Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Славянское освоение великого водораздела



Во второй половине I тыс. н.э. начался длительный процесс расселения славян на север и северо-восток Русской равнины. Они пришли на Валдайскую возвышенность вверх по Днепру и расселились в верховьях Западной Двины и Волги, Отсюда путь лежал по Ловати и Поле к оз. Ильмень. Так территория Тверского края, населённого балтами и финнами, включалась в славянский культурный мир и славянскую историю.

Расселение проходило в течение несколько столетий. Семейные и родовые общины славян, имевшие давние навыки земледелия, искали свободные площади для посевов. Тверские земли не были плодородны, а значит, требовалось часто менять угодья. Леса выжигали и раскорчёвывали под пашню. Такой способ хозяйствования называют подсечно-огневым земледелием. Сеяли прямо в золу — весной ячмень, лён, горох, пшеницу, просо, а осенью рожь и пшеницу. Подсеку можно несколько раз возделывать без удобрений, она даёт довольно высокий урожай. Когда земля истощалась, её забрасывали, а через 10-20 лет возвращались, повторяя процедуру вырубания и выжигания. Термины подсечно-огневого земледелия дали названия многим ныне существующим тверским деревням: Дор(от «драть»), Присеки (от «сечь»), Теребени (от «теребить»), Гар, Жар, Палиха, Пожоги и др.

Повсеместно осваивалось производство железа и кузнечное дело. Заметно улучшилось изготовление домашней утвари, инструментов и приспособлений, плетение и ткачество.

Письменных свидетельств о путях расселения славян по территории водораздела нет. Основные источники, по которьм археологи восстанавливают содержание этой эпохи — курганны, могильники и остатки поселений. Устные предания и истори языка дополняют наши знания о жизни предков.

В освоении Тверского края участвовали два больших славянских племенных союза — кривичи и словене.

Кривичи, включившие в свой состав часть балтов, расселились на обширных пространствах в верховьях Немана, Западной Двины и Днепра. По Волге они дошли до её костромского течения, освоив и северную часть Волго-Окского междуречья.

Будучи язычниками, кривичи хоронили умерших сородичей обычно под курганными насыпями. У них был особый вид усыпальниц — длинные курганы. Эти валообразные насыпи высотой около полутора метров до сих пор сохранились в значительном количестве в верховьях Западной Двины и Волги. Мест так для кургана выжигалось и расчищалось. Покойного сжигали на разведённом неподалёку погребальном костре, а обожжён ныв кости помещали в ямку или в лепной глиняный сосуд.
Таковы могильники у с. Березовский Рядок На оз. Селигер, у д. Федово к северу от Вышнего Волочка, у д. Подол под Болологим. Над захоронением сооружали насыпь, которая удлинялась с каждым новым погребением. Поскольку украшения, ножи, шилья и другие предметы погребального инвентаря сильно обожжены, сохранность их очень плохая. С IX в. длинные курганы сменялись у кривичей округлыми насыпями небольших и средних размеров со следами сожжений.

Кривичи продвинулись в Тверское Поволжье, в основном не ранее XI в., что подтверждается обилием могильников
с округлыми курганами. Часть их раскопана археологами у дд. Избрижье и Дуденёво близ Твери, уд. Загорье под Конаковом, у д. Плешково в Кимрском районе.

в конце 1 тыс. н.э. с северо-запада по Ловати, Поле, Мсте,
Мологе в северной части Верхневолжья расселился ещё один славянский племенной союз — словене новгородские (ильменские). Если кривичи вступали в контакты с балтами, то словене в верховьях Мсты и на левых волжских притоках встретились с весью, финским племенным союзом. Нестор-летописец, автор «Повести временных лет», упоминает о веси в районе Белого озера, но эти племена расселились вплоть до Бежецкого Верха
Валдайского Поозерья. В Тверском и Кимрском Поволжье
кривичи и, отчасти, словене стали соседствовать с финноязычной мерей — народом, проживавшим здесь с глубокой древности. Постепенно славяне растворили финнов в своей среде.

Словене сооружали особые погребальные памятники — сопки. Это высокие, до 5-7 м, насыпи с крутыми склонами и уплощенными вершинами. В их основании нередко выложены круги довольно крупных камней. Все захоронения в сопках совершены по обряду сожжения. В отличие от длинных курганов кривичей, погребения здесь расположены одно над другим.

Словене, как и кривичи, сжигали умерших вне курганов, а остатки сожжения помещали в насыпи в урнах или ямках. Сопок в Тверской области немного: видимо, в УП-1Х вв., когда они соору жались, движение словен с берегов оз. Ильмень не было ещё таким массовым, каким оно стало в Х-Х1 вв.

Поселения славян представлены двумя видами: неукреплёнными селищами и укреплёнными городищами. Часто они рас- полагались по соседству, поскольку жилые площадки городищ невелики и тесны. Поселки строили, в основном, по берегам крупных рек и озёр. Плодородная почва долин стала основой земледелия в наших краях. Осваивая территорию, славяне находили пригодные для посевов земли также и вдали от больших водоёмов. Постепенно они приобрели знания обо всём Тверском крае: о реках и озёрах, почвах, растительности, животном
мире. Повсюду отмечены следы соседства, совместного проживания славян с балтами и финнами на селищах и городищах.

