Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пространство. Уточним, что всякий преобразованный человеком уголок природы есть объемно-пространственная ком­позиция



Уточним, что всякий преобразованный человеком уголок природы есть объемно-пространственная ком­позиция, где плоскостные элементы (газон, дорож­ки, цветники) чередуются с объемными (деревья, строения, стриженая изгородь), образуя то открытые, то замкнутые пространства. Таким образом, элементами пространственных форм являются плос­кости и объемы, которые обладают определенной конфигурацией.

Основные свойства пространствообразующихся форм

Геометрические - в структуре сада могут быть использованы объемные элементы (крона деревьев и кустарников различной формы), плоскостные (газо­ны, цветники, водоемы) или линейные (дорожки, бордюры, ограждения).

Величина - размерные показатели объекта боль­шой - маленький, высокий - низкий и т. д.

Фактура - показатель внешнего вида садо­вого элемента: крона - ажурная, плотная, повислая; дорожки - песчаные, каменные, доща­тые и т. д.

Цвет, освещенность - характеристики, «рисую­щие» колористическое пространство сада. Речь о них пойдет отдельно.

Организация простнства

Виды пространств. Условно их подразделяют на открытые - незанятые посадками, строениями пло­щади; полуоткрытые - окруженные с двух сторон высокими посадками, строениями и закрытые - полностью занятые посадками или постройками или окруженные ими со всех сторон. Чередование видов пространств в саду - один из самых выразительных приемов в разработке окружающего пространства.

Оптимальное их соотношение: две трети площади свободного к одной трети занятого.

Единство и взаимосвязь пространство образу­ющих элементов. Отдельная садовая композиция или ее конкретный объект не могут существовать са­ми по себе. Только когда отдельные части сада гар­монично соотносятся друг с другом, они составляют цельный художественный образ. Обычно декоратив­ная часть сада включает в себя одну-две главные композиции, определяющие его облик, и две-пять вспомогательных, им подчиненных. Для связывания их между собой существует множество приемов: под­бор схожих растений, мощение дорожек, соответст­вующее цветовое решение и т. д.

Геометрические формы. Планирование основных элементов сада предпочтительней вести, используя хорошо узнаваемые геометрические формы: прямо­угольники и квадраты (они как бы расширяют про­странство); окружности (они оттеняют строгие про­стые линии построек, вызывают любопытство, усложняют садовые композиции); треугольники (сосредото­чивают внимание зрителя на конкретном объекте).

Горизонтали и вертикали. При разбивке сада необходимо правильно соотнести его составляющие по высоте и протяженности. При этом учитывают, что горизонтальные элементы (газон, цветник, водо­ем) придают пространству спокойствие, упорядочен­ность, а вертикальные (деревья, кустарники, строе­ния) - подчеркивают движение, некоторую устрем­ленность. Избыток вертикальных форм вносит в композицию определенный беспорядок.

Пропорциональность. Имеется в виду соразмер­ность, т. е. правильное соотношение частей компози­ции как по отношению друг к другу, так и со всей композицией в целом: сад к дому, газон к саду, цветник к газону. Пропорции в основном сводятся к так называемому золотому сечению, соотношению 3 х 5, 5 х 8 (сторона квадрата к его диагонали). Для уста­новления соответствия в каждом проектируемом участке берется некая константа, точка отсчета, ча­ще всего размер дома (3х3, 6х6 м). После чего на вы­черченной сетке в пропорции размещаются все эле­менты сада. Важно подчеркнуть, что принцип про­порциональности распространяется на все элементы сада без исключений.

Упорядоченность. Ритм, повтор - явления, ха­рактерные для живой природы. Это смена времен го­да, дня и ночи и многое другое. Применимы они и к ландшафтному дизайну, где их подразделяют на про­стые и сложные. Простые проявляются в одинаково­сти цвета, форм, деревьев, камней и т. д., отчетливо наблюдающихся в садах регулярного, геометричес­кого стиля. Сложные предполагают череду уже це­лых групп объектов, расположенных на определен­ном расстоянии друг от друга. Подобный ритм типи­чен для садов пейзажного стиля.

