Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 11 Личность в системе социального взаимодействия. Отклоняющееся поведение и социальный контроль



Глоссарий.

Девиация – социальное отклонение.

Делинквентное поведение — 1) одна из форм девиантного поведения, включающая действия и поступки, нарушающие юридические нормы и носящие противоправный характер; 2) (делинквентность) – в социологии и юриспруденции обозначение административно наказуемых деяний, совершаемых подростками.

Социальный контроль - совокупности норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые для их осуществления.

Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс приобретения опыта и знаний, необходимых для выполнения социальных ролей.

Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называются агентами социализации

Десоциализация. Утрата человеком, по каким либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (таких, как, например, длительная болезнь, отпуск, изоляция от естественной среды и пр.), социального опыта, отражающаяся на его самореализации. Утрата определенных социальных ценностей и норм сопровождается отчуждением индивида от определенной группы. Процесс, противоположный социализации.

Цель. Дать понятия личности, социализации.

1. Понятие личности в социологии. Социализации.

2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.

1.

Личность – социальная, общественная сторона человека (у которого есть и биологические качества - см. Человек) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Наряду с социальной окружающей средой и культурой на неё влияют и физические черты человека и индивидуальный опыт. Поэтому личность каждого человека уникальна, благодаря взаимодействию всех этих факторов.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода,

Человек — живое существо, наделенное разумом. Субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям, на уровне сознательной психики личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Это кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные (анатомо-физиологические) задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе обучения ребенка со взрослыми. Проявление биологических закономерностей жизни человека носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависит от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека наследственно не запрограммированы. Наследственные моменты в той или иной степени, прежде всего через особенности высшей нервной системы, влияют и на характер развития наклонностей и способностей человека

Нужно различать понятия развития личности, воспитания, социализации с одной стороны, а также понятия социализации и адаптации – с другой. Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация – социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям, в этом процессе происходит становление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни. Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла.

Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе адаптации.

Непосредственным толчком к началу процесса чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Обычно термин «социальная адаптация» применяется при описании процессов социализации, некоторые авторы прямо говорят о социализации как о приспособительном процессе. А также при рассмотрении т. н. «вторичной социализации», т. е. социализации зрелого человека, после формирования личности. Его использование дискуссионно (подумайте – что такое зрелая личность? Все ли взрослые люди – зрелые личности? Действительно ли возможно полное совпадение ценностных ориентаций личности с ценностями группы и общества?)

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом “развертывания” врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связанна с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течении всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.

Каковы же механизмы социализации?

Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с “моделью”. Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к “другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-социальной жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу? Мощным инструментам социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? Почему часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами?

2.

Девиантное поведение – любые отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушение норм.

Конформное поведение (конформность) – 1. Тип социального поведения индивида, характеризующийся следованием социально принятым поведенческим моделям и нормам, соответствием социальным ожиданиям. Противоположность девиантного поведения. 2. По Р. К. Мертону - полное принятие индивидом общепринятых культурных ценностей и жизненных целей, а также институционально одобряемых средств их достижения. Не путать с конформизмом и конформистским поведением.

Аномия – это состояние общества, при котором социальные нормы более не определяют поведение индивида. При этом наступает разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм).

Дюркгеймова концепция аномии была расширена Р.К.Мертоном (Merton, 1957) до масштаба общей теории девиантного поведения. Мертон выделяет определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения. Общества отличаются друг от друга степенью, в которой подчеркиваются цели или средства. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее — средствам, толкают индивидов к использованию технически наиболее эффективных средств достижения цели, даже если они являются незаконными. Примером такого аномического общества являются Соединенные Штаты, в которых большое значение придается богатству и личному успеху, а реальные возможности для социальной мобильности экономически ограничены. Преступность в определенных социальных группах может быть нормальным явлением, поскольку наряду с повсеместным подчеркиванием значения материального успеха (особенно богатства) доступ к законным средствам достижения такого рода целей ограничивается классовой структурой, что ведет к использованию и незаконных средств.

3. Социальный контроль.

Социальный контроль – это процессы и механизмы, функционирующие на всех уровнях общества для поддержания его структуры. В исследованиях девиации, социальный контроль означает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление.

Санкция – реакция общества на социально значимое поведение: социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

Неформальный социальный контроль. Неинституциональный контроль, осуществляемый посредством общественного мнения, группового давления, обычаев, личностных оценок и т. д. в процессе социального взаимодействия.