Можно говорить о мирной славянизации местного населения. Это подтверждено раскопками селищ на оз. Иловец в Лес- ном районе и у с. Еськи в Бежецком районе, городищ Орлов Городок в Молоковском районе и Варварина Гора в Фировском районе. С объединением племен новые укрепления строились, главным образом, в пограничных городках. Некоторые из них стали первыми городами Тверского края. В землях
кривичей это Торопец и Белый. Малое городище у оз. Соломено
на окраине современного Торопца даёт свидетельства развитой городской жизни уже в начальную пору его истории. Первое письменное упоминание торопчанина, купца по имени Чернь,


относится к 1074 г. Сходную с торопецкими находками датировку имеют отдельные изделия с городища в Белом.

В землях, заселённых словенами, древнейшим центром
Тверского края был Торжок (Новый Торг) на р. Тверце. Раскопки позволяют говорить о возникновении здесь городского поселения в начале Х в.

§ 6. ФОРМИРОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

В Х-Х1 вв. славянское расселение в Тверском крае проходило
уже в условиях формирования Древнерусского государства
и его территории. Границы Ростовской земли на западе доходили до устья Медведицы и до Бежецкого Верха. Далее простирались владения Великого Новгорода. Верхнее Подвинье и часть Ржевского Поволжья вошли в государственную территорию Смоленского княжества. Границы между землями имели ещё довольно размытые очертания и не оставались неизменными.

В домонгольское время в Тверском крае не было самостоятельных земель и княжеств, кроме Торопецкого, выделившегося во второй половине XII в. из состава Смоленского княжества. Торопец располагался на важнейшем ответвлении знаменитого пути «из варяг в греки». Это определило его место в политической и хозяйственной истории Северо-Западной Руси. Первым
князем торопецким стал Мстислав Храбрый, впоследствии княживший в Смоленске и в Новгороде и укрепивший отношения Торопца с северо-западными русскими землями. Более четверти века княжил в Торопце его сын Мстислав Удалой, дед Александра Невского. Сам Александр Ярославич венчался с полоцкой княжной именно в Торопце. Не исключено, что он
владел в это время торопецкими волостями.

Археологическое изучение торопецких земель показывает большую плотность сельских поселений. Некоторые из них, судя по внешнему виду, были центрами округи. Торопецкие земли не миновать при передвижениях в любом направлении:

из Прибалтики на восток и в Новгород, из Смоленска на север, из Ростовской земли в Полоцк и далее на запад. Торговля, культурная и хозяйственная жизнь здесь были оживлённей, чем у живущих поодаль от речных перекрёстков соседей.

Само Верхневолжье приобрело черты государственной территории за счёт расселения из новгородских земель. Существовало не менее трёх путей проникновения сюда славян. Эти водные пути известны людям с глубокой древности.

Один из них шёл с Ильменя вверх по Поле до впадения в неё Щеберихи и далее по этому притоку до оз. Щебериха. Волок от озера приводил к Березовскому городищу на одно мённом плёсе оз. Селигер, сообщающегося с Волгой. Этот путь, называвшийся «серегерским», был непростым для преодоления, но использовался постоянно. По нему озёрный край и был освоен новгородскими словенами. С Селигера попадали на Волгу, двигаясь затем вниз по ней до Ржева, устья Тверды и далее.

Водный путь по Мете был короче, но опаснее из-за больших п орогов; чаще приходилось идти по берегу. Зато, перейдя через неширокий волок на истоки Тверцы, удавалось быстро и беспрепятственно спуститься до её устья и выйти к границам Ростовской земли.

Третий путь являлся вариантом второго: с верховий Мсты
не сложно попасть на Бежецкий Верх, двигаясь вниз по Волчине, а затем вверх или вниз по Мологе. Перейдя с верховий Волчины или Тверцы на Медведицу, сплавившись по ней до Волги и поднявшись по Нерли до Переяславля, попадали в центральные районы Ростовской земли.

Все эти пути имели множество ответвлений по небольшим
речкам, образующим в Верхневолжье густую сеть. Так обеспечивалось быстрое хозяйственное освоение бассейнов Тверцы, Медведицы и Мологи, волжского побережья.

На границах земель и на перекрёстках водных путей иногда
ставили памятные каменные кресты. Один из них был остановлен в 10 км от истока Волги, в месте её впадения в большое оз. Стерж, недалеко от водораздела с Полой. На одной стороне креста выбита надпись: «6641 /II 33 г./ месяца июля в 14 день почахъ рыти реку сю язь Иванко ПавлоЬиць и крест съ поставихъ». После смерти посадника Иванка соединение Волги с Полой осталось незавершённым.

