Интуиция (от лат. Iлiиеге

— глядеть) — непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, иравственно доброго или прекрасного. Противополагается рефлексии. Отрицать И., как факт, невозможно, но было бы неосновательно искать в ней высшую норму философского познания, перед которою рефлектирующее мышление теряло бы свои права. Такая точка зрения (г в сущности отнимает гаi сi’еЁге у самой философии, задача которой — все данное во внешнем и внутреннем восприятии проводить отчетливо через рефлексию разума, отбрасывая случайi-iые и исключительные свойства явлений и оставляя в результате смысл всего, т.е. всеобщее и необходимое содержание целого опыта. Интуитивность или интуитчвдюе отношение к предметам занимает гiреобладающее, хотя и не исключительное место в художественном творчестве.

46. диагностика как специфический познавательный процесс.

ДИАГНОСТИКА (от греч. аiа — способный распознавать), учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза. ДИАГНОЗ (от греч. Сiiа — распознавание), определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного. Термин < обозначает также весь процесс изучения больного и рассуждений врача для определения болезни.

Диагностика как часть клинической медицины состоит из трёх разделов: 1) врачебной диагностической техники, 2) семиологии, определяющей диагностическое значение и механизм симптомов болезни, и З) методики диагноза, изучающей особенности мышления для правильного распознавания заболевания.

47. Философская антропология. Человек и его бытие в мире.

В широком смысле - философское учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения, в узком смысле - течение западноевропейской, преимущественно немецкой, философии 1-й пол. 20 в.

Как течение немецкой буржуазной мысли Философская антропология возникла в 20-х гг. в русле происходившего тогда общего дгтя западноевропейской философии «антропологического поворота» и опиралась на идеи философии жизни Щильтей) и феноменологии (Гуссерль).

Шелер, один из родоначальников Философской антропологии, в работе.хГiоложение человека в космосе» выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он начертал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, предполагая, что Философская антропология соединит конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным, философским его постижеiшем. В этой работе, как и в труде другого теоретика Философской антрогюлогии Гiлеснера <Стугiени органического и человек», в космологической перспективе рассматривались некоторые существенные аспекты отношения человека к животному и растительному миру. Этот органический, биоантрогюлогический подход к проблеме человека не стал подготовительным этапом последующего, более целостного взгляда на человека, но по существу узко ограничил горизонт философско-антропологического мышления и был унаследован другими представителями Ф.а. (Геленом, Ротхаккером, Хенгстенбергом, Ландманом).

Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена Философской антропологией., несмотря на некоторые ее научные и теоретические достижения, не стала целостным учением о человеке и вылилась в отдельные философско-антропологические теории - биологическую, психологическую, религиозную, культурную и другие, которые при известной принципиальной общности обнаружили существенные различия, как в методах исследования, так и в понимании характера и назначения Философская антропология. У Шелера человек - не только биологическое, но главным образом духовное существо, выделяющее способностью к чистому созерцанию вещей»; у Гiлеснера подчеркивается эксцентричная природа угратившего свою самость человека, (р в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; по Гелену, человек по причине биологической недостаточности гтредогiределен к деятельной активности, реализующей себя в различных формах культуры, у Ротхаккера и Ландмана он - продукт определенного стиля жизни, или «объективного духа» культуры. Сторонники Философской антропологии в каждом конкретном случае выбирают какой-нибудь отдельный специфический аспект и возвышают его до уровня единственного определяющего признака природы человека, при этом другие, не менее важные аспекты игнорируются, так что в целом методологические гiрижщлы Философской аiгiропологии и вытекающие из них конкретные теоретические построения страдают существующими пороками. Остались неосуществленными гтритязания Философской антропологии на положение специальной, наряду с другими, дисциплины в составе философии, тем более основополагающей философской дисциплины, осмысливающей научное знание о человеке и воссоздающей на этой основе его целостньий образ. Отгесненная в последнее время экзистенциализмом, Философская антропология в 60-70 гг. влилась в широкое идейное движение, гтретеi-iдующее на теоретическое осмысление и истолкование современного знания о человеке, на достижение нового философского понимания природы человека (прагматизм, глубинная психология, структурализм).

Общефилософские принципы понимания сущности человека, выработанные марксистко ленинской философией, служат наиболее перспективным и достаточным основанием для конкретного философско-антропологического исследования, для выработки специального философского учения о человеке, конкретизирующего общефилософские положения о его социальной и предметно-деятельной сущности, о его месте в природе, роли в развитии общества, истории, познания. Философъi-марксистъi от имевцже м попытки эклектического сочетания марксизма с антропологическим подходом (Сартр), а также ревизионистские искажения

Смерть - ствемнъ ‚юмец ъсет жмют Жи - фс>р сущ при определенных условиях в момент ее образования. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает ‘ жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснугь. Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм

- смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(- побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл проблемы:

определяет систему ценностей и направления поведения.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо которое осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую следующие точки зрения: смысл жизни — в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни - в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько гiротиворечивы оценки цели жизни.

48. Биосоциальная природа человека. Социальная и социологическая обусловленность

здоровья и болезней человека.

