Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные проблемы социологии Эмиля Дюркгейма



Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог, основатель французской социологической школы, одним из самых известных пионеров в развитии социологии как самостоятельной науки, имеющей свои предметы исследования, свои методы и понятия.

Взгляды на новую науку Э.Дюркгейм изложил в своих основных работах: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии»(1895), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). В них он сформулировал социологическую концепцию, предложив свое видение предмета, метода новой науки, а также образцы применения собственных методов к изучению отдельных явлений социальной жизни (разделения труда, самоубийства, морали, религии).

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии Э.Дюркгейма, выступает «социологизм».

Социологизм – это философско-социологическая концепция, утверждающая первостепенное и исключительное значение социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды[8].

В «социологизме» Э.Дюркгейма рассматривают два аспекта: онтологический и методический. В основе первого аспекта лежит его теория общества – социальной реальности, которая получила в истории социологии название «социальный реализм». Данная концепция основана на ряде положений:

· Социальная реальность является частью универсального природного порядка, она столь же устойчива, основательна и «реальна» как биологическая, экономическая, психологическая, поэтому подобно им развивается по определенным законам.

· Общество – это реальность особого рода, которая не может быть сведена к другим наукам. Социальная реальность более богата, чем та реальность, которая воплощена в отдельных индивидах, она наделена особыми свойствами. Э.Дюркгейм подчеркивает, что общество состоит из отдельных индивидов, а коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, которые не являются простой суммой этих индивидов и их сознаний. По его мнению, эти сознания ассоциированы и скомбинированы определенным образом и превращены в «коллективное сознание». Он считал, что человек имеет две сущности, социальную и индивидуальную, которые сосуществуют, постоянно взаимодействуют и борются.

· Общество доминирует над индивидом, так как является более богатой реальностью, чем индивид, создает его и выступает источником всех высших ценностей. Противопоставление индивида и общества проходит через все творчество Э.Дюркгейма: «коллективное сознание» - «индивидуальное сознание», «коллективные факты» - «индивидуальные факты» и т.д.

Методологический аспект содержит ряд принципов:

· Э.Дюркгейм считал целью социологии является исследование причинно-следственных связей и закономерностей социальных феноменов. Социология должна применять естественно-научные методы. «Социальные факты» необходимо изучать как вещи.

· Признавая специфику социальной реальности, он считал, что социология не должна сводиться ни к одной из наук, а должна иметь свою специфическую методологию и понятийный аппарат. Основным методологическим принципом должно стать объяснение социальных фактов другими социальными фактами.

· Общество является высшей реальностью и доминирует над всеми остальными, в связи с этим социологический способ объяснения является единственно верным. Социология должна стать «системой, корпусом социальных наук». Она выступает не только как специфическая наука, но и как наука наук, призванная социологизировать самые различные отрасли знания: философию, историю, экономику, гносеологию и т.д.

Основным препятствием на пути становления социологии как самостоятельной науки Э.Дюркгейм считал психологический, биологический редукционизм и индивидуализм в социологии. Он стремился освободить социологию от влияния биологии и психологии, отделить социальную реальность от психологической и биологической.

Э.Дюркгейм утверждал, что у социологии должен быть свой предмет и свой метод. Предмет социологии, согласно ему, - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками:

- объективное существование по отношению к отдельным индивидам;

- принудительное воздействие на индивидов.

В своем труде «Метод социологии» он пишет о овеществлении социальных фактов. Социальные факты – проявление группового или массового сознания. Их воздействие на людей организовано сознательно и осуществляется через социальные институты (правовые, религиозные и т.д.). Все социальные факты Э.Дюркгейм делили на материальные (различные физические связи и зависимости, существующие в обществе) и духовные (религия, мораль, право и т.д.).

В своей работе «Правила социологического метода» он впервые дал четкое описание основных методов исследования общества и правил, которым необходимо следовать при анализе социальных фактов:

- правило наблюдения социальных фактов, которое предполагает, что наблюдать социальные факты надо извне, отдельно от исследователя, как объективную реальность и вещь.

- разделять нормальные и патологические социальные явления как необходимое условие получения объективных данных. Основным критерием нормы является степень распространенности и всеобщность данного явления, которые могут быть установлены посредством наблюдения.

- причины социальных фактов можно понять путем построения социальных типов или сегментации общества (по образу жизни, уровню жизни, качеству жизни и т.д.). Исследователь может понять причины дисфункции путем сегментарного анализа, т.е. выявления противоречия в каждом сегменте.

- объяснение социальных фактов надо начинать с разграничения причин и функций социальных явлений. При этом необходимо разделять причинный анализ (позволяет выявить зависимость социальных явлений от социальной среды) от функционального (позволяет установить соответствие между социальным фактом, институтом и определенной потребностью общества). Объяснение социальных фактов должно быть основано на структурно-функциональном анализе, который должен начинаться с установления причины социального факта и выполняемой ею функций.

