Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поведенческая кинесиология Джона Даймонда



Если говорить очень кратко, д-р Даймонд подвергает испытуемых различным стимулирующим воздействиям и измеряет их мускульную силу, чтобы определить, как те влияют на тело. Он проверяет силу испытуемого, предлагая ему вытянуть руку в сторону, параллельно полу. Лаборант толкает руку вниз, чтобы выяснить, насколько она упруга и пружиниста. Испытуемый должен оказать ему сопротивление.

Читателю, незнакомому с ситуацией в США, надо иметь в виду, что там проводились и проводятся самые разнообразные исследования и эксперименты, иногда в самых неожиданных областях. Часто это выглядит весьма нелепо и странно с точки зрения серьезной науки. Описанные ниже результаты могут вызвать недоумение. Однако автор книги относится к ним с достаточной серьезностью. Потом условия теста меняют, что, по словам Даймонда, ослабляет тело. Например, лаборант кладет на макушку испытуемому кусок пластмассы или предлагает ему представить себе неприятную ситуацию. «Согласно Даймонду, испытуемый почти непременно уже не сможет сопротивляться нажиму».

Даймонд полагает, что многие из стимулирующих воздействий, которым мы подвергаемся каждый день, включая некоторые виды музыки, истощают наши силы и ухудшают нашу жизнь. Такую область исследований он называет «поведенческой кинесиологией». Что до музыки, он утверждает, что мускульная сила уменьшается приблизительно на две трети, когда включают музыку определенного ритма (так называемый «бит»). Ритм ударных, наносящий вред, — это такой ритм, который можно передать как «та-та-ТА» (в поэзии — анапест), противоположный вальсообразному «ТА-та-та». Хотя и не у всей современной музыки именно такой ритм, большей частью для нее характерен именно он. (В старой «рок-н-ролльной» музыке «Битлз», например, его не было, а в более современном роке, скажем «Южных ночах» Глена Кэмпбелла, он есть.) Песни, содержащие этот ритм, хорошо представлены в «лучшей десятке хитов» любой недели. Интересно, что, по мнению Даймонда, уровень громкости значения не имеет — ослабляющее действие очевидно при любой громкости. Стиль может быть тяжелым роком или мягким, и это не имеет значения. Предполагаемая проблема заключена в структуре ритма.

Очевидно, если эти доводы верны, то они просто разрушают все, что связано с современной христианской музыкой. Даже мягкая, приятная рок-музыка, которая нравится большинству взрослых, не избежит критики. Согласно этой теории, как бы ни были искренни музыканты и продюсеры, современная христианская музыка наносит вред множеству людей. При этом не имеет значения, насколько благочестивы музыканты или богословски правильны тексты песен. Не имеет значения и то, говорим ли мы о более тяжелом роке «Петры» или о более мягкой музыке Сэнди Пэтти, проблема — в самой музыке. Если д-р Даймонд прав, современная христианская музыка наносит людям вред или даже губит их. Но прав ли он?

Я внимательно изучил методы и выводы Даймонда и хотел бы донести до вас наблюдения, которые ставят под вопрос полученные им данные и выводы. Во-первых, тесты, которые он проводил, если они надежны и эффективны, имеют последствия, выходящие за рамки музыки, — последствия, которые большинство людей сочтет неприемлемыми. Если мы согласимся с выводами д-ра Даймонда в отношении рок-музыки, то, видимо, нам придется применять его уникальную и странную методику в других областях. Даймонд полагает, что мы слабеем не только из-за ритма рок-музыки, но и в других случаях: если читаем молча, потираем нос, слушаем что-либо по телефону, перенося время от времени трубку к другому уху, поднимаем груз обеими руками, смотрим на хмурое лицо, носим одежду из синтетического материала (полиэстер, акрил, нейлон) или слышим ноту «до». Если всерьез относиться к таким выводам, надо ввести гораздо больше ограничений, не только в музыке. Хотя все это само по себе не сводит на нет гипотезу Даймонда — может быть, указанные действия и факторы оказывают вредное влияние, о котором до сих пор мы не знали, — данные эти удивляют и побуждают внимательнее присмотреться ко всем его теориям.

Во-вторых, выводы д-ра Даймонда ослабляет практический опыт. В спортивно-оздоровительных центрах (например, тех, где борются с ожирением) обычно передают популярную музыку. Если Даймонд прав, люди внезапно ослабеют примерно на две трети, когда станут звучать песни с ритмом ударных. Человек, работающий на тренажере с 80-ю килограммами, внезапно уронил бы штангу, потому что мог бы поднять только килограммов тридцать. Словом, мнение, что некоторые рок-песни незамедлительно ослабляют мускульную силу, полностью опровергается тысячами людей, каждый день работающих с тяжестями.
На самом же деле Тимоти Кайдс, студент-второкурсник Университетского колледжа в Гласборо, недавно установил рекорд: он тридцать пять тысяч раз сел из положения лежа, когда из портативного радиоприемника гремела рок-музыка. Очевидно, она его не слишком ослабила! Таким образом, наш повседневный опыт ставит под сомнение данные д-ра Даймонда.

В-третьих, выводам Даймонда противоречат результаты многих других исследований по психологии. Пристрастный и соответственно настроенный исследователь может откопать нужные данные для почти любого мнения, а потому существующую литературу необходимо изучать очень тщательно. Я внимательно прочитал буквально все, что смог найти, от начала 60-х годов до настоящего времени. Это помогло мне понять многие феномены психологического воздействия музыки. (Хотя я использую как отправную точку теории д-ра Даймонда, приведенные ниже результаты моего исследования применимы и к убежденности других авторов в том, что различные виды популярной музыки причиняют психологический вред.)





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 406 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...