Формальный социальный контроль - контроль посредством формальных правил и специальных организаций.

1. Определите специфику социологического подхода к исследованию личности.

2. Назовите механизмы и основные этапы социализации личности.

3. Сформулируйте специфические особенности первичной и вторичной социализации. Назовите их отличие.

Литература: основная и дополнительная по соответствующей теме.

Лекция 12 - 13. Социальные процессы и социальные изменения.

Глоссарий.

Диффузия - признанный полезным культурный образец или социальное новшество пересекает границы культуры и ставится новым в другой культуре

Агенты социальных изменений – социальные движения и выдающиеся личности, способствующие изменениям

"Гемайншафт" (община) – понятие, примененное Ф. Теннисом к традиционной крестьянской общине. В основе "гемайншафта" лежат семья и община, с неразвитыми специализациями труда, религиозными ценностями и мирскими традициями.
"Гезельшафт" (общество) – понятие, примененное Ф. Теннисом к индустриальному городскому обществу. В основе "гезельшафта" - крупные корпорации со специализированными профессиональными ролями, светские ценности, стремление к личной выгоде в обществе основанном на формальных законах.

1. Социальные процессы.

2. Социальные изменения: основные теории

3. типы обществ.

4. Традиционное и современное общество.

1. Социальные процессы.

Еще Конт поделил науку социологию на 2 отдельные части: социальную статику и социальную динамику. На сегодняшний день этот подход безнадежно устарел. Общество должно рассматриваться не как статичное, стабильное состояние, а как процесс. Не как жесткий квазиобъект, а как постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Общество (группа, общность, организация, национальное государство) может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит (случается), предпринимаются какие-то действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется, т. е. общество не существует и не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность представляет собой просто динамику, поток изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа и не случайно мы часто говорим о "социальной жизни". Жизнь - ни что иное, как движение, стремление и изменение. Когда движение, изменение отсутствует, нет и жизни, наступает смерть.

Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин: "Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик" (Sorokin, Pitirim A. 1937. Social and Cultural Dynamics, vols. 1-4, New York: American Book Company v. 1, p. 163.)

Социальные процессы различают по

o объекту (человечество, об-во, класс, организация, малая группа). Однако процессы, затрагивающие крупные социальные системы, движутся «сверху вниз». Такие процессы, идущие от макро- к микроуровню, включают в себя индустриализацию, урбанизацию, глобализацию, секуляризацию, демократизацию, эскалацию войны, мобилизацию социальных движений, ликвидацию фирм, исчезновение добровольных ассоциаций, кристаллизацию дружеских компаний, кризис семьи.

o степени управления (стихийный, естественно-исторический, целенаправленный).

Многие социальные процессы являются парными, имеют симметричные по структуре механизмы, отличаясь знаком направленности: интеграция и дезинтеграция социальной системы, сплочение и конфликты в группе (коллективе), текучесть и стабильность персонала в организации, эмиграция и иммиграция, усиление социальной однородности общества и социальная дифференциация (расслоение), занятость и безработица и т.д.

Среди социальных процессов социологи выделяют две специфические формы.

o Во-первых, это "социальный цикл" или процессы функционирования. Они не имеют определенной направленности, хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем, причем данное состояние, в свою очередь, уже когда-то случалось в прошлом. Это повторение заложено в самой системе и раскрывает свою природу именно в таком специфическом ритме колебаний. В коротком временном интервале изменения происходят, но на длительном отрезке времени - нет, поскольку система возвращается к первоначальному состоянию. Например, социализация или институционализация.

o Другая форма социального процесса, которой социологи уделяют особое внимание, - это "социальное развитие" - форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, т. е. таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, наблюдаются рост дифференциации структуры или экономических показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается к некоему всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию социального равенства или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными (внутренне присущими ей) свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм социальной жизни; присущее людям творческое начало направляется на масштабные организационные инновации и т.д.). Развитие можно рассматривать как динамичное сочетание прогресса и регресса. Но о прогрессе чуть ниже.

