Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Список тем для самостоятельного изучения. 1. Ценности человеческой жизни



1. Ценности человеческой жизни. Философское осмысление проблем жизни, любви, смерти.

2. Мораль как предмет философского анализа. Основные понятия и проблемы этики.

3. Искусство как предмет философского анализа. Основные понятия и проблемы эстетики и философии искусства.

4. Глобальные проблемы и противоречия современной цивилизации.

5. Язык как предмет философского анализа. Основные задачи философии языка.

6. Наука и её место в культуре. Соотношение науки, философии и религии.

7. Философия науки Т. Куна (основные идеи).

8. Понятие Вселенной. Космологические модели Вселенной: философский анализ.

9. Модели эволюции Вселенной: философский анализ.

10. Философское значение эволюционных идей.

11. Проблема происхождения человека: философский анализ.

12. Структура человеческой психики: философский анализ.

13. Сознание и бессознательное. Философское значение психоанализа З. Фрейда.

14. Философские проблемы экологии и перспективы жизни на Земле.

15. Техника как предмет философского анализа. Основные проблемы философии техники.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Проблема возникновения философии. Первые греческие философы о природе. Философия милетской школы, диалектика Гераклита Эфесского.

2. Пифагор и пифагорейцы: наука, религия, философия. Место пифагореизма в культуре.

3. Элейская школа об истинном бытии и чувственном мире. Значение и оценка апорий Зенона Элейского.

4. Атомистическое учение Демокрита. Историческое место атомизма.

5. Древнегреческая софистика и нравственная философия Сократа: общее и особенное.

6. Философия Платона.

7. Философия Аристотеля.

8. Философия эпохи эллинизма.

9. Христианская философия периода патристики. Философия Августина.

10. Христианская философия периода схоластики: спор об универсалиях. Философия Фомы Аквинского.

11. Антропоцентризм итальянских гуманистов XIV-XV вв.: гуманизм против схоластики.

12. Натурфилософия эпохи Возрождения: пантеизм Н.Кузанского и Дж.Бруно.

13. Философия Ф.Бэкона.

14. Основные положения и эволюция английского эмпиризма: философия Гоббса, Локка, Юма, Беркли.

15. Основные положения и эволюция рационалистической метафизики XVII века: философия Декарта, Спинозы, Лейбница.

16. Философия французского Просвещения.

17. Философия Канта.

18. Философия Гегеля.

19. Основные положения философии марксизма.

20. Основные положения философии жизни.

21. Основные положения философии экзистенциализма.

22. Философия истории в России: славянофильство и западничество.

23. Философия всеединства В.Соловьева.

24. Философия свободы Н.Бердяева.

25. Русский космизм.

26. Предмет и назначение философии. Мировоззрение и философия.

27. Онтология как учение о бытии.

28. Философское учение о материи.

29. Философское учение о пространстве и времени.

30. Философское учение о развитии.

31. Философское учение о сознании.

32. Философское учение о бессознательном. Сознание и бессознательное.

33. Познание как предмет философского анализа.

34. Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное в познании.

35. Философское учение об истине.

36. Сущность и особенности научного познания.

37. Эмпирический уровень научного познания.

38. Теоретический уровень научного познания.

39. Научное и ненаучное знание.

40. Общество как предмет философского исследования.

41. Общество и природа. Экологические проблемы.

42. Философия истории: формационный и цивилизационный подходы.

43. Национальное самосознание.

44. Русское национальное сознание в истории.

45. Образ человека в истории культуры.

46. Биосоциальная природа человека.

47. Свобода и творчество как условия становления человеческой сущности.

48. Учение о душе. Дух, душа, духовность.

49. Культура как предмет философского осмысления. Культура и цивилизация.

50. Понятие и природа ценностей. Роль ценностей в культуре.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины возникновения философии?

2. Почему современная философия постоянно возвращается к вопросам, поставленным древними философами?

3. Человек – главная проблема философии. Возможно ли «окончательное» разрешение этой проблемы? Попытайтесь обосновать свой ответ.

4. «Что значит знать, вот, друг мой, в чем вопрос». Попробуйте ответить на этот вопрос Фауста.

5. Б. Рассел назвал философию «ничейной землей между теологией и наукой», открытой для «атак с обеих сторон». Какие представления о природе философского знания лежат в основе этого сравнения?

6. Б. Рассел: философия способна “учить тому, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованным нерешительностью”. Как можно было бы определить такую функцию философии?