- доказательство причинно-следственных связей социальных явлений должно производиться с использованием целой серии методов: исторического, сравнительного, экспериментального и т.д.

Таким образом, Э.Дюркгейм пытался доказать универсальность предмета и метода социологии. Он делил социологию на три раздела: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

Социальная морфология аналогично анатомии исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. Она изучает географические основы жизни народов в связи с их социальной организацией, плотность, объем народонаселения и распределение по территории.

Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя социологию религии, морали, юридическую, лингвистическую и эстетическую социологии.

Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы развития общества.

Главной идеей социологической концепции Э.Дюркгейма была идея общественной солидарности. Его интересовало то, как совокупность индивидов может составить общество и каковы связи, объединяющие людей друг с другом. В его работе «О разделении общественного труда» даны представления о том, как он понимал связь между общественными структурами и соответствующим им системами оценок. В качестве связующего звена между обществом и ценностными представлениями Э.Дюркгейм вводит понятие «солидарность» - как взаимодействие индивидуальных сознаний. Это взаимодействие создает систему общих ценностей и чувств – «коллективное сознание». Коллективность или коллективный дух — это то, что взаимосвязывает членов общности. Коллективное, или общее, сознание означает совокупность тех верований и чувств, которые разделяются средними членами системы. Существующие в общности нормы усвоены и осознаны, результатом чего является унификация социального поведения. Коллективное сознание базируется на существующих в обществе ценностях. Коллективность выражает нормативный характер общества. Согласно Э.Дюркгейму, все аспекты социальной структуры, в частности институты, базируются на нормативной системе общества. Итак, нормы представляют собой, по его мнению, ядро социальной действительности.

Он попытался ответить на вопрос: как влияет разделение труда на социальную солидарность людей в обществе? Э.Дюркгейм доказывал, что разделение труда обеспечивает социальную солидарность, это тот фактор, который создает и воссоздает единство общества. С возникновением разделения труда традиционные верования утрачивают былую силу и привлекательность. Разделения труда он рассматривает с точки зрения соотношения личности и общества. Отталкиваясь от идеи о двух типах обществ – традиционного и современного, Э.Дюркгейм выделяет два типа солидарности: механическую и органическую.

Механическая солидарность типична для традиционного, архаического общества, характерна для просто структурированных, сегментированных обществ, где индивиды весьма похожи друг на друга по своим представлениям, и по своей жизненной ситуации. В таком обществе наблюдаются слабые социальные связи моральная плотность. Основным механизмом социального контроля является принуждение, выражающееся в репрессивных санкциях, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

Органическая солидарность порождается разделением труда и присуща современным обществам. Характерна для обществ с развитой системой разделения труда, которое обуславливает различия в образе жизни и сознании, которые не оказывают разрушительного воздействия, так как люди зависят друг от друга именно в силу своей различности. В таком обществе относительно большой объем населения, относительно высокая материальная и моральная плотность. Создаются условия для развития личности, для индивидуальной инициативы и рефлексии. Основным механизмом социальной регуляции являются реститутивные (восстановительные) санкции. Индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами.

Переход от механической солидарности к органической Э.Дюркгейм считал не только историческим законом, но и главным показателем прогресса. Рассматривая солидарность как высшую моральную ценность, он признавал моральным и разделение труда.

Для Э.Дюркгейма общество – это, прежде всего, совокупность идей, убеждений, чувств, среди которых особое место занимает мораль. Каждое общество имеет свою систему морали, соответствующую его структуре.

Уделяя большое внимание изучению коллективных верований и идеалов, он большую роль отводил и религии, пытался создать универсальную религию для всех обществ. В своей работе «Элементарные формы общественной жизни» Э.Дюркгейм попытался доказать, что религия есть творение общества, поэтому каждый тип общества развивает свою собственную форму религии. По его мнению, религия является формой мышления и познания общества. В религии и через нее люди почитают свое собственное общество. Он пытался из всех мировых религий вычленить некое синтетическое начало, которое можно было конструировать как универсальную религию. Однако, создать универсальную религию ему не удалось.

Э.Дюркгейм считал, что любые духовные преобразования в обществе должны соотноситься с социальными позициями их носителей, а любое социальное изменение должно учитывать, что оно по-разному воспринимается людьми, в зависимости от того, как задеваются их интересы.

Таким образом, доказывая научную обоснованность и функциональность своих теоретических и методологических подходов к анализу общества Э.Дюркгейм показал пример их использования при изучении конкретных социальных фактов (религия, мораль, самоубийство). Он был одним из основоположников структурного функционализма, создателем многих отраслевых социологий (социологии девиантного поведения, теории социальной дифференциации, социологии религии и т.д.). Э.Дюркгейм был основателем и редактором одного из первых в мире социологических журналов – «Социологического ежегодника».





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 2278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...