1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков

а) Анатомические особенности как биологического вида:

• Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку,

освобождает передние конечности

• Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции

• Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях

• Большой мозг и сложная нервная система

• Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка

• длительная зависимость детей от родителей

• ГТластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления

потребностей к средствам их удовлетворения.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

1. Биоорганизащiя человека есть результат развития длинного ряда его предков (животное, обезъяна-люди, гомениды, современный человек). Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться фука, мозг и прямая походка).

2. С другой стороны, человек — социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.

3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.

4. Включенность человека сразу в 2 мира — в мир общества и в мир органической природы

порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

- Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и

как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке

- Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей 5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

• Концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими (натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм в главном природа человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвiшизм — попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение дарвi

• Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм)

49. Личность и её ценностные ориентации. Здоровье как ценность в системе ценностньах ориентаций индивида и общества.

Человек - это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного. Биологическая сторона в чел.-ке присутствует в снятом виде. Индивид - отдельный представитель чел-го рода. Личность - это действительность индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений, реализуiощий себя в соц-ой деятельности. Индивидуальность - это конкретная личность в её неповторимом сочетании социальных и психофизиологических особенностей. Положение о том, что человек существо биосоциальное, при сохранение биол-го в нем существенно меняет его и позволяет перейти к качественно новому бытшо. Общество как система человеческих отношений для каждого индивида одновременно выступает и внешней соц-ой средой и внутренним условиям его жизнедеятельности. Сущность человека, как совокупности общественных отношений, реализуется для каждого индивида только в процессе его деятельности (это труд, общение, творчество, познание). Человек реализует себя в труде, в процессе преобразования природы, общества. Преобразуя мир, человек тем самым гiреобразует себя, условия своего существования. Преобразованная объективная реальность становится чел-ой реальностью, 2-ой природой; человек

— это субъект исторического развития, творец истории.

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических условиях, Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, гiрисваивая социальное — это возможио только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна, она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность — это единство общего (т.е. того, что лрисуще обществу, классу, нации), особенного (те. того что характеризует особенности соц ой среды), единичного (те. того, что хар-ет индивидуальность) Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный фефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обкхода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в которую включена личность и её духовная атмосфера. Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью, те. судить о ней можем с учётом всего спектра действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества, тогда, когда он включается в жизнедеятельность олределённой соц-ой общности. i4ндивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

50. Личность, здоровье и болезнь. См. 49 вопрос.

БОЛЕЗНЬ, нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т. д. У человека и животных болезнь выделяют в определенную нозологическую форму, если известны ее причины, патогенез, характерные изменения в органах.

51. Свобода и ответственность личности.

Имдивт-iд (атом) — неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.

В настоящее время сущ 2 концепции личности:i) личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и 2) личность как его сущностная характеристика.

Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Вторая - Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личность - всегда общественно развитый человек. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрежiе. Человек вогiрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработан то или иное мировозэр, личность, самоогiределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенагiравленно действовать, реализуя свою сущность. Характер означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без в цельности нет личности.

Каждый чел биологически неповторим. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое.

Ответственность — категория, отражающая особое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Необходимость и свобода Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности. Т.о. каждое действие чел есть сгтлав своб и необход. => Свобода личности, общества закл в способности выбирать, принимать решения.

С одной стор своб гтрисугствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. Свобода есть осознанная необходимость.

52. Смысл человеческого существования. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает “целей жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому признание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм

- смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл проблемы:

определяет систему ценностей и направления поведения.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо которое осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии чел Наличием такого знания в духовном опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую следующие точки зрения: смысл жизни — в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни.

53. ОСНОВЫ СОЦИаЛЬНОЙ философии. Общество iса саморазвивающаяся система.

1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.

2. Соц. мобильность — это перемещение вверх и вниз.

З. Проблема соц. конфликтов.

Соц. структура общества — это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц.

институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.

Классы — большие группы людей различающихся

- по их месту в исторически определенной системе общественного производства,

- по их отношению к средствам производства,

- по их роли в общественной организации труда,

- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,

- классы это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.

Это основные класообразующие признаки.

К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни... В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:

1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж.

2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

З. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.

Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении соц. структуры общества. Лйчностный подход таюке используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Лiiчностный подход основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.

1. Традиционное общество с сословно-перархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.

2. Модернизированное классическое общество с классово-перархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.

3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с. корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчждения.

4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.

5. 11.

Социально классовая структура общества показывает, что общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие

Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии была сформулирована теория соц. мобильности.

Социальная мобильность — это переходы людей из одних соц. групп и слоев в другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким позициям с более высоким ттрестижем, доходом и властью, либо перемещение к более низким иерархическим позициям. Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным.

Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц. положения от отца к сыну.

Интрагенерационная соц. мобильнось мобильность внугри поколения, индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или шiсхождением.

По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц. мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе соц. мобильности:

1. Это высший класс профессионалов-администраторов.

2. Технические специалисты среднего уровеня

3. Коммерческий класс

4. Мелкая буржуазия

4. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции

5. Квалифицированные рабочие

6. Неквалифицированяьие рабочие.

При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного анализа престижа профессии американского социолога Треймана.

ш

Проблемы соц. конфликтов.

Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой, гiриводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях...

Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и особенно немецким социологом философом дарендорфом в работе «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе».





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 178 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...