Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие и формы мировоззрения. Специфика мировоззрения. 3 страница. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом



Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Эпикуреизм представлял собою в греческой философии i11-i в. до н. э. наиболее четко выраженное материалистическое направление и в гiринцигте сыграл положительную роль.

Стоицизм В конце ГУ в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а таюке в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений, Его основателем был Зенон. Трактат “О человеческой природе”. Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп. Он превращает стоическую философию в обширную систему. Стоики характеризовали философию как “упражнение в мудрости”. Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии.

В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный гiрi - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичньие вещи. Стоики, в отличие от Аристотеля сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) - активным принципом). Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, характер, который пронизывает и их этику. В области теории познашя стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма. Стоики угiрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность.

Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления.

Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. добродетель, по их представлениям единственное благо. добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие.

Стоическая философия, видимо, лучше всего стращает развивающийся кризис духовной жизни греческого общества, который явился следствием экономического и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает “свое время”. Это этика “сознательного отказа”, сознательного смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внугри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь ожияает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской империи.

Скептицизм В конце 4 в. до н.э. формируется еще одно, направление - скептицизм. Основатель - Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Поэтому все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона. Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В элленистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой.

доводы против правильности как чувственных восгiриятий, так и познаний мътсли скептики объединили в десять тезисов, тропов: например, первый подвергает сомненшо положения о действительности развития физиологической структуры животных, 2 - подчеркивает индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики, З - о различии чувственньтх органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д. В общем они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа “ничего не утверждать”, подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. В отличие от ЭП. и СТ. философии, где достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта философия отказывается от познания. достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмугимости).

Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой были, однако, безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.

НЕ0пЛАт0нИЗМ направление античной философии З-б вв., систематизировавшее учение Гiлатона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неогтлатонизма — учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Гiлотином и завершенное ГТроклом. Основные школы: гимская (З в., Плотин, Порфирий), сирийская (4 в., Ямвлих), пергамская (4 в., император Юлиан), афинская (5-б вв., Прокл), александрийская (5 — нач. 7 вв.). Латинские неоплатоники — Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций. Неоттлатонизм оказал широкое влияние на европейскую и восточную философшо.

В системе Плотина из неистощимой полноты Единого, отождествляемого с Благом, в процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия: ум нус, содержащий идеи (промежуточная ступень между Единым и умом — число»); мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души; телесный мир — космос; материя — неопределенный бескачественный субстрат изменений, пассивная «восприемница» вечных идей форм (эйдосов). Путь человеческой души — восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики.

9. Средневековая философия. Проблема универсалий в полемике номиналистов и реалистов.

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения, то есть почти целое тысячелетие. Раннее средневековье характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (У в. п. э.), а зрелое средневековье (начиная с ХI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей идеологической основы использовал развитое в раннем средневековье христианство, уточняя и углубляя детали этого мировоззрения в соответствии с собственными требованиями.

i4деалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого бога-творца, в корне отвергавший атомистические доктрины античности разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина), и догмат о творении богом мира “из ничего”, который не только устанавливал непроходимую границу между идеальным миром бога-творца и материальным миром земной жизни, не только утверждал зависимое происхождение последнего от идеальной воли верховной личности, но также предполагал ограниченность мира во времени (начало и конец света).

В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена “служанкой богословия” (формула Петра домиани), которая должна была использовать мощь своего рационального аппарата для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название (от лат. $сЬо1ая — школьный, ученый). Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы актуализировать ее, выводя всю полноту ее логических следствий, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов. В этом отношении схоластика, естественно, опиралась на антюшое наследие, особенно — на формальную логику Аристотеля. Вследствие того, что сами библейские тексты и символы веры Отличались мистическим или иносказательным характером, для их однозначного толкования требовалась изощрённая логика. Многие “таинства веры” превращались в образцы задач” (особенно догмат о троице, то есть о трех лицах одного бога), поэтому схоластика со стороны своей техники характеризуется как “схоластический рационализм”. Содержание схоластических диспугов не оказало серьезного воздействия на дальнейшее развитие философии, но с точки зрения техники рассуждений схоластика во многом оказалась полезной для дальнейшего развития логики.

Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский (1225/26—1274), ставивший своей основной целью отработку догматов христианского вероучення в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля, он канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы порядка”) с колеблющимся и неустановившимся принципом материи видом бытия”). Слияние первопричина формы и материи рождает, но Фоме Аквинскому, мир индивидуальных явлений. душа человека есть формообразующий принцип, однако, свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом.

