Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема. Постклассическая философия конца XIX-XX вв. 4 страница



5. Феномены нигилизма и снобизма.

V. Тесты

1. Соотнесите сферы гуманитарного знания и науки, которые их разрабатывают:

А) Мораль; 1) Эстетика;

Б) Человек; 2) Аксиология;

В) Прекрасное; 3) Этика;

Г) Ценности. 4) Антропология.

2. Представителями «философии жизни» являются…

А) Гегель;

Б) Бергсон;

В) В. Дильтей;

Г) Фейербах.

3. Этические категории - это …

А) Вкус;

Б) Совесть;

В) Добро;

Г) Стыд;

Д) Трагическое.

4. Процесс секуляризации культуры был характерен для эпохи …

А) Нового времени;

Б) Возрождения;

В) Античности;

Г) Просвещения.

5. Об абсурдности, бессмысленности человеческой жизни писал …

А) Сартр;

Б) Ясперс;

В) Камю;

Г) Дьюи.

6. Мировой религией не является …

А) Ислам;

Б) Конфуцианство;

В) Буддизм;

Г) Христианство.

7. С концепцией «переоценки всех ценностей» выступил …

А) Э. Фромм;

Б) Ф. Ницше;

В) К. Юнг;

Г) М. Хайдеггер.

8. «Причиной страданий является жажда бытия, желания, страсти, влечения» - на этом постулате основывается мировая религия …

А) Христианства;

Б) Буддизма;

В) Ислама.

9. Впишите ключевое слово:

«________ - процесс усвоения знаний, навыков, ценностей, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением».

10. Представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека, его судьбе было ведущим в этике…

А) Эпикурейцев;

Б) Киников;

В) Киренаиков;

Г) Стоиков.

Дополнительная литература

1. Васютинский Н.А. Золотая пропорция / Н. А. Васютинский. – М., 1990.

2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. – СПб. – 1996.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

4. Гуревич П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М., 1994.

5. Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. – М., 1997.

6. Культурология ХХ век. Антология. Аксиология, или философское исследование природы ценностей. – М., 1996.

7. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. № 4.

8. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше.-

М., 1989.

9. Франк С. Л. Крушение кумиров / С. Л. Франк. Соч. – М., 1990.

10. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. – М., 1992.

11. Чавчавадзе Н. З. Человек – культура – ценности / Н. З. Чавчавадзе // Вопросы философии. 1986. № 12.

Тема. Человек и общество: проблемы деятельности, свободы, ответственности.

I. Интеллектуальная разминка

1. Раздел философии, исследующий общие начала человеческой деятельности, социальных действий людей.

2. Специфически человеческая форма отношения к миру, активность людей, способ самореализации, обусловленный их потребностями, интересами, целями.

3. Целеполагающая, предметно-преобразующая деятельность людей называется _______.

4. Деятельность, связанная с освоением и преобразованием внешнего мира в сознании человека.

5. Субъектом деятельности выступают ______, осуществляющие познавательные и практические действия в соответствии с необходимостью и своими целями.

6. То, на что направлена деятельность человека.

7. Избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем.

8. Нужда в чем-либо, сознательно обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека.

9. Мотивом человеческой деятельности выступает _________.

10. Идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого человек предпринимает те или иные действия.

11. Главный вид человеческой деятельности это - _______.

12. Социальные действия (умственные или практические), в результате которых рождается новое.

13. Постановка цели, планирование в соответствии с ней результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели.

14. Какое из философских направлений особое место отводит практике?

15. Способность человека в соответствии со своими интересами и целями действовать ответственно.

16. То, что представляет для человека, группы людей особую значимость, называется __________.

17. Кто автор афоризма: «Цель оправдывает средства»?

18. Превалирование ценностей в деятельности людей, безоговорочное подчинение однажды выбранным поведенческим клише ведет к ________.

19. Дискредитация ценностей ведет к _______.

20. Социальное отношение к общественным ценностям, отражение субъектом социальной необходимости и понимания смысла совершаемых действий.

21. Утверждение первичной, универсальной движущей силой бытия воли, индивидуальной или мировой, игнорирование объективных законов есть _______.

22. Представителями этой мировоззренческой позиции были ________.

23. Мировоззренческая установка, полагающая, что деятельность человека не решает проблем, так как его поступки, действия, жизнь и весь мировой процесс предопределены роком, судьбой, высшей божественной силой, называется ________.

