Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Китайская философия начинает свое формирование в XVIII веке д.н.э. в период правления династии Шань. В отличии от древнеиндийской эта философия в основном сосредотачивается на сути и сущности государства, социальной жизни чел и взаимоотношении людей, а не индивидуальном самосовершенствовании личности.
Высшими мировыми началами в этой философии считались Верховный император (Шаньди) и Небо, как первопричина всех вещей. В философскую часть древнекитайских религий вошли представления о темном и светлом начале всего существующего. Инь – женском, темном начале, принадлежащим земле. Ян – мужском, светлом, принадлежащем небу. Эти взгляды излагались в «Книге перемен», по которой все предметы мира в своем развитии переходят от одной стороны к другой и содержат в себе обе эти противоположности. Этот путь в китайской философии называется путь Дао.
Другим наиболее важным направлением древнекитайской философии является конфуцианство. Формируется оно в конце V века до н.э. китайским чиновником-мудрецом которого звали Учитель Кун или КОНФУЦИЙ. Уже в 20 лет он прославился как самый мудрый педагог Китая. Конфуция мало интересовали проблемы материального мира и гармонии. Категория Небо у Конфуция - высшая духовная определяющая власть и сила. Поэтому «кто провинился перед Небом – тому будет некому молиться».
ОДНАКО философия Конфуция антропоцентрична. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Воспитание идеального человека, по мнению Конфуция, должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу.
Идеи Конфуция сыграли большую роль в развитии всех сторон жизни китайского общества, т.ч. и в формировании его философского мировоззрения. Сам же он стал объектом поклонения и был причислен к лику святых.
Наряду с конфуцианством развивается и даосизм (школа Дао), возникший во II п. I-го тыс. до н.э. Его основателем считается Лао-цзы. Основной идеей даосизма является сохранение меры вещей. Поэтому основной задачей человека является НЕДЕЯНИЕ. Именно оно приводит к счастью, процветанию и свободе.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем отличие древнекитайской философии от индийской?
2. Когда, по мнению Конфуция, существовало идеальное государство?
3. Что служило для Конфуция критерием разделения общества на верхи и низы?
4. Какой смысл несет в себе выражение «стена иероглифов»?
5. Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая?
6. Можно ли назвать даосизм оппозиционным мировоззрением?
7. В чем Вы видите основное различие даосизма и конфуцианства?
8. Что говорили даосские мудрецы о достижении бессмертия?
9. В чем заключается специфика китайского буддизма?
10. Основные школы-направления индийской мысли.
11. Основные проблемы и понятия древнеиндийской мысли.
12. Выдающиеся мыслители индийской философии.
Рекомендуемая литература
1. Введение в философию. – М., Высшая школа, 1989, - Ч.1.
2. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., Высшая школа, 1988.
3. Китайская пейзажная лирика. – М., 1984.
4. Литература Востока в средние века. – М., 1996.
5. Мудрецы Китая. СПб., 1994.
6. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1996.
7. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., Высшая школа, 1991.
Категориальный анализ понятий:
Благородныймуж (цзюнь-цзы) - социальный идеал Конфуция, эталон для подражания. Должен обладать таким качествами как гуманность (жэнь), чувство долга (и), верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний (ли). Благородный муж – честный, бесстрашный, понимающий, внимательный в речах и осторожный в делах.
Дао (путь) – всеобщий Закон и Абсолют. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постояное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало имя и форму всему сущему. Дао проявляется через свою эманацию – дэ.
Концепцияинь - ян – деление всего сущего на два начала, женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким и сильным. Женское начало инь было связано с луной, со всем темным и мрачным. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют.
Концепцияусин – взаимодействие и взаимопроникновение пяти основных элементов, первосубстанций (огонь – вода – земля – металл – дерево).
Культпредков и нормы «сяо» - быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный и образованный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Почитанию родителей китайские философы придавали глубокий смысл символа социального порядка. Сяо – это основа гуманности.
Небо – верховное божество и высшее олицетворение разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Претендуя на родство с Небом, китайские правители стали именовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя сыновьями Неба (тянь-цзы). Для них отождествление себя с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 735 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!