Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немецкая классическая философия. Немецкая классическая философия – это мощное интеллектуальное течение в истории немецкой культуры средины XVIII – первой трети XIX вв



Немецкая классическая философия – это мощное интеллектуальное течение в истории немецкой культуры средины XVIII – первой трети XIX вв., связанная с именами Иммануила Канта, Йогана Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля. Она была инспирирована теми социокультурными процессами, которые происходили как в Германии, так и в Европе этого периода. Экономически отсталая, территориально раздробленная, политически реакционная Германия требовала радикальных перемен, осуществить которые в этих условиях было невозможно. Все живое и талантливое угнеталось, реакционность политического режима исключала возможность практического реформирования общества. В этих условиях активность немцев переносится в духовную сферу. То, чего немцы не могли осуществить практическо-политически, они осуществляли в литературе, переживавшей период расцвета. Преодоление отсталости, политическое и национальное объединение страны, демократизация политической жизни – вот главные усилия наиболее сознательной части немецкого общества этого периода.

Могучим стимулом немецкой философии была французская буржуазная революция 1789 – 1794 гг. Она инспирировала размышления о перспективах социального развития, теоретическое обоснование идеалов нового общества, поиск новой рациональности. А отсутствие политических свобод и всевластная цензура приводили к тому, что эти размышления приняли форму абстрактных и часто нарочито сложных текстов.

Большое влияние на тематику немецкой классической философии оказало и новое естествознание. Попытка осмыслить это явление, открыть и объяснить механизмы функционирования этой науки, определить ее методологическую базу в той или иной степени проявляются в произведениях всех авторов рассматриваемого периода.

Непосредственным идейным предшественником немецкой классической философии было просветительство. Достаточно указать на тот факт, что Кант высоко ценил творчество Руссо, а с немецкими просветителями был связан личными связями. Вольф, Крузиус, Ламберт,Тетенс, Мендельсон, Гердер, Лессинг, Гете были историческими современниками родоначальника немецкой классической философии и теоретическими предшественниками его. Просветительские идеи были восприняты в Германии XVIII в. И развивались здесь в острой борьбе с предрассудками, фанатизмом, политической и религиозной нетерпимостью. Именно здесь наиболее отчетливо проявились основные моральные установки Просвещения: терпимость, добродетель, гуманизм. Немецкие просветители, вслед за своими европейскими единомышленниками, видели свой научный и общественный долг в том, чтобы открыть людям правду об их собственной природе, вывести на путь истины, добыть свободу в наилучшем общественном устройстве.

Развитие

Просветители были убеждены в достижимости этих целей. Исторический оптимизм – характерная особенность Просвещения, главным достижением которого было обоснование идеи социального прогресса. Именно здесь находятся корни историзма. Для философии немецкого Просвещения эти особенности свойственны прежде всего. Молодой Кант, Гердер, Лессинг, Шиллер в различной форме и с разным талантом проводят идею развития в естествознание и общественные науки.

Идеи кантовской “Всеобщей истории и теории неба»” разрушали представления о божественном происхождении и неизменности природы. Идея эволюции становится основным мировоззренческим и методологическим ориентиром.

Творчество Лессинга и Гердера преодолевало миф о божественной завершенности человека. Непрерывное совершенствование – вот его особенность. Человек никогда не бывает завершенным. Развивается его интеллект, язык. История языка неразрывно связана с историей мышления, а оба они, и язык, и мышление, – части общественной истории, в процессе которой индивиды и народы усваивают накопленный опыт, осмысливают достижения прежних эпох. Это мир культуры, который передается от народа к народу, история человека – это история человеческой культуры.

Но культура – результат деятельности человека. Поэтому встает вопрос об истоках этой деятельности. А поскольку культура в это время рассматривается исключительно как духовная культура, то истоки деятельности как субстанции культуры пытаются найти в идеальной сфере сознания. Отсюда и идеализм, так характерный для немецкой классической философии.