24. Есть два типа деятельности. Назовите их.

25. Способность человека к реализации усилий, деятельность, направленная на достижение цели, а также способность к достижению цели, реализующаяся в деятельности.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. В философии деятельность рассматривается как специфически человеческая форма отношения к миру, высшая форма универсальной активности людей.

· В чем выражается принципиальное отличие деятельности людей от других форм активности в мире?

· Выделите структурные элементы деятельности.

· Что составляет смысл деятельности?

· Каково методологическое значение деятельности?

2. «Законы внешнего мира, природы… суть основы целесообразной деятельности человека. Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность». (В. И. Ленин).

· Разделяете ли Вы это суждение?

· Возможна ли здесь свобода деятельности?

· Что такое свобода? Как она соотносится с необходимостью, с одной стороны, с интересами и устремлениями людей, с другой?

3. В философии и философских науках широкое распространение получил подход к деятельности как объяснительному принципу.

· В чем сущность и методологическое значение такого подхода? Ответ аргументируйте.

4. Выскажите свое отношение к суждению: «Цель оправдывает средства». Приведите примеры, когда эта идея была реализована в истории, жизни.

5. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Деятельность есть движение, переводящее условия в предмет и последний в условия как сферу существования».

III. Заполните таблицы

1. Понимание деятельности в истории философииФилософия Суть

деятельности Ценностные

основания Авторы

1. Немецкая классическая

2. Марксистская

3. Современная западная

(по выбору)

2. Ваша будущая профессиональная деятельность с точки зрения ее структурыСтруктура

деятельности Основные

характеристики

профессиональной

деятельности Другие

специфические

черты

1. Объект деятельности

2. Субъект деятельности

3. Цели

4. Мотивы

5. Средства достижения целей

6. Результат

7. Этические основания

3. Типы, виды и формы деятельностиТип деятельности Сущность Виды Формы

1. Практическая деятельность

2. Духовная деятельность

IV. Тематика творческих заданий

1. Деятельность как способ реализации сущностных сил человека.

2. Деятельность, необходимость, свобода, ответственность.

3. Ценностные основания деятельности.

4. Творчество как свободная деятельность. Виды ее проявления.

5. Деятельность человека в условиях социального хаоса.

V. Тесты

1. «Действовать, действовать, действовать – вот для чего мы существуем». Это высказывание принадлежит …

А) И. Г. Фихте;

Б) Л. Фейербаху;

В) Ф. В. И. Шелленгу;

Г) Г. Лейбницу.

2. Проблема деятельности актуализировалась в философии…

А) Античности;

Б) Нового времени и Просвещения;

В) Средневековья;

Г) Возрождения.

3. Среди предложенных выберите более полное и верное суждение:

А) Практика – чувственное восприятие мира;

Б) Практика – только материально-предметная деятельность людей;

В) Практика – логически обоснованная действительность.

Г) Практика – многообразная целеполагающая и целесообразная чувственно воспринимаемая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира.

4. К духовной деятельности следует отнести…

А) Политическую забастовку;

Б) Обучение;

В) Религиозные обряды;

Г) Философские концепции;

Д) Производственную деятельность.

5. Определению свободы как философской категории в большей степени соответствует суждение …

А) Свобода – возможность поступать, так, как хочу;

Б) Свобода – поведение человека, независимое от законов природы и общества;

В) Свобода есть нечто надуманное, нереальное;

Г) Свобода заключается в способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями на основе познанной необходимости.

6. Суждение: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключалось в том, чтобы его изменить» принадлежит …

А) Гегелю;

Б) Канту;

В) Марксу;

Г) Шопенгауэру.

7. Впишите ключевое слово:

«Социальный процесс, при котором продукты человеческой деятельности превращаются в самостоятельную и враждебную людям силу, называется ___________».

8. Принцип «У-вэй» (недеяние), выражающий суть жизненной позиции даосизма, означает ….

А) Отстранение от мира;

Б) Следование естественным законам мира, неразделенность с миром;

В) Пассивное отношение к миру;

Г) Власть над миром.

9. Впишите пропущенные слова:

«Деятельность состоит из ________, поведение – из _________».

10. Понятие «социального действия», посредством которого индивид реализует свои интересы и поддерживает социальную солидарность, является центральным в социальной философии и социологии …

А) Г. Зиммеля;

Б) М. Вебера;

В) Э. Дюркгейма;

Г) Г. Спенсера.