По водным путям в тверские земли и южнее шли различные товары из Новгорода, а навстречу везли зерно из Ростовскойз емли, со Средней Волги, сырьё и продукты из Верхневолжья. Районами активного земледельческого освоения стали земли по Тьме в Старицком Поволжье; бассейн Осуги, самого крупного притока Тверцы; берега Мологи в районе Бежецких озёр.

В древнейшей русской жалованной грамоте, данной киевским князем Мстиславом Великим новгородскому Юрьеву монастырю в ИЗО г. на владение землями и селениями на них, упомянута волость Буйце. Удалось точно определить её местонахождение. Волость занимала часть Андреапольского района на правобережье Волкоты, по берегам озер Бросно и Бойно (прежнее его название —- Буйце), В этой местности найдено несколько значительных городищ, селищ и курганных могильников. Плотность их расположения и материалы, полученные при раскопках, показывают значительную оживлённость хозяйственной и социальной жизни в этой части новгородскосмоленского порубежья в ХП-ХШ вв.

Смоляне, рано появившиеся в верховьях Волги и основавшие
здесь несколько городков, в том числе Хотшин (ныне д. Хотошино Селижаровского района), соперничали с Новгородом. Временами противостояние сменялось союзами, поскольку на востоке у них был общий противник — сильное Ростово-Суздальское княжество. Борьба новгородцев с суздальцами и определила судьбу края а середине XII - первой трети XIII вв.

Поход новгородцев на ростовские земли в 1134 г. вызвал активность в Верхневолжье ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого. Шаг за шагом он укреплял здесь свои '.позиции, основывая городки-крепости и размещая в них гарнизоны. Крепости строились в ключевых местах — в устьях волжских притоков. Основанный Юрием в 1134 г. Кснятин (на территории нынешнего Калязинскго района) перекрыл для новгородцев устье Нерли, то есть дорогу на Переяславль и Ростов, а также путь вниз по самой Волге. Суздальцы держали под контролем и низовья Медведицы. В результате новгородцы ока-
зались почти полностью отрезаны от прямого выхода на Волгу.

В 1147 г. Юрий начал войну с Новгородом и захватил Торжок и земли по Мете, взимая с них дань в течение трёх лет. Вероятно, к этому времени Поволжье было ростовским уже вплоть до устья Тверцы. Под 1149 г. летопись сообщает о походе киевского и смоленского князей на суздальцев. Поход был успешным: объединённое войско захватило все городки по Волге,
вплоть до Ярославля. В числе этих городков могли быть Дубна,
Шоша и Тверь в устьях одноимённых притоков Волги, но
прямых указаний на их основание нет.

Преемники Юрия, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, продолжили борьбу за Верхневолжье, не давая возможности усиливаться здесь своим соперникам. Борьба продолжалась. В 1180 г. киевский князь Святослав организовал большой поход на Всеволода. «На Волзъ устье Тъхвери» он соеДинился с войсками новгородского князя Владимира, своего
сына. «Тмверь» в данном сообщении — название реки (ныне
дверца), но учёные допускают, что это одновременно и косвенное упоминание города. Разорив земли по Волге, Святослав встретил противника и отступил без боя. В результате этой борьбы к концу XII в. влияние владимиро-суздальских князей расширилось на запад до устья Вазузы, то есть дальше, чем когда-либо прежде. Они наложили дань на новгородские
города Торжок и Волок Ламский.

Первое достоверное летописное упоминание Твери относится к 1209 г. в рассказе о несостоявшемся походе Всеволода на Новгород. Постепенно Тверь становилась центром новых владений владимирских князей на западе. Раскопки в городском кремле дают отдельные находки конца XII — начала XIII вв.

С кончиной Всеволода Большое Гнездо Владимирское княхество стало дробиться. Так, Тверское Поволжье вошло в состав переяславских земель, чей князь Ярослав Всеволодович с пе ременным успехом вёл борьбу с Новгородом. В 1216 г. Ярослав захватил Новый Торг, организовав хлебную блокаду страдающего от голода Новгорода. Отчаявшихся новгородцев выручил торопецкий князь Мстислав Удалой. В описании его похода впервые упоминаются подвластный ему Ржев и захваченный у переяславцев Зубцов. Мстислав сумел одержать решительную победу над объединённым владимирским войском. Но это событие было лишь ярким эпизодом, не изменившим общей
политической картины. Перед лицом немецко-шведской угрозы новгородцы вскоре вернули Ярослава на свой княжеский престол.

События на северо-востоке Верхневолжья были более мирными. Административная и хозяйственная политика Новгорода верховьях Мологи и Меты привела к образованию крупных сельских поселений — погостов и к интенсивному земледельческому освоению края. В новгородской берестяной грамоте, датированной 1229 г., впервые упоминается Городецко, прешественник Бежецка. Учёные считают, что он мог возникнуть в начале 2-го тыс. н.э. Этот и другие городки по Мологе стали центрами большой юго-восточной новгородской провинции.

Есть основания рассматривать некоторые городища XII-
XIII вв. в бассейнах Волги, Западной Двины и Меты как складывающиеся города. Каждый из них являлся административным, религиозным, торговым и ремесленным центром обширной территории.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 646 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...