Это последнее положение поставило точки над “и” в одном из самых острых дискуссионньих вопросов христианской схоластики. Будучи в своих фундаментальных постулатах отчетливо идеалистической системой, формирующееся христианство, а значит, и схоластика не могли не быть озабочены истолкованием своего отношения к материи, так как третья ипостась верховного абсолютного божества Инсус Христос был, по библии, явлен в образе человека, то есть объединил в себе и божественную (идеальную) и человеческую (материально-телесную) природу. Сам факт этого объединения не давал возможности полностью игнорировать материю как ложное бытие, как “ничто” (чего требовал догмат о творении из ничего), поэтому квалификация материи Фомой Аквинским с помощью целой системы утонченньтх рассуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из создавшегося логического тупика. Материя, таким образом, получила в схоластике частичное “оправдание”, не потерян при этом своего зависимого положения.

Однако наиболее остро коллизия между духом и материей гiроявилась в средневековье в знаменитом споре между реалистами (от лат. геа1i вещественньтй, действительный) и номина листами (от лат. поiтiеп—имя, Наименование). Спор шел о природе универсалий (от лат. IшiУег$аIi5—общий), то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугсна и главным образом Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцшо о трех видах существования универсалий. Универсалии, согласно Фоме. Аквинскому, существуют трояким образом: “до вещей” в божественном разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей”, то есть в человеческом разуме, как результат абстракции. Такое решение вопроса носит в истории философии название “умеренного реализма”, в отличие от “крайнего реализма”, согласно которому общее существует только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка, при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике, не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.

НОМИНаЛИСТЫ (Росцелин), будучи во многом значительно более материалистически настроены, чем даже умеренные реалисты, довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, то есть они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование “до вещи”, а это равносильно материалистическому тезису о примате материи. Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.

Как и следовало ожидать, церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номиналнэм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г.

Таким образом, несмотря на идеалистический характер всей средневековой философии, в ней продолжалось противоборство линий ГIлатона и демокрита, хотя оно и облекалось чаще всего в логические термины. Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Гоббс и Локк, Элементы номинализма встречаются также у Спинозы, а техника номиналистi критики онтологизма унвверсалий была использована Веркли и Юмом при формировании доктрины субъективного идеализма. Тезис реализма о наличии общих понятий в человеческом сознании лег впоследствии в основу идеалистического рационализма (Лейбниц, декарт), а положение об онтологической независимости универсалий перешло в немецкий клас сический идеализм.

Итак, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработан и уточнив все логически возможные варианты соотношения рациональ ного, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

10. Средневековая философия. Откровение и вера.Вопрос Ф. и смысл христианства.

В период Средневековья ф-я развивалась преимущественно в лоне теологии. Она-служанка богословия. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), гiатристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией), схоластика фациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной ф-ип). Космоцентризм древнегреческой ф-ип вытеснен тео-центризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все изменяемое сотворено богом из <ничего» и стремится в конце концов к ничтожному. Природное и социальное бытие-результат божественного ттредопределения. Следствие этого тезиса-идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов. Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли - причина зла, которое необходимо для гармонии мира. Большинству философов этого периода было гтрисуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемьтм каноном. Методы этого мышления - суммарный обзор, комментарии, цитирование. В центре философских диспугов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме:

< ибо абсурдно». Напротив, Ф. Аквинский считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств: 1) доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог); 2) доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины — Бога); 3) доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому коi-iечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их); 4) доказательство от совершенства (все существующее совер-, шенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует); 5) доказательство от целесообразности (все в мире улорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).

В Средневековье возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало ф-ни Нового времени: 1) учение о двух истинах: истине веры и истине знания

(д. Скотт); 2) учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж.Буридан); 3) учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия - лишь их имена) и реалнэм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей); 4) учение об опыте как о мериле истинности понятий (У.Оккам). Итак, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая ф-я внесла су щественный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.

11. Эмпирическое направление ф. Нового времени (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк). Эмпиризм и медицина.

Основные черт ы фил. Ф.Бэкона

Первым ф., сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626).

Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей Предпоылка гтреобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещерьт, рынка, театра.

I4долы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по анаогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, гтроистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещерьт - ошибки, вози. вследствии субъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - гiреп, возник вследствии общения между людьми посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе сов. случ впечатления от этого предмета.

