Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Интеллектуальная раса?
Опубликованная почти тридцать лет назад в Harvard Educational Review статья Артура Дженсена (Jensen, I969) об этнических различиях в уровне IQ вначале вызвала шок. Автор, базируясь на обстоятельном анализе семейных, близнецовых и др, психогенетических исследований, сделал вывод о 80% наследуемости вариаций измеряемых разными субтестами интеллектуальных показателей. Он даже пошел дальше, утверждая, что отмечаемая многими разница в 15 баллов между показателями в выполнении тестов IQ между белыми и черными учениками (в пользу первых) также обусловлена генетическими различиями между расовыми группами. Реакции на статью в большинстве своем были негативными, и не только по политическим мотивам, связанным с проблемой расовой дискриминации.
Аргументы "против" базировались на утверждении, что измеряемый тестами уровень индивидуального интеллекта опосредован как генетически, так и социально, либо комбинацией этих двух факторов. Наблюдаемая же устойчивая разница в баллах между тестовыми оценками в двух группах во многом связана с различиями в соци-оэкономическом статусе.
Культурные особенности речи
Уильям Лабов (Labov, 1972) был первым, кто опроверг утверждение, будто у черных американцев способность к обучению стандартному (принятому варианту) английского языка ниже, чем у белых. Лабов предположил, что черные дети учат специальный диалект языка, так называемый "черный английский". Другими словами, речь идет о разнице в стилях речи, а не о различиях в структурных особенностях вербальных способностей. Отличительной чертой "черного английского" является специфическое обращение с временными формами глаголов. Исследования также показали, что эта версия английского языка — продукт субкультуры, сформированной среди населения с темным цветом кожи, и что этот диалект не менее сложен (то есть не является упрощенной версией), чем стандартный английский).
Личность сквозь культуру
Практически во всех культурах существуют общие закономерности для периода детства — стремление к дружбе, разделение игр по признаку пола, овладение этапом конкретных операций (по Ж.Пиаже), выработка навыков, необходимых для последующей взрослой жизни. Однако личностные ориентации сильно зависят от окружающих ребенка традиций. Обычно сравнивают западные культуры с восточными сообществами, где жизнь семьи более связана с влиянием агрокультуры, а школьное обучение не является определяющим фактором в детской жизни. В таких культурах дети в возрасте 6—7 лет уже получают статус "разумных" и ответственных, приобретая одновременно право играть взрослые роли. В странах Западной Африки и Полинезии детям этого возраста уже поручают заботиться о своих меньших братьях и сестрах, их также обучают навыкам сельскохозяйственной или иной взрослой работы. Ребенку нет необходимости учиться тому, как заводить дружбу и развивать отношения с незнакомыми людьми. Вместо этого у него или у нее формируется представление о своем месте в существующей системе ролей и взаимоотношений.
Хотя основным предметом кросс-культурных исследований можно считать выявление различий, сходство содержания базовых черт личности в разных культурах также имеет важное значение для той части дифференциальной психологии, которая связана с кросс-культурной валидизацией тестовых методов. Изучение воспроизводимости пяти основных личностных факторов FFM показало, что во всех охваченных исследованием странах личность может характеризоваться этими базовыми измерениями.
Выполненное в Иельском университете (США) исследование, обобщающее данные изучения семидесяти пяти культур, было посвящено изучению практики воспитания детей относительно пяти систем поведения — оральной, анальной и сексуальной (связанных, опять же, с теорией Зигмунда Фрейда о пяти стадиях последовательного развития характера), а также зависимости и агрессивности. Основные результаты показали широкий диапазон традиций, обусловливающих отношение родителей к воспитанию у детей базовых навыков и реакций,
Марк Борнштейн с коллегами (Bornstein et al 1991) проанализировал сделанные ими видеозаписи обращения со своими пятимесячными младенцами 24 матерей из Франции, Японии и США. Было замечено, что все младенцы ведут себя одинаково, что исключало объяснение наблюдаемых различий в поведении матерей спецификой младенческих реакций. Оказалось, что американские матери больше остальных уделяют внимание стимуляции ребенка. Они привлекали внимание, говорили с младенцем, прикасались к нему и поворачивали. Используемые типы стимуляции также отличались по своему характеру. Американки и француженки уделяли больше внимания тому, как их младенцы взаимодействуют с объектами, и меньше — их обращению с самой мамой. Японки проявляли одинаковую активность по отношению ко всем элементам стимуляции. Американские матери больше, чем французские и японские, использовали в своей речи высокотоновые звуки ("гуления") при общении с ребенком, а не взрослую речь с обычным набором тонов, как их "коллеги". Вполне возможно, что формирование того, что называют национальным характером (см, ниже), начинается с тонких различий в культурном контексте, проявляющихся уже на первых этапах взаимодействия матери и ребенка*
Черные матери со своими детьми и белые матери, имеющие приемных черных детей, по-разному воспитывают своих чад. Белые матери больше ориентированы на самостоятельное решение их детьми своих проблем. Вообще опыт ранней социализации, связанный с семьей, в разных этнических группах (здесь можно сослаться на данные Dornbush, включающие анализ восьми тысяч примеров), оказывает большое влияние на последующий уровень развития интеллекта, хотя эта закономерность больше подтверждается для мальчиков, чем для девочек.