Социальные изменения включают различные социальные процессы, такие, например, как инновации (нововведения). Это изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Сущность инновации составляет инновационная деятельность, а содержание - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой происходит нововведение. В зависимости от предметного содержания различают технические (продуктивные, технологические) и социальные, организационные, культурные, а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений - радикальные и совершенствующие. На практике большинство нововведений включают разнообразные компоненты, комплексный характер имеет и их эффективность. Термин "инновация" вошел в науку в XIX в. через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре, выступая как антоним термину "традиция"; в особенности внимание было привлечено к диффузии (распространению) культурных новообразований, включая их перенос в иные культуры. Социологи во второй половине XX в. стали смотреть на нововведение как на стадию общего процесса социального изменения, выделив в нём четыре основных элемента: "новшество", "новаторы", "агенты диффузии", "оцениватели"; критическую, переломную фазу процесса составляет изменение поведения "оценивателей" соответственно тем или иным инновациям.

Движущие силы социальных изменений – социальная дифференциация, солидарность, знания (открытия, изобретения), диффузия, научно-технический прогресс, производительные силы.

2. Социальные изменения.

Проблемы социального развития в социологии и социальной философии рассматриваются в рамках различных теорий социальных изменений. В основе каждой такой теории – определённая модель социального времени.

Основные теории социальных изменений - теории исторического круговорота и теории прогресса.

Теории исторического круговорота - обозначение для представлений и концепций, согласно которым общество в целом либо его сдельные сферы (политическая жизнь, культура и др.) движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию, с последующими новыми циклами возрождения и упадка. Такого рода взгляды сложились у многих философов и историков еще в Древнем мире и были продиктованы стремлением усмотреть определенный порядок, естественный ритм, закономерность, смысл в хаосе историч событий по аналогии с кругооборотом веществ в природе, сменой времен года и т. п. Они были направлены против примитивных линейных интерпретаций истории, изображавших ее как постепенное удаление человечества от мифического "золотого века" либо как его провиденциальное движение к грядущему искуплению, к Царству Божиему на земле. До возникновения теории общественного прогресса в XVIII в. теории круговорота преобладали в светской интерпретации истории. В противоположность религиозным представлениям они пытались выявить объективную "естественную" повторяемость в смене династий и форм правления, в расцвете и упадке материальной и духовной культуры, в изменении роли отдельных народов и т. п. В зависимости от характеpa рассмотрения состояния его очередного возрождения либо неминуемого упадка), теории круговорота носили либо оптимистический, либо пессимистический характер. Расчленение всемирной истории во времени на повторяющиеся циклы сочеталось с ее членением в пространстве на замкнутые, независимые друг от друга, культурно-исторические типы у Н.Я. Данилевского, на локальные культуры у О. Шпенглера, региональные, несовместимые друг с другом, суперсистемы у П. Сорокина и др.

Теории прогресса. Прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс вхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. Теории, принимающие данное понятие в выявлении главного исторического направления развития общества. Значение понятия особенно очевидно в работах основателей социологии. Для Маркса прогресс покоится на развитии производительных сил и их возможном использовании после революционной борьбы для удовлетворения потребностей людей, а не для частного накопления; для Вебера он заключается в модернизации экономической, организационной, законодательной и научной жизни. Однако более ранняя эволюционная теория XIX в. склонна видеть развитие и в процессе цивилизации, то есть в переходе от дикости и варварства к "просвещению", достигнутому европейскими правящими, капиталистическими и христианскими классами. Неоэволюционизм попытался избежать этих загруженных ценностями дефиниций, говоря об увеличении "общей адаптивной способности общества" или о "повсеместной способности культуры". Альтернативные представления о прогрессе содержат пессимизм, связанный с: (а) консервативной мыслью, например, Парето, Михельса и Ницше по отношению к последствиям "массовой демократии", массового общества и т.д.; (б) конкретными политическими событиями 20-го столетия, приведшими к концу "длительного мира" (вызывавшего у более ранних теоретиков, в частности, у Спенсера, веру в новую "мирную" эру), включая первую мировую войну, возникновение фашизма в межвоенные годы, достигшего высшей точки во второй мировой войне, и угрозу ядерного истребления послевоенной эры холодной войны. В дополнение к этому возник интерес к проблемам окружающей среды и были подняты вопросы об устойчивости нынешних моделей экономического роста.

3. типы обществ.

В основе дихотомии современного и традиционного об­ществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним, Этой базовой ценностной
установке соответствуют экономическая, стратификационная, по­литическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы.

Одним из первых социологов» обратившихся к данной дихотомии, был Ф. Теннис, который выделил две специфи­ческие формы социальной организации: общину (Gemeinschaft) — традиционное сообщество и общество
(Geselhchaft) — современное сложноструктурированное со­общество, В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем.Для традиционного общества (Gemeinschaft) характер­ны: (1) естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку); (2) связанность членов от­ношениями родства ("семейный" тип организации общно­сти); (3) высокая структурная устойчивость; (4) относительная изоляция; (5) отношение к собственности, опосредо­ванное через род, общину или феодальную иерархию; (6) на­следственная власть, правление старейшин; (7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей. Об­щая проблемная ситуация переживается как прямое повторе­ние прецедента; (8) регламентация социального поведения кон­кретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторите­ту; (9) поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа "не высовывайся", "будь как все", "веди себя как поло­жено"; (10) господство догматизма, этноцентризма в мировоз­зрении, магического мышления. В то же время сила архаичес­кой мысли — в понимании целого, а не частностей, мифопоэтическое видение мира.

Для современного общества (Gesellschaft) характерны: (1) развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с об­разованием и опытом работы); (2) социальная мобильность; (3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах; (4) выделение множе­ства социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и свя­занная с этим формальная система регулирования отноше­ний (на основе писаного права: законов, положений, догово­ров и т.п.), ролевой характер взаимодействия, в соответ­ствии с которым ожидания и поведение людей определя­ются общественным статусом и социальными функциями индивидов; (5) сложная система социального управле­ния — выделение института управления, специальных ор­ганов управления: политического, хозяйственного, тер­риториального и самоуправления; (6) секуляризация ре­лигии, т,е, отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт; (7) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуа­лизм; (8) акцент на цели действия, получающий закрепле­ние в поведенческих максимах: "делай дело", "не бойся рис­ка", "стремись к победе", "оставь свой след"; (9) отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию мо­рали и права.

В современном мире разные типы социальной органи­зации нередко сосуществуют. Социальная структура любого развитого обще­ства органично включает в свой состав разнообразные "об­щины": поселенческие, религиозные, этнические, клановые, корпоративные. Они не интегрируются, а вкрапливаются в нее, сохраняя относительную замкнутость и свой особый характер воспроизводства.

4. Традиционное и современное общество.

В ХХ столетии в социологии в русле противопоставления традиционного и современного общества в 50-60 гг. французским социологом Р. Ароном и американскими экономистами У. Ростоу и Д. Гэлбрейтом была создана теория индустриального общества. Основу этой теории составляет идея эволюции общества от отсталого аграрного традиционного общества с натуральным хозяйством и сословной иерархией к индустриальному обществу со сложной системой разделения труда с механизированным и автоматизированным производством, массовой культурой.
В основе этой теории лежит "технологический детерминизм", суть которого в том, что все развитие и все изменения в обществе обусловлены технологическими переворотами, вызванными техническими и научными нововведениями в производстве. Технологические перевороты влекут за собой изменения в экономике, политике, культуре, но эти изменения не сопровождаются социальными конфликтами и революциями, а разрешаются путем социальным реформ.
В 70-е годы теория индустриального общества трансформируется в теории "постиндустриального общества", созданные американцами Д.Беллом " технотронного общества", Зб. Бжезинского, "информационного общества" французом Ж. Фурастье, О. Тоффлером "сверхиндустриальное общество".
Согласно данной теории, выдвинут тезис о том, что общество в своем развитии проходит 3 стадии: 1) доиндустриальную (аграрную); 2) индустриальную; 3) постиндустриальную.
На первой стадии преобладает сельское хозяйство и авторитарное государство. На второй стадии - промышленность и индустриальная демократия, на 3-й стадии доминирует сфера услуг и меритократическая и монархическая демократия.
Главным мотивом социальных изменений в доиндустриальном обществе является власть, в индустриальном - деньги, в постиндустриальном - информация, знания.

1. Что такое социальный процесс?

2. Каковы факторы социальных изменений?

1. Гидденс, Э. Социология / Науч. ред. В. А. Ядов; Общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Иосилевича.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 704 с.

2. Казаринова Н. В. Социология: Учеб. для вузов / Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов; Под общ. ред. Г. С. Батыгина.- М.: NOTA BENE 2000.

Лекция 14 - 15. Специальные социологические теории

Глоссарий.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей.

Брак. – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Средства массовой информации (mass media). Виды коммуникации, такие, как газеты, журналы, радио, телевидение, предназначенные для больших аудиторий.

1. Социология семьи.

2. Социология образования.

3. Функции СМИ

4. Социология религии.

5. Экономическая социология.

6. социология молодежи.

7. Социология конфликта.

1.

Понятие семьи: специфическое образование; малая социальная группа и социальный институт одновременно. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений. Идея изменчивости форм брака и семьи как центральная для эволюционного подхода нашла свое наиболее полное воплощение в исследованиях американского антрополога Льюиса Г.Моргана. Американский этнограф считал, что семья в своем развитии прошла следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей тенденцией, характеризующей развитие семьи, является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи. Промискуитет – такая форма совместной жизни, характерная для низшей ступени дикости, при которой отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной, т.е. существовали неограниченные, не регулировавшиеся никакими нормами, половые отношения между всеми членами общества. Многие социологи оспаривали возможность промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Согласно Моргану весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной. Кровнородственная семья – такая форма группового брака, при которой половое общение разрешено лишь между членами рода или племени, принадлежавшими к одному поколению. Все, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной. В пуналуальной семье из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии сменяется экзогамией, т.е. можно сказать, что брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Таким образом, пуналуальная семья представляет собой форму брачных отношений, при которой брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной; это первый шаг к появлению парного брака. Синдиасмическая семья – переходный исторический тип семьи, который появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов. Моногамная семья отличается тесной связью между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Укрепление моногамной семьи происходило в период разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей. Таким образом, исторически семья развивалась от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи.

Функции института семьи. Социальное предназначение семьи связано с тем, что она поддерживает биологическую непрерывность общества путем осуществления родительских стремлений; обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостности тела и организма и др., необходимых и для их социальной деятельности; а также вторичных, социальных - удовлетворяет эмоциональные потребности своих членов и поддерживает их эмоционально-психологическую стабильность; передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе; осуществляет первичный социальный контроль за поведением своих членов; предопределяет социальное положение детей. В соответствии с потребностями, которые удовлетворяются в С., выделяют ее функции: репродуктивную, социализации, экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреационную, эмоциональную, коммуникационную, сексуальную, первичного социального контроля и др.

2. Образование. - функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Внутри единого процесса и одной генерализированной функции необходимо выделять и анализировать, как минимум, пять отдельных функций и процессов: 1) образование в узком смысле - функция закладывания базы и основ культуры с ориентацией на современное состояние культуры и деятельности; 2) подготовка кадров - функция комплексирования и завязывания на образовательных институтах требований развивающихся и воспроизводящихся технологий; 3) обучение - функция технологизации познавательной деятельности; 4) воспитание - функция сохранения культурного разнообразия, региональной уникальности, воспроизводства и экологии хозяйственных укладов, природных ландшафтов, национальных традиций и т.д.; 5) грамотность - функция обеспечения равных исходных прав и возможностей всем группам и стратам в обществе, технологизации образа жизни.

3. Функции СМИ. К числу функций СМИ относят коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую, и социально-организаторскую.

4. Политическая социология. - раздел социологии, связанный с изучением политики или политических подсистем общества. Исследует политическую власть, взаимоотношения с ней общества, социальных групп и представляющих их интересы политических организаций, партий, индивидов. Существует также как особый подход в рамках политической науки. По сравнению с ортодоксальной политической наукой социологический подход настаивает на необходимости относиться к исследованию политических учреждений как к полностью вовлеченным в общество, а не как к системе, которую можно понять в отрыве от него. В рамках политической социологии существуют следующие главные сферы изучения:

(а) природа и функции государства, а также политической системы (или подсистемы);

(б) характер политических партий, групп давления, политических организаций и движений всех видов;

(в) эмпирический подход к моделям индивидуальной политической партисипации и политического поведения, включая неучастие, например, эмпирическое исследование электорального поведения;

(г) сравнение типов политической системы, их относительной эффективности и стабильности или неустойчивости;

(д) частный и общий анализ отношений между государствами, включая благосостояние и местоположение в мировой системе;

(е) политические элиты и массы, степень, в которой современные общества, можно сказать, находятся под господством правящего класса.

5. Экономическая социология - специальная отрасль социологии, которая исследует закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках данной науки. Развитие экономики она описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением и взаимодействием социальных групп и слоев. Объект экономической социологии - взаимодействие двух основных сфер общественной жизни - экономической и социальной и соответственно взаимодействие двоякого рода процессов - экономических и социальных. Особенность этого объекта состоит в том, что описываются не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере экономики и общества, и даже не взаимосвязи между ними, а нечто более сложное: механизмы, которые порождают и регулируют эти взаимосвязи. Природа и специфические способности социальных механизмов регулировать протекание экономических процессов находятся, таким образом, в центре внимания этой науки и составляют ее предмет.

Структура категорий экономической социологии может быть представлена как многоуровневая иерархия. Первый уровень образуют две самые абстрактные категории - экономическая сфера и область социальных отношений. Их содержание отражает характеристики общества, наиболее значимые для понимания процессов, происходящих "на пересечении" экономики и общества. Второй уровень образуют категории социального механизма развития экономики и частных социальных механизмов регулирования экономических отношений и экономических процессов. Далее следуют категории, конкретизирующие содержание социальных механизмов, - экономическое сознание и экономическое мышление, социально-экономические стереотипы, экономические интересы, экономическая деятельность и экономическое поведение, экономическая культура и другие. Сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов. Экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Из определений следует, что изучаемые явления связаны с принципиально разными уровнями познания: экономическое сознание - с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление - с включенностью в социально-экономическую практику. Такой методологический подход позволяет рассматривать экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обусловливает противоречивость развития экономического мышления. Оно воспринимает изменение экономических отношений преимущественно эмоционально и совмещает следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами.

Другой важной категорией для обозначения реальных причин и наиболее глубоких стимулов экономической деятельности и экономического поведения людей является категория экономического интереса. Именно экономические интересы способствуют согласованности во взаимодействии разных групп и слоев в ходе непрерывного приспособления к изменениям, формирующим это взаимодействие. Закономерность взаимосвязи экономических интересов и состояния экономических отношений выражается в том, что экономические отношения, проявляясь в экономических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей. Экономические интересы и экономический образ мышления выступают предпосылками экономического поведения, которое можно определить как поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Исходя из баланса рациональности своего мышления, индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т.е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями). В общении между собой, по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это важные предпосылки экономического поведения, позволяющие во многом его предсказать.

Необходимость регулирования экономического поведения положена в основу понимания экономической культуры как совокупности социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих трансляции, отбору и обновлению ценностей и норм, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности. Предполагается, что активность социальных субъектов во многом зависит: от состояния и регулятивных возможностей экономической культуры; от места и роли тех или иных социальных групп в структуре экономических связей; от динамики их перемещения в иерархии этой структуры в зависимости от принципов организации связи и эластичности их собственных социальных стереотипов; от способности специфических социальных механизмов регулировать экономические отношения.

6.

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.

Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может в конечном счете привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.

Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.

Характеристики социальных конфликтов

Этапы протекания конфликта

Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных типов:

1 - физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);

2 - потребности в безопасности;

3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);

4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;

5 - высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой.

В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий.

В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость. Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия.

Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии. Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо: во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей; во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт.

2. Межличностный конфликт.

3. Межгрупповой конфликт.

4. Конфликт принадлежности.

5. Конфликт с внешней средой.

Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:

- предконфликтная ситуация;

- непосредственно конфликт;

- стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная ситуация

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.

Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)

Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в конфликте. Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.

3. Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменении может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

1. Охарактеризуйте семью как малую группу и социальный институт.

2. Какие функции выполнятт институт СМИ?

3. В чем состоит предмет социологии образования?

4. Каковы особенности молодежи как социальной группы?

5. Предмет экономической социологии.

6. Каковы функции религии в обществе?

7. Какие функции выполняет социальный конфликт?

8 Раскройте содержание основных стратегий конфликтного поведения.

Литература

1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.

2. Гидденс, Э. Социология / Науч. ред. В. А. Ядов; Общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Иосилевича.- М.: Эдиториал УРСС, 1999

3. Глоссарий по социологии ВГУЭиС, 2000 г.

4. Казаринова Н. В. Социология: Учеб. для вузов / Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов; Под общ. ред. Г. С. Батыгина.- М.: NOTA BENE 2000.

5. Кравченко, А. И. Социология: Учеб. для вузов / А. И Кравченко.- М.: Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

6. Овчинников В.И. Глоссарий по биосоциологии, 2008 г.

7. Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. – М., 1998

8. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998

9. Смелзер Н.Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994

10. Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996.

11. Социология: Учеб. для вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов; [Под ред. Ю. Г. Волкова].- 2-е изд.- М.: Гардарика, 2003.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2619 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...