7. Философы-экзистенциалисты говорят, что «существование человека предшествует его сущности». Означает ли это, что сущность человека может быть выведена из условий его существования?

8. К. Маркс: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Как соотносятся между собой эти функции философии?

9. Почему математика была образцом рационального знания для философов-рационалистов XVII- XVIII веков?

10. «Гипотез не измышляю», - писал И. Ньютон, будучи в то же время создателем фундаментальных физических гипотез. Не противоречил ли великий физик самому себе?

11. Почему Ф. Шеллинг считал, что именно натурфилософия должна указывать перспективы метода эмпирической науке?

12. В чем состояла материалистическая интерпретация диалектики Гегеля Марксом и Энгельсом?

13. «Критический рационализм» провозглашает универсальность критицизма в сфере рационального знания. Само это требование также является рациональным. Следовательно, оно может и должно быть подвергнуто критике. Как избежать логического круга в этом рассуждении?

14. Кризис рационализма – тупик или новая перспектива культуры?

15. И. Ньютон говорил: “Физика, бойся метафизики!”. Почему развитие науки вступает в конфликт с догматической метафизикой?

16. К. Поппер считал, что к проблеме «демаркации» между наукой и метафизикой сводятся все проблемы теории познания. Попробуйте обосновать это положение или подвергнуть его критике.

17. В каком смысле «критическая философия» Канта, разрушившая догматическую метафизику, сама является метафизикой?

18. Метафизика всегда возрождалась после ее очередного разрушения. В чем причина ее «бессмертия»?

19. Категории времени в философии Аристотеля и в философии Канта: сравните их мировоззренческий и методологический смыслы.

20. Философские и общенаучные категории: сравните их по степени общности.

21. Категория «свободы»: характеризует она субъективное состояние человека или имеет онтологический смысл?

22. Объясните методологическую роль философских категорий по отношению к фундаментальной науке (на материале физики, биологии, социологии или др. наук).

23. Одни философы говорят о «развитии» человеческого знания, другие предпочитают говорить о его «росте». В чем различие этих взглядов?

24. Применима ли категория «развитие» к «миру в целом»?

25. Человек своей деятельностью участвует во многих значимых процессах на Земле. Означает ли это, что человеческая деятельность является фактором развития этих процессов?

26. Развитие и прогресс. Сравните эти понятия. Возможно ли «регрессивное развитие»?

27. История и детерминизм. Как связаны эти понятия?

28. Сравните понятия «трансцендентальный субъект» и «сущность человека».

29. К. Ясперс сказал, что «человек не делится на разум без остатка». С какой философской позицией спорит немецкий экзистенциалист?

30. Сравните понятия «объективность знания» и «интерсубъективность знания». В чем мировоззренческое и методологическое различие этих понятий?

31. Наука оперирует «идеальными объектами», которые не имеют реальных «референтов» (идеальный газ, материальная точка и т.п.). Не подрывает ли это претензий науки на объективное знание?

32. Ж. Бодрийар говорит о том, что современный человек «симулирует» свою подлинность, поскольку никакой подлинности у человека нет. В чем же смысл такой «симуляции»?

33. Классическая теория истины (Аристотель) утверждает, что истина знания состоит в его соответствии с реальностью. Что означает это «соответствие» и как оно может быть установлено?

34. Р. Декарт был уверен, что «ясность» и «очевидность» являются несомненными признаками истины. Какую мировоззренческую позицию выражает такая уверенность?

35. Согласно К. Попперу, ученый в своих исследованиях стремится к истине, но с достоверностью обнаруживает только свои заблуждения. Что же побуждает ученого стремиться к недостижимому?

36. Прагматизм утверждает, что понятие «истины» методологически бессодержательно и должно быть замещено понятием «полезности». К каким мировоззренческим и методологическим следствиям приводит такое замещение?

37. Рациональность некоторой системы знаний можно определить, применив к ней определенные критерии рациональности (например, правила логики). А как определить рациональность самих этих критериев?

38. Возможна ли рациональная критика того, что само по себе не является рациональным (например, шизофренического бреда)?

39. Можно ли считать рациональным такое действие, которое способствует достижению нерациональной цели?

40. Как отличить рациональность мифа от рациональности науки?

41. Является ли решение «головоломок» творческим процессом?

42. Рациональность и интуиция. Совместимы ли эти понятия?

43. Чтобы понять тексты, принадлежащие прошедшей эпохе, необходимо понимать эту эпоху, которую нельзя понять, не понимая ее тексты. Как разорвать этот «герменевтический круг»?

Литература





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...