Эстетика.
Вопросы к экзамену.
1. Эстетика как философская наука. Предмет и задачи эстетики.
2. Эстетические взгляды пифагорейцев, космологический характер их эстетики.
3. Эстетические проблемы в творчестве Гераклита. Гераклит об относительном характере красоты.
4. Эстетические взгляды Демокрита. Понятие мимесиса.
5. Место человека в эстетической теории Сократа. Критерий красоты по Сократу.
6. Эстетические взгляды Платона. Искусство «как тень теней, копия копий».
7. Эстетические взгляды Августина Блаженного и их религиозный характер.
8. Фома Аквинский и его эстетические взгляды.
9. Эстетика Возрождения в Западной Европе.
10. Эстетические принципы барокко
11. Эстетика классицизма.
12. Особенности эстетических теорий эпохи Просвещения.
13. Эстетическая теория И.Канта.
14. Эстетика Гегеля.
15. Эстетика романтизма.
16. Развитие эстетической мысли в Х1Х веке (реализм, натурализм).
17. Эстетические взгляды А. Шопенгауэра.
18. Эстетические идеи Ф.Ницше.
19. Модернизм как направление и метод в европейском искусстве первой половины ХХ в.
20. Авангардное и поставангардное искусство ХХ века (кубизм, футуризм, дадаизм, абстракционизм, сюрреализм, театр абсурда, поп-арт, оп-арт, концептуальное искусство).
21. Эстетика интуитивизма. А.Бергсон об особом статусе художественной элиты.
22. Проблема понимания, смысла и истолкования в герменевтике. Интерпретация художественных текстов.
23. Проблема элитарности художественного творчества и эстетического восприятия в концепции Х.Ортеги-и-Гассета. Обоснование им принципа дегуманизации искусства.
24. Эстетика прагматизма.
25. Эстетика психоанализа.
26. Эстетика экзистенциализма.
27. Ситуация постмодернизма в современной культуре.
28. Основные эстетические категории. Эстетическое как универсальная категория.
29. Эстетическое сознание, его сущность и специфика. Структура эстетического сознания: эстетические чувства, эстетические оценки, вкус, идеал, эстетические взгляды и теории.
30. Эстетическая деятельность. Сферы проявления эстетической деятельности.
31. Прекрасное как категория эстетики. Безобразное как антипод прекрасного. Место безобразного в искусстве.
32. Природа и сущность возвышенного. Сферы проявления возвышенного. Низменное как антипод возвышенного. Низменное в искусстве.
33. Природа и сущность трагического. Объективная и субъективная стороны трагического. Комическое как выражение конфликта между реальной жизнью и идеалами человека. Разные формы комического.
34. Природа и сущность искусства. Предмет искусства.
35. Функции искусства: социальная, познавательная, воспитательная, коммуникативная, прогностическая, компенсаторная, эстетическая, суггестивная, эвристическая
36. Художественный образ и его основные черты. Специфика художественного образа в разных видах и жанрах искусства.
37. Проблема происхождения искусства. Теории происхождения искусства.
38. Форма и содержание в искусстве.
39. Искусство как общественное явление. Его взаимодействие с политикой, религией, моралью, философией и наукой.
40. Система видов искусств и принципы их классификации. Виды и жанры искусства.
41. Художник как субъект творчества. Талант и гений, талант и мастерство.
42. Творческий процесс в искусстве. Роль художественного воображения, фантазии, интуиции и вдохновения в творческом процессе.
43. Понятие творческой манеры, стиля, направления и метода в искусстве.
44. Эстетическая культура общества и личности. Роль эстетического воспитания в формировании личности.
45. Природа как эстетическая ценность и сферы ее проявления.
46. Эстетическое начало в личностных и общественных отношениях.
47. Эстетическое начало в быту, труде и материальном производстве
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 335 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!