Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Около 3000 поселений каменного века нашли археологии на территории современной Тверской области



ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ
К ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

§ 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ

ЗАСЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО КРАЯ

Около 3000 поселений каменного века нашли археологии
на территории современной Тверской области. Её заселение
человеком стало возможным во время и после таяния валдайского ледника — с 10-го тыс. до н.э. или несколько ранее.

Юг и восток области были свободны ото льдов и прежде.
Вероятно, небольшие кратковременные поселения существовали неподалёку от ледовой кромки. Но найти их очень трудно н, потому что таявший ледник сильно изменил рельеф.

Отсчёт человеческой истории на Великом водоразделе ведется с финального палеолита — заключительного этапа древнего каменного века. К этому времени относятся поселения Подол 3 и Тёплый ручей 1 (Селижаровский район), Усть-Тудовка 1 (Ржевский район).

Более интенсивное заселение Тверского края началось в мезолите, среднем каменном веке. Его хронологические рамки охватывают 8-6 тыс. до н.э. В начале этой эпохи климат очень суровым, с тундровой растительностью и соответствующим ей животным миром. Немногочисленное население занималось, в основном, охотой на северного оленя. Постоянное повышение среднегодовых температур привело к тому, что эта территория полностью покрылась лесами. Впоследстви зона южной тайги стала даже замещаться широколиственными лесами. В таких условиях успешно развивалось охотничье хозяйство. Помимо зверя, добывали также боровую дичь и ] водоплавающих птиц, освоили рыболовство.

Систематическое изучение местного мезолита началось в 1950-е гг, когда археологи раскопали стоянку у д. Бутово в Старицком Поволжье. Она располагалась близ берега небольшого озерца, примыкавшего к Волге. Обитатели стоянки комплексное хозяйство. Орудия труда — наконечники стрел, резцы, скребки, ножи — изготовлены из пластин, сколотых с кусков кремня. Стоянка существовала в 7 тыс. до н.э.

От жилищ эпохи мезолита в песчаном грунте остаются едва
уловимые следы. На поселении у д. Соболеве в Кимрском районе в раскопе выявили овальное пятно, по цвету темнее культурного слоя. Его окружали камни и пересекали по всей длине столбовые ямки. Внутри пятна найдены два очага: маленький при входе и большой, с мощным кострищем, в дальнем конце жилища. Вот и всё, что сохранило время от наземного дома типа шалаша или чума.

На стоянке у д. Дмитровское близ Твери в 1970 г. впервые нашли обработанные кремни трапециевидной формы. Их использовали в качестве лезвий режущих орудий, гарпунов, наконечников стрел. В 1975-1976 гг. раскопали поселение мезолита у восточной окраины Твери, близ д. Иенево. Результаты этих работ получили европейское признание. Среди найденных
изделий — своеобразные наконечники стрел с боковой выемкой. Они обладали в полёте поворотным эффектом. Центр тяжести у них смещён, поэтому, попадая в добычу, наконечник разворачивался и наносил рваную рану, увеличивавшуюся при движении бегущего зверя. Обнаружено также несколько десятков трапециевидных наконечников. Поселение находилось
у протоки из древнего озерца в Волгу. Ныне озеро заболочено, но до сих пор остаётся пристанищем водоплавающих птиц. Их-то и добывали в мезолите с помощью лёгких луков, оснащённых такими наконечниками.

На Иеневской стоянке многие орудия труда изготовлены из
отщепов — осколков кремня разнообразных очертаний. Отщеповая техника позволяла мастеру изготовить орудие любой необходимой формы. Это техническая черта уже следующей исторической эпохи — нового каменного века. А классически строгие очертания ножевидных пластин всё-таки не допускали широкого разнообразия форм орудий: ведь в основе пластины всегда длинный и узкий прямоугольник.

В результате иеневцы смогли приспособиться к изменяющимся природным условиям и к нехватке высококачественного кремня на Волге ниже Старицы.

Стоянка у д. Иенево оказалась не единственной с таким
набором орудий и с такой техникой их обработки. Впоследствии были найдены десятки похожих, хотя и не столь ярких поселений, в основном, на берегах Волги — от Зубцова до Мро славского Поволжья включительно. В Тверской области это стоянки у д. Горбуново под Зубцовом, на ручье Журавец и у д. Култино в Старицком Поволжье, группа стоянок у д. Старая Константиновка на восточной окраине Твери, у д. Титове под Кимрами, у д. Авсергово близ Калязина. Схожие поселения
открыты на Вазузе, на Средней Мологе, в соседних с Тверской
областях центра России.

Археологи пришли к выводу, что эти стоянки оставлены
двумя общностями разного происхождения. По самым типичным поселениям археологические культуры получили названия «бутовская» и «иеневская». Бутовцы — потомки того населения, которое жило в приледниковой полосе, то есть в верховьях Днепра, на Оке и в Ярославском Поволжье, ещё в конце палеолита. Иеневцы — пришлое население, продвинувшееся на водораздел с юго-запада. Среди находок на некоторых поселениях, например, у Старой Константиновки, есть изделия, типичные для той и другой культуры. Это показатель мирных контактов и совместного проживания.

Поселения мезолита носили, в основном, сезонный характер.
Их обитатели меняли промысловые лагеря с изменением условий охоты и рыболовства. Одно и то же место могло посещаться из года в год в определённый сезон. На поселении у д. Дмитровское найдено небольшое жилище типа полуземлянки, а также разнообразный набор охотничьего снаряжения. Учёные считают это поселение зимним. Напротив, стоянка у д. Култино — лагерь рыболовов весны — начала лета. Здесь полностью отсутствуют орудия охоты, но исключительно много кремнёвых
пластин, из которых делали ножи для разделки рыбы. На поселении у д. Иенево жили, скорее всего, осенью, во время перелётов птиц. При определении сезонности учёные учитывают высоту поселения над водой, особенности рельефа местности, условия жизни зверей, птиц и рыб, которых могли здесь добывать.

Другие культурные общности расселились в Ржевском Поволжье, на озёрах Валдайской возвышенности, в Верхнем Подвинье. Средний каменный век изучен там пока слабо и неравномерно. Стоянки под Ржевом — результат контактов населения Валдайской возвышенности, Тверского Поволжья и коллективов, продвинувшихся из Северо-Восточной Белоруссии вверх по Западной Двине. Запасы кремня, обильные здесь, способствовали оседлости населения. Общности людей разного происхождения, живя рядом и привыкая друг к другу, создавали новую культуру. Замкнутой она не была, поскольку занимала берега главной реки региона. Поселения располагались группами близ выходов кремня на поверхность. Запасы его здесь таковы, что в виде сырья, полуфабрикатов и готовых изделий он расходился из местных мастерских на многие сотни километров. Видимо, кремень обменивали на пушнину, вяленые и копчёные продукты, соль, янтарь.

Помимо Ржевско-Старицкого Поволжья, значительные запасы кремня имеются на Верхневолжских озёрах, на Селигере. Недавно тверскими археологами открыты мастерские и в бассейне Западной Двины — близ Андреаполя, Нелидова, Белого, в Жарковском районе.

Селигер и Верхневолжские озера были заселены,в мезолите довольно плотно. Имеются данные о поселениях среднего каменного века и восточное Селигера — под Бологим, Вышним Волочком и Удомлей.

Всего в Тверской области известно более 350 стоянок этой
эпохи, из них 62 — в Верхнем Подвинье. Но раскопаны там
лишь две: у д. Курово под Андреаполем иуд. Озёры в Жарковском районе. Заселение Подвинья шло, видимо, с запада, что подтверждается находками в Латвии, Беларуси, Псковской и Смоленской областях.

Главные надежды в изучении древнейшей истории Тверского
края археологи связывают с поисками и раскопками поселений на берегах древних озёр, ныне заболоченных и заторфованных. В таких отложениях хорошо сохраняются вещи, конструкции, отходы производства из дерева, кости, рога. Они значительно расширяют наши представления о мезолите, о культуре и быте древнейших жителей края.

§2. ТВЕРСКОЙ КРАЙ
В ЭПОХУ НЕОЛИТА

Около середины 5-го тыс. до н.э. на пространствах лесной и лесостепной зон Европы совершился переход от одной исторической эпохи к другой, от мезолита к неолиту. Этот процесс занял сотни лет, не все стороны жизни изменялись одновременно. Но из нашего времени события, происходившие тысячи лет назад, воспринимаются как резкая смена материалы
культуры. Что же составляет содержание перехода к неолиту?