Идея активности сознания

Наиболее существенным результатом этих поисков стала идея активности сознания, впервые разработанная Кантом. Если философия предшествующего периода рассматривала человека как пассивно-созерцательное существо, а процесс познания – как простое созерцание, то Кант впервые открывает творчески-активную, синтетически-конструктивную природу человека. А познание рассматривает как процесс созидания мира явлений, то есть мира культуры. Основания этой деятельности одновременно выступают и условиями существования культуры. При этом Кант утверждает, что способы и цели познания всегда подчинены морально-практической деятельности и свою возможность приобретают именно благодаря ей. Знания имеют ценность только в той степени, в какой они способствуют человеку в достижении совершенства. Эта идея имеет для нас двойное значение: во-первых, в субъективно-идеалистической форме Кант впервые совершил попытку обоснования зависимости познания от практики и, во-вторых,показать активность познания как конструирования мира культуры, в котором человек обретает свободу и реализует моральный идеал.

Следует отметить тот факт, что, по мнению Канта, эта деятельность разворачивается в мире природы, в сфере “вещей самих по себе”, которая ограничивает разум и вынуждает его считаться с необходимостью природного существования. Это, считает Кант, предохраняет разум от чрезмерного субъективизма.

С этой точки зрения дальнейшее развитие немецкой классической философии идет по пути освобождения от этого материалистического “довеска”. В системах Фихте и Шеллинга деятельность из атрибута познания и культуры превращается в субстанциальную основу мира. Предназначение человека – свобода. Средством и сферой достижения свободы является культура.Эта культура предстает всегда как результат человеческой дечтельности. Она и есть мир человека, и никакого другого мира не существует.

Так фолрмируется представление о деятельной и потому противоречивой природе человека и того мира, который он создает. Но одновременно нарастает и субъективизм Его преодоление начинается в творчестве Гете, братьев Гумбольдтов, в романтизме, но заслуга в этом прежде всего принадлежит Шеллингу с его идеей всеединства. Шеллинг всю свою творческую жизнь стремился осуществить синтез спинозизма с его абсолютностью природы и фихтеанства с характерной для него абсолютизацией субъективности. Это стремление, независимо от самого Шеллинга, приводило к нарастанию объективизма в оценках мышления, которое во все большей степени приобретало черты всеединого Бога, противоречивого по самой своей сущности. Бог – это разум, но и сам мир. В нем борются реальное и идеальное, эгоизм и любовь. Становление мира (и Бога) – это преодоление эгоизма посредством любви.

Эти наполовину религиозные, наполовину пиетические представления позднего Шеллинга становятся непосредственным мыслительным материалом для молодого Гегеля. В “Жизни Иисуса” и в “Духе христианства” он пытается преодолеть разрыв между сущим и должным в морали, найти такую общую сферу, которая бы соответствовала отдельному человеку.

Диалектика

В этих поисках и рождается гегелевская диалектика – главное достижение немецкой классической философии. Сущность разработанной Гегелем диалектики кратко можно охарактеризовать следующим образом. Никакое состояние мира и никакие знания о нем не бывают неизменными. И мир, и его познане – это непрерывно изменяющийся процесс, и эта изменчивость является существенной особенностью и мира, и познания его. Всякое состояние, любые знания содержат в себе свою противоположность, свое отрицание. Душой, источником этой изменчивости является противоречивость всего сущего. Нечто существует лишь постольку, посколькуоно внутри себя содержит свою противоположность – этот источник жизнеспособности и силы.

Преодоление этих противоречий и есть процесс развития. Его нельзя остановить, от него нельзя отказаться. То, что еще вчера было жизнеспособным, сегодня становится устаревшим и осужденным на отрицание. Справедливое в одном случае предстает как высшая несправедливость в другом. Действительное вчера перестает быть таковым сегодня и либо само должно уступить место новому, либо подлежит принудительной ликвидации со стороны более развитой реальности. Но это – реальность сознания, реальность духа. Природа же – это “окаменевший дух”. Ее поэтому нельзя ни обожествлять, ни ставить выше человеческих свершений. Природные формы не знают развития. Такой способностью обладает только дух. И именно в духе завершается развитие, ибо именно в развитии духа достигается высшая цель – познание самого себя. Дух обнаруживает, что все отличное от него только кажется таковым. На самом деле это сам дух на разных стадиях своего развития. Так разум замыкается на самом себе и этим лишает себя той основы, на которой он только и может функционировать. Реальное развитие природы здесь подменяется движением и изменчивостью понятий. Но как в процессе движения возникает мир? Как развитие понятий приводит к появлению природы?

Эти вопросы относятся к самому уязвимому месту в философии Гегеля. И поставил эти вопросы еще Шеллинг. И эти же вопросы стали основанием для самой беспощадной критики со стороны Людвига Фейербах.

Антропологический материализм и критика идеализма

Фейербах был первым критиком немецкого идеализма. Заслуга его заключается в том, что с позиций материализма он выявил истоки и условия существования религии и идеализма. В действительности природа предшествует как Богу, так и духу. “Так деятельность брюха предшествует деятельности головы, првое в жизни – пища…” – писал Фейербах.

Идеализм абсолютизирует деятельность головы, приписывает ей такую силу и такие функции, какими она в действительности не обладает. Идеализм и религия удваивают мир, в религии и идеализме обективизируется бессилие и несовершенство человека. С помощью духа и Бога человек преодолевает свои недостатки. В дух и в Бога помещает человек те проблемы, которые он сам решить не может. Бог – это созданная человеком его собственная тень. Истинным же Богом является сам человек.. Его божественная природа проявляется в любви. Любовь – это основа моральности и человечности, условие гражданственности. Любовь – это Бог в человеке. Этим земная гуманистическая направленность философии Фейербаха не может не импонировать. И он прав, когда утверждает Любовь как основу человеческих отношений. Но почему в реальной жизни эта любовь приводит к ссорам, войнам и насилию? На этот вопрос Фейербах не отвечает, да и не может ответить. Его заслуга в ином. В антропологическом материализме Фейербаха классическая западная философия завершила свое развитие. После его критики идеализма и религии дальнейшее развитие основных проблем классической философии возможно было только на пути разрушения оснований этой философии, на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе.

Каковы же главные достижения немецкой классической философии?

1)значительным достижением немецкой классической философии стало убеждение в том, что осмыслить сущность человека ни с позиций его эмпирического существования, ни с точки зрения “чистого разума” невозможно. Мир человека – это первоначальная данность, он культивируется человеком и только в этом процессе приобретает статус сферы специфически человеческой жизнедеятельности. Это мир культуры, исторически создаваемый человеком. Без него и вне его существование человека невозможно. Способом же реализации культуры, основой ее возникновения и существования является деятельность.

2)основой этой деятельности, ее глубинным источником является диалектика как единство противоположных тенденций и их борьба.. Это главное достижение немецкой классической философии. На идеалистической основе диалектика здесь была разработана так основательно, что открыла перед человеческим мышлением доселе неизвестные сферы. Она внедряла принцип историзма как основу мышления и вела к весьма радикальным выводам. В границах этого интеллектуального течения была радикально переосмыслена трактовка познавательной деятельности. Если в предшествующей философии созерцательный субъект либо поглощается бытием как его элементом, либо отграничивается от бытия и противопоставляется ему, то немецкие философы XVIII – XIX вв. обосновали творческую активную природу познания, в котором субъект и объект тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему познавательного отношения, функционирование которой обусловлено социокультурными факторами. Так впервые разрабатывается идея практической обусловленности познания;

3)систематичность, основательность и завершенность, идеализм, рационализм и логицизм, преобладание гносеологической тематики – таковы основные черты немецкой классической философии.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 443 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...