Дополнительная литература

1. Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батишев // Проблема человека в современной философии. – М., 1969.

2. Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1997.

3. Бэкхерст Н. Философия деятельности / Н. Бэкхерст // Вопросы философии. 1996. № 5.

4. Александров А. Д. Творческая сущность человека / А. Д. Александров // Человек в зеркале наук. – СПб., 1993.

5. Деятельность: теория, методология, проблемы. – М., 1990.

6. Ильенков Э. В. Свобода воли / Э. В. Ильенков // Вопросы философии. 1990. № 2.

7. Каган М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. – М., 1974.

8. Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека / В. А. Капранов. – Л., 1975.

9. Келле В. Человеческий потенциал и человеческая деятельность / В. Келле // Человек. 1997. № 6.

10. Научно-техническое творчество. Социально-философские проблемы. – М., 1979.

11. Философские проблемы деятельности: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1985. № 2, 3, 5.

12. Мотивационная регуляция деятельности и поведения человека. М., 1988.

13. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. – СПб., 1997.

Тема. Человек – природа – общество. Глобальные проблемы современности.

I. Интеллектуальная разминка

1. Совокупность естественных условий существования человеческого общества.

2. Наука, изучающая взаимоотношения общественного человека со средой его обитания.

3. Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

4. Взаимоотношения человека и природы в первобытном обществе отличались их __________.

5. Для христианства характерным стало противопоставление природы _____.

6. Продолжающее традицию античности Возрождение, рассматривает все природное как воплощение ________.

7. Новое время выдвигает основную методологическую установку «Знание - сила», означающую _______.

8. Суть концепции «географического детерминизма» состоит в _______.

9. Когда и кем она была впервые четко сформулирована?

10. Совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием.

11. Приоритетной интерсоциальной проблемой современности выступает проблема _______.

12. Мыслитель-гуманист второй половины ХХ века, впервые забивший тревогу по поводу возможной гибели человечества, создатель Римского клуба.

13. Римский клуб это – международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политиков и общественных деятелей из многих стран мира, имеющая своей целью ________.

14. Цель науки III тысячелетия – не конфронтация и монолог с природой, а _______.

15. Кем и когда для обозначения «общей науки об отношении организмов к окружающей среде» был введен термин «экология»?

16. Наука о закономерностях, воспроизводстве населения в общественно исторической обусловленности этого процесса, называется _________.

17. Направление в социальной философии, абсолютизирующее возрастающую роль технических наук, специального знания в жизни современного общества.

18. Народонаселение это - ________.

19. Совокупность таких, уже не допустимых нарушений равновесия природы, которые, по словам Н. Н. Моисеева, могут повлечь за собой дальнейшие неконтролируемые изменения характеристик биосферы, сделать существование на Земле человечества невозможным, называется _________.

20. Новое экологическое мышление ведущей ценностью современности провозглашает ________.

21. Коэволюция есть _______.

22. Русский ученый, философ-космист, сформулировавший эту идею в виде принципа антропокосмизма.

23. Целенаправленное разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего, есть ________ движение.

24. Система научно-философского прогностического знания о будущем Земли и человечества.

25. Гуманизация современного общества предполагает ________.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Один из выдающихся представителей гуманизма на Западе Э. Фромм, отмечая массовое проявление бездуховности, писал: «Одно из двух: западный мир окажется способным возродить гуманизм, узловой проблемой которого является наиболее полное развитие человечности, а не товар и производство, или же Запад погибнет, как и многие другие великие цивилизации».

· Что такое человечность?

· В чем выражается бездуховность западного общества?

· Актуальна ли эта проблема для России? Ответ аргументируйте.

· Каковы гуманистические измерения современной цивилизации?

2. В специальной литературе сегодня часто можно встретить выражение «экологическое варварство».

· Что оно обозначает?

· Как можно изменить такого рода отношение к природе?

· Какую роль в этом может сыграть самовосстановление природных ресурсов природным законодательством?

· Что, собственно, представляет собой экологизация материальной, духовной и др. сфер общественной жизни, ценностных ориентаций человечества?

3. Для решения глобальной проблемы предотвращения войн, установления безъядерного и ненасильственного мира существенное значение, по мнению специалистов, имеет формирование нового, справедливого и разумного мирового порядка.

· Каким требованиям, по-вашему, должен отвечать такой порядок?

· Сформулируйте его основания и характерные черты.

· Каким здесь должно быть экономическое мышление? Политическое?

