Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социологическое учение К. Маркса



Знаменитым и влиятельным мыслителем XIX века является Карл Маркс (1818-1883). К.Маркс родился в Германии в семье юриста. На его деятельность оказали влияние не только экономические и политические условия Германии, но и германская идеалистическая школа, в частности Г.Гегель, французский социализм и английская экономика, а также дружба с Фридрихом Энгельсом, которая началась в 1844 году и продолжалась всю жизнь.

Социологические воззрения К.Маркса содержатся в совместных трудах с Ф.Энгельсом таких как «К критике политэкономии. Предисловие» (1859), «Гражданская война во Франции» (1871), «Капитал»(1885-1894), а также в личных письмах.

К.Маркс был знаком с идеями О.Конта и в целом относился к ним отрицательно.

Социология К.Маркса - это научный анализ капиталистического общества.

Если социальный анализ О. Конта и Г. Спенсера был построен в поисках причин общественных потрясений конца XVIII - начала X вв. в противоречиях между уходящим феодальным обществом и рождающимся индустриальным обществом, то анализ К. Маркса был основан на поисках внутренних причин кризиса общества, изучении и объяснении противоречий, присущих самой капиталистической системе.

К. Маркс уделял большое внимание исследованию факторов, влияющих на развитие общества. Он разработал диалектико-материалистический метод анализа общества, его истории. Отстаивая тающую роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, К. Маркс считал, что не духовные факторы (идеи, уче­та) определяют развитие общества, а материальные, прежде всего экономические, факторы.

К. Маркс доказывал, что основу любого общества составляет способ производства и обмен его продуктов. Способ производства как совокупность производительных сил и производственных отношений составляет экономическую основу общества и обусловливает духовные процессы в нем. К. Маркс пытался доказать, что в основе социальных кризисов лежат противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Исходным пунктом познания общества он считал изучение состояния производительных сил и материальных отношений между людьми, а не интерпретацию способа мышления или выяснение состояния человеческого разума.

Анализ производственных отношений между людьми дал возможность К. Марксу подметить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием «общественно-экономическая формация».

К. Маркс разработал теорию общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно историческая форма бытия общества, специфический способ взаимодействия основных социальных структур (экономической, политической, социально и идеологической).

В истории человечества К. Маркс выделял пять общественно-исторических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

В социологии марксизма большое место уделено проблемам становления и развития различных общественно-экономических формаций. К. Маркс признавал закономерный характер этих процессов. Он считал, что функционирование и развитие общественно- экономических формаций характеризуется действием двух видов законов: генетических и структурных. Генетические законы и закономерности связаны с развитием социальной системы в целом, а структурные - относятся к функционированию его различных подсистем (экокомической, политической, духовной).

Одним из законов развития общества К. Маркс считал смену общественно-экономических формаций. Он писал, что на известной ступени общественного развития материальные силы общества вступают в противоречие с существующими производственными отношениями, тогда возникает конфликт, наступает кризис общества и эпоха социальных революций.

Анализируя конкретное капиталистическое общество XIX в., он объясняет наблюдаемые в нем кризисы и потрясения антагонизмом между буржуазными производственными отношениями и старыми производительными силами. Разрешение данного противоречия он видит в уничтожении частной собственности, которая становится препятствием на пути прогресса и может быть устранена только в результате социальной революции.

Серьезные трансформации в частной собственности и самого капиталистического общества заставили К. Маркса в последние годы своей жизни искать альтернативные варианты. Одним из механизмов уничтожения частной собственности он стал рассматривать акционирование. Образование акционерных обществ, по мнению К. Маркса, позволит превратить частный капитал в капитал непосредственно ассоциированных индивидов, правительственные предприятия сделать общественными, превратить капиталиста в управляющего и т.д.

В марксистской социологической теории дан анализ социальной структуры общества. К. Маркс отмечал классовый характер общества. В любом обществе люди принадлежат к определенным классам и социальным группам, занимающим разное место на социальной лестнице. Разделение индивидов на классы происходит по признакам владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения.

В основе деления общества на классы лежит неравенство и, прежде всего экономическое, а это означает, что класс собственников на средства производства находится в более выгодном положении, чем остальные и присваивает себе часть результатов труда других классов. Он занимает более высокую ступень на социальной лестнице и пользуется большими правами и привилегиями.

К. Маркс рассматривал классы как изменяющиеся компоненты на каждой стадии развития человечества выделял основные и неосновные классы. Основными классами рабовладельческого общества были рабовладельцы и рабы, феодального - землевладельцы и крестьяне, индустриального - буржуазия и пролетариат. В рамках каждой формации существуют и промежуточные социальные слои и группы, например, ремесленники, крестьяне в капиталистическом обществе.

К. Маркс считал, что в основе развития общества лежит закон классовой борьбы, которая является движущей силой его развития. Всe изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на постоянном конфликте и борьбе между имущими и неимущими.

К. Маркс является одним из предшественников теории социального конфликта. Он всесторонне обосновал механизмы возникновения и развития социальных конфликтов. Особое внимание он уделял классовым конфликтам, вызванным социальным неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. К. Маркс считал, что конфликты в обществе можно преодолеть путем классовой борьбы, которая позволит реализовать идеи равенства и социальной справедливости. С уничтожением классов исчезнут социальные конфликты, считал К. Маркс.

В последних работах К. Маркса прослеживается некоторое изменение его взглядов на классовую борьбу как способ преодоления социальных конфликтов. Он писал, что революционную борьбу трудно регулировать, а ее конечные результаты зачастую оказываются мало похожими на декларируемые цели. Однако эволюция взгляда К. Маркса на данную проблему мало изучена.

К. Маркс был одним из основоположников политической социологии. В своих работах он постоянно подчеркивает диалектическое единство гражданского общества и государства. При этом гражданское общество он считает решающим элементом, а государство, политический строй - подчиненным. Свобода, по К. Марксу, состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган всецело ему подчиненный.

Он отмечал, что государство никогда не дарит свободу, она есть там, где есть гражданское общество, способное диктовать свою волю государству. К. Маркс считал, что государство должно быть отделено от экономически господствующего класса, оно должно делить или yступать целиком политическую власть. Позже, когда стала наблюдаться тенденция отделения экономически господствующего класса (буржуазии) от государства, речь начинает идти о «переделывании» административно-бюрократического централизованного аппарата, прежде чем и использовать в целях общества.

В марксистской социологии особое внимание привлекает идея «отмирания» пролетарского государства. Под этим лозунгом cpaзу после Октябрьской революции была развернута тотальная борьба с бюрократизмом, а по существу, с профессиональным государственным управлением, ради «высшего демократизма» - поголовного участия населения в управлении государством. Идея отмирания государства постоянно корректировалась К. Марксом. На основе анализа революционного опыта Парижской Коммуны он осознает многие отрицательные стороны провозглашаемой им диктатуры пролетариата и приходит к выводу о том, что насилие одних людей над другими в конечном счете оборачивается несвободой для всех.

К. Маркс отмечал, что рабочий класс должен вести борьбу «наиболее рациональным и гуманным путем», а революционно-политические организации рабочего класса могут существовать лишь ограниченный исторический период, после чего они должны «преобразовываться в своих собственных интересах и в интересах человечества».

К. Маркс в последних работах писал о необходимости отмирания классовой природы государства, а не самого государства. Оно должно быть не только инструментом экономически господствующего класса, но и необходимым механизмом решения важнейших общественных проблем, в которых право, а не революционная целесообразность играет решающую роль.

Большой интерес для социологии представляет эмпирическая база теоретических выводов К. Маркса, а также методы, с помощью которых собирались материалы для их научных трудов. С точки зрения методологии, они, подобно позитивистам, считали возможным использовать естественнонаучные методы в анализе общественных явлений. Более того, они использовали в своей научной работе анализ документов (статистические материалы, прессу, письма, заводские книги и т.д.), наблюдения, сравнительно-исторический метод, опросы. Примером этому служат «Анкета для рабочих» К. Маркса (1880).

Изучая основные явления и процессы капиталистического общества, он большое внимание уделял анализу условий труда и жизни рабочих. При сборе материалов старался получить достоверные, объективные данные с помощью опроса самих рабочих и личного наблюдения. Результаты исследования К. Маркса не сохранились, осталась только сама «Анкета для рабочих».

Таким образом, О.Конт и К. Маркс внесли значительный склад в превращение социальной теории в социологию. Их взгляды на развитие общества имеют как сходства, так и различия, сравнение подходов к социальному развитию общества:

Таблица 6 – Сравнение учений О. Конта и К. Маркса





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 4550 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...