С нарастающим повышением среднегодовых температур таёжные породы замещались дубом, липой, вязом. Промысловые значение стали иметь такие животные, как медведь, бобр, мелкие пушные звери, а также копытные: лось, кабан, благородный олень, косуля. Существенным подспорьем была охота
на птиц. В самостоятельную и даже ведущую отрасль хозяйства превратилось рыболовство, давшее человеку величаю завоевание — оседлость. Постоянное проживание на одном месте обеспечивалось регулярным продуктом — рыбой. Спокойное существование в местах, изобилующих добычей, привело к значительному росту населения.

Поселения переместились, в основном, на озёра. «Главное» поселение обычно располагалось у выхода реки или протоки из озера. На побережье могло быть значительное число поселений и кратковременных стоянок. Это зависело от размера водоёма, высоты берега, очертаний береговой линии, от вида почвы, от обилия рыбы и т.д. Конечно, больше всего стоя неолита на огромном озере Селигер.

Ещё недавно многие учёные называли лесной неолит «пережиточным», поскольку в степной зоне и к югу от неё Люди уже осваивали земледелие и скотоводство. Но справедлива ли такая оценка? Ведь рыболовческо-охотничье хозяйство лесной зоны обеспечило рост населения, расцвет техники обработки камня, кости, рога, дерева. Завершалось сплошное заселение обширных территорий. Устойчивыми были общественная
система и родоплеменные отношения. Сложное и глубокое содержание имела духовная культура. Это совсем не пережиточный, не тупиковый, путь развития. Он полностью соответствовал природным условиям края лесов, рек и озёр.

Именно начиная с неолита, Великий водораздел становился одним из центров взаимодействия европейских и азиатских культур.

В Тверской области открыто огромное число поселений неолита — более 2000. Территория Верхневолжья традиционно относилась археологами к области распространения льяловской неолитической культуры (по стоянке у д. Льялово Московской области). Для этой культуры, в частности, было типичным приготовление глиняной посуды, украшенной ямочно-гребенчатым орнаментом. Время существования льяловской культуры —
начала 3-го до первой трети 2-го тыс. до н.э. Таким образом выявился огромный разрыв между концом мезолита (начало 5-го тыс. до н.э.) и самыми ранними из льяловских поселений.

Но в столь благоприятных климатических условиях население не могло вдруг покинуть местность, богатую зверем и рыбой. Для территории Тверского Поволжья эта загадка была решена в 1972 г. раскопками поселения у д. Языкове в Кашинском районе. Оно занимало участок острова, отделённого берега узкой протокой. Здесь были настилы, свайные постройки и, вероятно, рыбацкие заколы, служившие и мостками на коренной берег. В нижней части культурного слоя на острове под толщей торфа найдены обломки толстостенных горшков, с накольчатым орнаментом, не встречавшиеся прежде. Вместе с ними археологи обнаружили скребки и резцы на ножевидных пластинах, рубящие орудия на отщепах и другие изделия типичные больше для мезолита. Сходные поселения были открыты тогда же в Ивановской и Ярославской областях.

Образцы торфа и дерева из этих раскопок датированы
физическими методами
5-4 тыс. до н.э. Разрыв между мезолтом и льяловской культурой оказался заполненным. За годы, прошедшие со времени открытия, поселения археологической культуры, получившей название верхневолжской, найдены всюду в области, включая Верхнее Подвинье.

Раскопки поселения у д. Языкове дали обширную коллекцию кремнёвых, сланцевых и костяных орудий труда и оружия: наконечников стрел, дротиков и копий, резцов, ножей, свёрл, пилок, топоров, тёсел, долот и т.д. Разнообразны обряды погребения в найденном здесь же могильнике. Помимо обычных захоронений, обнаружены костяки без черепов. Одному из
покойных на шею был положен крупный камень. На женском костяке в этом же погребении встречено ожерелье из нескольких десятков зубов животных: в центре — медвежий клык, по обе стороны от него располагались резцы бобра, лося, кабана, клыки и резцы волка, лисицы. Разнообразие обрядов отражало сложные представления о загробном мире.