Психологи установили, что смена видов в саду должна происходить не реже, чем через каждые 20-30 м. Но это в больших садах, а в совсем малень­ких частые повторы, монотонные прямые линии, так же как и обширные плоские поверхности, нежела­тельны. Следует добавить, что использование повто­ряющихся приемов позволяет сделать садовую компазицию более динамичной.

Симметрия и асимметрия. Симметрия сада за­ключается в одинаковости планирования его правой и левой частей относительно оси симметрии, называ­емой планировочной осью. Симметричные компози­ции обладают устойчивым внутренним равновесием, гармонией. Симметрия стала основным принципом в планировке регулярных парков.

Ощущение равновесия и соразмерности частей са­да по отношению друг к другу может быть создано иллюзорно за счет сосредоточения внимания зрителя на необычных объектах, привлекающих цветом, яр­костью, формой, изгибами, повторами и т. д. даже при отсутствии строгой симметрии.

Классическим примером асимметрии является пейзажный стиль. Он олицетворяет собой свободу, естественность самой природы.

Масштаб. Планируемые в саду объекты должны быть соразмерны человеку, чтобы он чувствовал себя комфортно и мог наслаждаться в полной мере со­зданной им красотой. Отсюда вытекают оптималь­ные размеры основных элементов сада. Часть из них была приведена в предыдущих разделах.

Контраст, нюанс, сходство. 3аконы зрительно­го восприятия человека таковы, что объемно-про­странственные композиции осмысляются через сход­ство, контраст или нюансы их составляющих эле­ментов. С контрастом может быть названо резкое отличие друг от друга расположенных рядом форм (конус - шар), цвета (темный - светлый), свойств (высокий - низкий) и т. д.

Нюанс, напротив, означает тонкий переход, не­значительное различие между сравниваемыми объ­ектами. Прием рассчитан на внимательного наблюдателя.

Сходство достигается обычно объединением ана­логичных или чуть отличающихся друг от друга эле­ментов. Такие композиции дают в целом ощущение покоя. Однако слишком частое их применение мо­жет вызывать ощущение однообразия. Злоупотребление контрастами, наоборот, вносит беспокойство и сумбур.

Доминанты (фокусные точки). Необходимы в каждом саду, поскольку помогают привлечь внима­ние к отдельным его частям, отвлекают от менее зна­чимых, неухоженных. Имеют решающее значение в создании садовой композиции. Типичный набор до­минант: вазы с цветами, скульптура, отдельные кам­ни или их группы, садовая мебель, светильники, водные элементы и другие.

Рельеф местности, повышенные и пониженные участки. Моделируя участок, в первую очередь учи­тывают существующий рельеф местности. Не учиты­вать его при размещении элементов сада просто не­возможно. Выпуклая поверхность обладает свойст­вом как бы выталкивать объект. Вогнутая, наоборот, притягивает. Следовательно, высокие объекты, раз­мещенные на возвышенных местах, становятся еще выше. Скульптуру, украшения обычно помещают на пониженных участках, поскольку здесь они лучше всего обозримы. Возвышенные места абсолютно не подходят для размещения мест отдыха и групп рас­тений.

Геопластика. В практике садового зодчества час­то прибегают к приемам дополнительной пластичес­кой обработки рельефа. Они позволяют сделать его более эффектным.

Имеющийся рельеф можно просто доработать, сделать его более выразительными, с плавным или, наоборот, резко очерченным профилем. Создавая холмы, валы, террасы на изначально плоском участке, получают искусственные рельефы, которые основательно закрепляют насыпными откосами, засеянными травой, подпорными стенками и т. п. Насыпные холмы в русских усадьбах XVIII­-XIX веков служили видовыми точками, под ними размещали гроты, погреба, иные соору­жения.

Иллюзорность пространства. Сделать садовую композицию более впечатляющей несложно, прибег­нув к «обману» глаз. Приемы самые различные: игра с цветом, перспективой, различными ассоциациями и т. д. Для иллюзорного увеличения пространства можно использовать насыщенный рисунок разнооб­разных линий прямых, волнистых, изгибающихся, ломающихся под острым углом.

На гладкой стене можно нарисовать калитку, картину, пейзаж. Можно просто встроить в стену кирпичную арку, кованую дверцу. Изредка на стене вешают зеркала, и отражение в них также иллюзор­но расширяет границы сада.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...