Театра - гiреп, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствии подчинения ума ошиб мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также полож учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2 луги или метода иследов: догматический и эмгшрический. догм метод начин с общих умоэр положений и стрем вывести из них все части случаи. догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину.

Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переаботке материалов, кот доставляет опыт.(пчела)

Английский лiатериалиiм Х века (Т.Гоббс. Дж.Локк

Гоббс: основа познания - чуства. Смысл познашiя в рациональном осмыслении этого опыта. истинность — свойство наших суждений, а не самих вещей. В отличии от декарта, распространеность

— свойство самих вещей, а не субстанцня сама по себе (хотя и является основным — механическое движение основное). Отрицаiше врожденных идей декарта — вещи обладают свойствами.

Локк (главный сенсуалист) - “В разуме нет ничего, чего не было бы ранее в чуствах”. Сильное влияние Бэкона. Критика декарта. душа лишена врожденных идей — но чистый лист, запохлiяемый посредством чуственного знания.

Опыт, Локк, делит на внутренний и внешний. Чтобы получить общие идеи (пространство, время,..) необходимо размышление, которое является свойством души, а не ее сущностью (декарт). декартова субстанция, таким образом, - сложная идея, полученная из опыта. Первичные качества — присущи вещам (масса, движение, протяжение). Вторичные — то, что получается в нашем сознании (звук (движение воздуха), запах,...). > невозможно познать реальные сущности вещей, только номинальные. Реально существует лишь индивидуальное ‘ Обобщение — не свойство вещей, а потребность Ч к обобщению.

Знания: бесспорные (на основе размышления) и правдоподобные (на основе эмпирич. опыта). Т.Гоббс и Дж.Локк о государстве и праве

Гоббс: сторонник обществ, договора. “О гражданине”, “Левиафан”

Естетвенное состояние людей война > О. Чтобы О. не развалилось силиная власть > добровольное отречение владеть самим собой (результат - Левиафан). Старонник сильной абсолютистской власти, при которой правит образованный правитель (заботится о свох гражданах, их достатке, образовании,...). Идея в духе механистизма (разум и опыт).

Лою’ сторонник конституционной монархии. Естетвенное состояние людей — равенство всех (ограничивает свободу лишь естественный закон — не разрушь, не убей = нет войн, нет абсолютной власти, т.к. она все равно ограничена естеств. законом), Власть возникает на основе уважения к естественным законам ‘ подданые вправе сместить правителя если он нарушил этот закон. “Все его взгляды основаны на рассудке и на здоровых человеческих чуствах” - Маркс.

Неотчуждаемые права Ч на: жизнь, свободу, собственность

12. Рационалист. направл. ф. Нового времени (декарт, Спиноза, Лейбниц).Рационализм и медицина. РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. га - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Рене декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животные живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и неболее того. Главная задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности 2) знание подчинено единому универсальному методу познания. Спиноза развил матер-ую сторону учения декарта гiротивопоставив дуализму материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа, Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к стр вослриятию и сознанию. Рене Декарт. (1596 - 1650г) В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии д. - идеалист. В теор позн. д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и угнерждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

В познании главную роль играет разум - рационалгiзм. д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуi.щии, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.

Воор. интуiщией и дедукцией разум может достич достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод д. состоит из 4 требований: 1.догiускать в кач. истинных только такие положения, кот предсавл. уму ясно и отчетливо, не могуг вызвать никаких сомнений в истиiшости, 2. расчлевять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные ггробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

Бенедокт Спгiноза. чатериалист) - (1632 - 1677). Основная цель фил. - завоевание господства вад внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тожё самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхгiриродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т. е существование бога мб. выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой причины, кот. гтобужцала бы субст к действию, кроме ее собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей ближ. причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанцш). Чел как предмет познаншi, не составл никакого исключения. Чел. есть существо, кот. модус протяжения - тело, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы;

Г. В. Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. декарт свел материальность к гiротяженшо. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел. То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов, число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность. Благодря мон. материя обл. способностью вечного самодвижения. Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опед формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как субстанции монадьт независимьт друг от друга. Однако не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Т.к. действия м. - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, те. объясн. через “действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности, т.е причины.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах, в развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии. движ сила развития. В мои. происх непрер. изменение, вытекающее из ее внугр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, те. как представление. Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепцин. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание гiрисуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - агшерцепци - человеку. Т.к. способность гтредставл. гiрисуща всем мои, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”. В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мои представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем мои с смугным представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Высш. ступень - отчетливое представление.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...