В одном из детских погребений могильная яма оказалась насыщена охрой — буроватой краской минерального происхождения, символизировавшей, как и янтарь, огонь, тепло, жизнь, солнце. В погребении найдены две подвески: янтарная и яшмовая. Эти украшения показывают направления первобытного обмена и связей Великого водораздела с другими территориями. Янтарь имеет балтийское происхождение, а яшма добыта в одном из приуральских месторождений.

Поселения рыболовов и охотников неолита раскопаны Тверской области повсеместно: на Петровских озерах восточноеТвери, на Мологе под Бежецком, во всех уголках Валдайского Поозерья — от Лесного (стоянка Иловец) до Осташковского оси Пеновского районов (стоянки Синяя Гора и Остров Дубовец).

Особый культурный мир, связанный с Юго-Восточной Прибалтикой, представляет собой Верхнее Подвинье, где найдено свыше 600 поселений неолита. Плотность заселения берегов некоторых озёр удивительна: на оз. Охват более 100 стоянок каменного века; на небольших озёрах, через которые протекает речка Туросна в Жарковском районе,— около 160 поселений.

В середине 4-го тыс. до н.э. на водораздел с северо-восточных территорий пришли древние финны. Их передвижения связаны с климатическими изменениями. Финны оказались здесь на тысячи лет и оказали огромное влияние на этническую и хозяйственную историю края. В средние века растворились среди славян. Продвижение финнов на запад в основном, ограничивалось течением Волги от Селижарова до Зубцова, хотя отдельные их коллективы проникали и в Верхнее Подвинье. Там же расселились и прибалтийские финны продвинувшиеся с берегов Чудского и Псковского озер и побережья Финского залива.

В археологических материалах территории водораздела свидетельств враждебных отношений местного и пришлого населения: следов убийств — в погребениях, разрушенных конструкций — на поселениях, обособленного проживания. Напротив, представители культур, обитавших в 4-3 тыс. до н.э. на водоразделе, заимствовали друг у друга технические приемы и изобретения, орнаментацию керамики, типы украшений и
Этому способствовали смешанные браки, товарообмен, с местная добыча кремня.

Хотя поселения располагались, в основном, на озёрах, но в Ржевско-Старицком Поволжье на речных берегах продолжали действовать мастерские по обработке кремня, а при них основывались поселения. Мастерские обрели новую жизнь с возросшей потребностью в рубящих орудиях для строительства домов и изготовления лодок. Огромная мастерская у д. Дорки существовала, с перерывами, несколько тысячелетий. Сырье, как и прежде, расходилось едва ли не по всей лесной и даже лесостепной зоне в пределах Русской равнины.

В конце 3-го тыс. до н.э. эпоха камня в лесной Европе завершалась. Население стало испытывать временами нехватку добычи. Кремень даже в искусных руках мастеров исчерпал свои природные свойства. Развитие общества не могло и дальше на прежней сырьевой основе. Среди находок есть совершенные по тонкости обработки орудия труда и украшен но практического значения такая техника уже почти не имела. Стабильность существования сохранялась какое-то время за счёт изобилия рыбы в водоёмах, разумного потребления добычи и освоения не занятых прежде пространств.

В конце 3 - начале 2-го тыс. до н.э. на основе смешения вержневолхской и льяловской (древнеевропейской и древнефинской) культур сложилась волосовская культура (по поселению у д. Волосово Нижегородской области). На озёрах строились настоящие посёлки.

Используя преимущества проживания на Великом водоразделе, волосовцы очень многое переняли у ближних и дальних соседей. Они изобрели своеобразную пористую керамику, ускорявшую процесс приготовления пищи, освоили сложные и эффективные приёмы обработки кремня, технику пиления и сверления сланца. Рыбу добывали острогами, гарпунами,
сетями, вершами, использовали крючки, колотушки, пешни. На раскопанных поселениях найдено множество костей животных и птиц. Для волосовцев характерны культы лося и медведя — основных промысловых животных. В охоте использовалась собака, прирученная ещё в мезолите. Сооружались жилища двух типов: прямоугольные столбовые дома, а также округлые, большие по площади землянки. Растительной пищи, собираемой в окрестностях поселения, хватало небольшому коллективу, поэтому о земледелии у волосовцев можно говорить лишь предположительно.

§§3-4. ТВЕРСКОЙ КРАЙ





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 283 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...