· Какое место будет в нем отведено преодолению эгоизма, индивидуализма, национализма?

4. В. М. Бехтерев более 80 лет назад, выступая на открытии института в Петербурге, сказал: «В наше время высшие школы преследуют только профессиональные качества, они готовят юристов, врачей, архитекторов и т. д. Но при этом упускают из виду, что в центре этой работы должен быть поставлен человек, что для государства, кроме профессиональных деятелей, нужны лица, которые понимают то, что такое человек, как и по каким законам развивается его психика».

· Насколько актуальна это проблема сегодня?

· Как образование, его качество связано с решением глобальных проблем современности?

· Что вы ждете от высшего образования?

5. Канадский ученый, специалист по проблемам изучения агрессии и войн А. Рапопорт образно сравнил милитаризм, институт войн с раковой опухолью, разрушающей организм посредством его собственных клеток. К его гибельным последствиям для цивилизации он относил «парниковый эффект», «озоновые дыры», «опустынивание». Продолжите этот ряд.

III. Заполните таблицы.

1. Взаимодействие природы и общества: историко-философский экскурсЭпоха Суть

взаимоотношений Особенности Цель жизни в

соответствии

с этим

1. Первобытное общество

2. Средние века

3. Возрождение

4. Новое время

5. Современность

2. «Сценарии» будущего общества, проблема взаимоотношения его с природойФилософское направление Сущность Представители Ваша оценка

1. Русский космизм

2. Концепция «пределы роста»

3. Ноосфера

4. Информационное общество

3. Классификация глобальных проблем современности

Группа

глобальных проблем Разновидности Краткая

характеристика Перспективы

решения

1. Интерсоциальные

2. Взаимоотношения

человека и природы

3. Взаимоотношения

человека и общества

IV. Тематика творческих заданий

1. Римский клуб и его деятельность.

2. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения.

3. Экология человека и экологическое право о необходимости сохранения и развития природных свойств и сущностных качеств человека.

4. Разоружение как глобальная проблема – рудимент прошлого или забота о будущем.

5. Ноосферный проект социоприродной революции.

V. Тесты

1. Учение о глобальных проблемах называется __________.

2. Римский клуб это - …

А) Объединение футбольных болельщиков Италии;

Б) Объединение римских политиков для борьбы с коррупцией;

В) Объединение ученых для решения глобальных проблем современности;

Г) Объединение поклонников Леонардо да Винчи.

3. Термин «ноосфера» в научный оборот впервые вводит …

А) Леруа;

Б) Флоренский;

В) Гумилев;

Г) Вернадский.

4. Ноосферная концепция разработана отечественным ученым и мыслителем …

А) Циолковским;

Б) Флоренским;

В) Вернадским;

Г) Чижевским.

5. К глобальным проблемам современности не относится …

А) Предотвращение войн;

Б) Строительство Байкало-Амурской магистрали;

В) Гармонизация отношений человека и биосферы;

Г) Рациональное воспроизводство населения планеты.

6. Наука о самоорганизации материальных систем есть …

А) Семиотика;

Б) Семантика;

В) Синергетика;

Г) Футурология.

7. Термин «коэволюция» означает …

А) Взаимодействие индивида и природы;

Б) Совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

В) Современную эволюцию.

8. Наиболее перспективными направлениями для развития человечества XXI века являются …

А) «Холодная война»;

Б) Социально-культурная изоляция;

В) Доминирование одних и подчиненное положение других государств;

Г) Общецивилизационное единство при сохранении социокультурного разнообразия.

9. Впишите пропущенное слово:

«Никакое другое развитие – научное, техническое или экономическое – не дает удовлетворительных результатов, если оно не подкрепляется ______- революцией, перестройкой сознания и ценностей».

10. Завершите высказывание:

«Социальный прогресс сегодня должен измеряться не только уровнем потребления материальных благ, но и _________». Это обстоятельство положено в основу принципиально нового видения перспектив человечества.

Дополнительная литература

1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М., 1988.

2. Горелов А. А. Социальная экология / А. А. Горелов. – М., 1998.

3. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.

4. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. – М. 1995.

5. Кочергин А. Н. Философия и глобальные проблемы / А. Н. Кочергин. – М., 1996.

6. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М., 1990.

7. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стингерс. – М.,1986.

8. Олейников Ю. В., Орлов А. А. Ноосферный проект социоприродной эволюции / Ю. В. