Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Парето и истолкование социологии как логико-эксперементальной науки



Вильфредо Парето

Вильфредо Парето (1848-1923) довольно поздно, будучи уже зрелым и широко известным специалистом в области политэкономии, обратился к социологии.

Скорее всего, его перестало устраивать рационалистическая концепция “экономического” человека.

На протяжении творческой жизни происходит эволюция его творческих взглядов: он отказывается от рационалистической модели человека, в соответствии с которой индивид сначала обдумывает свои действия сообразно поставленным целям, а затем совершает цепь поступков для их достижения.

Парето считает, что на самом деле происходит наоборот. Человек сначала совершает действия (под влиянием чувств и определенных интересов), а затем объясняет их, стремясь к правдоподобности и обоснованности собственных интерпретаций.

Но он не переходит с позиций рационализма на иррационалистические трактовки действия.

Он стремится усилить рационализм за счет “ультрарационализма”, включая в дискурс, в систему рассуждений не только логику, но и эксперимент и наблюдения для того, чтобы разоблачить иллюзии.

Общество – социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия.

Все элементы социальной системы взаимосвязаны и взаимозависимы на основе действия многофакторных влияний, что обеспечивает достижение равновесия в обществе.

Парето имел в виду, прежде всего механическое равновесие и механическую взаимосвязь элементов, что не позволило ему объяснить в полной мере особенности формирования общества как определенной целостности на основе выделения доминантных социальных факторов его изменения и эволюции.

Эволюция и равновесие, связанные между собой, имеют маятниковый и циклический характер.

Парето наиболее детально проанализировал такую систему как экономика.

Экономическая подсистема включает в себя в качестве основных элементов индивидов, ставящих конкретные экономические цели и действующих на основании экономических потребностей и интересов, в основе которых лежат определенные чувства людей.

Общество – система взаимодействия людей, где каждый индивид осуществляет действие, наблюдаемое извне. Объективной основой этого действия социолог считает психическое состояние, так как оно дано человеку изначально, независимо от его желания, чувств, эмоций.

Подлинное социологическое исследование должно быть связано с выявлением и изучением психических установок и психического склада людей, определяющих подавляющее большинство их действий и взаимодействий.

Таким образом, любое конкретное общество, рассматривается как динамическая социальная система, вне зависимости от ее социально-экономической “начинки”.

Основная особенность социологии Парето – приоритет, отданный чувствам и иррациональной психической жизни перед социальными факторами общественной и индивидуальной деятельности.

В качестве основных факторов выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Действия имеют как логический, так и не логический характер.

Логические действия – предмет естественных наук, технологий, юриспруденции.

Предмет социологии – это нелогические действия, основанные на чувствах.

Социология должна показать людям нелогичность их поведения, поэтому она должна стать логико-экспериментальной наукой.

Логико-экспериментальный метод выступает как средство преодоления псевдонаучных теорий.

Особое место в работах занимает концепция элиты. В обществе существует социальная неоднородность (гетерогенность), определяемая неравенством индивидов (в физической, интеллектуальной, нравственной, психической сферах жизни). В результате все члены общества относятся либо к элите, либо к основному неэлитарному массиву населения.

В обществе все его члены относятся либо к элите, либо к остальному неэлитарному массиву населения.

Рисунок 1 – Элитные группы в обществе

Элита отличается от остального населения своими качествами:

· умением убеждать людей;

· опираться на человеческие чувства и эмоции;

· способностью применять при необходимости силу;

· умением использовать для достижения своих целей слабости людей.

Процесс обновления элиты происходит регулярно. Этот процесс Парето называет циркуляцией (круговоротом).

Циркуляция элиты – один из основных законов существования человеческого общества.

Каждой элите соответствует свой стиль правления, базирующийся на доминировании ключевых ее качеств. В результате выделяют разные типы правлений.

· умение убеждать – лисы (символ хитрости);

· действие силой – львы (сила, мужество, непримиримость).

В экономическом и финансовом плане:

· рантье – вкладчики, живущие на фиксированные доходы;

· спекулянты – бизнесмены, предприниматели, комбинаторы.

Смена властвующих элит является отражением процесса чередования экономических и политических циклов духовного производства.

Концепция элит В.Парето дала возможность исследовать механизмы власти с новых теоретических позиций, обращаясь к психологии человека и социальных групп.

Популярной была идея социолога о манипулировании сознанием групп людей с помощью идеологий, создаваемых правящими элитами и сокрытие подлинных их намерений.

Путь социологической теории Парето к признанию ми­ровой научной общественностью был более сложным. В 20-е гг. со­держание его «Трактата» было уже хорошо известно среди ученых, владевших французским или итальянским языком. Но всплеск интереса к социологическим идеям Парето произошел во второй половине 30-х. Однако во время второй мировой войны и в первые годы после нее возникли серьезные политико-идеологические препятствия для ознакомления со взглядами Парето: творчество итальянско­го ученого было подвергнуто остракизму в связи подозрениями в симпатиях к фашизму. Лишь по прошествии некоторого времени после окончания войны к теоретическим взглядам Парето стали относиться более объективно, и теперь ученый заслуженно счита­ется одним из классиков современной социологии.

Теория социального равновесия Парето и его теория общества оказали серьезное влияние на социологию XX в., прежде всего на методологию системного подхода к обществу и, в частности, на концепции структурно-функционального анализа. П. Сорокин и Т. Парсонса.

Значение социологического наследства Парето:

1. Сформулирована концепция социальной системы, базирующейся на динамическом равновесии элементов общества, ее составляющих (это положение явилось одним из основных для обоснования парадигмы структурно-функционального анализа).

2. Была создана теория элиты, своеобразно объясняющая социальную структуру общества, закономерности его политической жизни и изменений в ней.

3. Социологии как науке был придан критически-негативистский пафос, а ее основной функцией считалось не только утверждение нового, но и разоблачение социальных и политических намерений, поступков.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1408 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...