Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 3. Особенности становления социологии в СССР и в Казахстане



1. Советская социология

2. Институционализация социологии в Казахстане.

1.

Социологическая мысль в Казахстане первоначально развивалась как часть советской социологической науки, которая, в свою очередь, была преемницей российской дореволюционной социологии.

Её зарождение в России после 60-х годов 19 века, прежде всего, связано с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 - 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция. Таким образом, личность в концепции субъективных социологов выступает ещё и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития («разнородности») личности. А это возможно только в рамках социализма. История до сих пор шла по линии развития «разнородности» общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности личности, к превращению ее в простой придаток общественного механизма. Концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась и от марксистской концепции социализма и от так называемого «реального социализма», который был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного».

В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные - это закономерные, повторяющиеся явления, общественные - неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основе этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания - научного и социологического.

Естественнонаучный метод в своей основе - объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Социальную деятельность личности определяют ее субъективные помыслы и цели. А познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно. Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях, осуществить познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными направлениями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, а так называемый «легальный марксизм» - П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др.

Несмотря на первую мировую войну, революцию, гражданскую войну до середины 30-х годов нарастает процесс институционализации. В 1918 - 1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал уже упоминавшийся Питирим Александрович Сорокин. В это же время продолжается развитие теоретической социологии, разворачиваются эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В ЗО-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества. Было провозглашено, что «исторический материализм - это и есть социология марксизма». Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование.

Возрождение социологии начинается в конце 50-х - начале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование» - составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 60-х годах социология постепенно восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». Но академического статуса у неё по-прежнему нет, она существует как «исследования», т. е. должна заниматься прикладным и эмпирическим «обслуживанием» советской философии, экономической науки и др.

2.

На рубеже 60-х – 70-х годов начинают проводиться первые социологические исследования в Казахстане. С 1970 – в области управления развитием межнациональных отношений (М. Сужиков). В 1975 г. под руководством М. Батырбекова начинает работу лаборатория промышленной социологии в Казахском политехническом институте. Также на базе Академии наук Казахской ССР проводятся исследования по социологии села, социологии труда, молодёжи и др. В это же время социология впервые начинает изучаться как самостоятельная дисциплина – первоначально в Институте повышения квалификации при КазГУ.

Окончательная реабилитация социологии стала возможна с началом горбачёвской перестройки – посредством специального постановления правительства в 1988 г. В том же году создаются социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах, отделение социологии в Казахском Государственном университете, Республиканский центр изучения общественного мнения (функционирует до сих пор) в Алма-Ате. Кооператив «Социолог» под руководством Ю. Дубермана на базе ИПК КазГУ начинает проводить первые «коммерческие» социологические исследования.

Большую роль в окончательной институционализации социологии в независимом Казахстане сыграли такие ученые как Нариман Абдрахманович Аитов, Марат Мухамбеткалиевич Тажин и ряд других. В настоящее время в Казахстане существуют академические, правительственные и независимые социологических центры, проводящих эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

1. Сформулируйте основные достоинства и недостатки позитивистской социологии.

2. Каковы основные категории структурно – функционального анализа? Как они взаимосвязаны?

3. В чём особенности развития социологии в Советском Союзе?

4. В чём особенности развития социологии в Казахстане?

Литература.

1. Аитов, Н. А. Социология: Учеб. для вузов / Н. А. Аитов, К. У. Биекенов; Каз. нац. ун-т им. Аль-Фараби.- Алматы: Казак- университет!, 2002.- 293 с.

2. Капитонов, Э. А. Социология XX века. История и технология: Учеб. пособие для вузов.-Ростов н / Д.: Феникс, 1996.- 509 с





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1072 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...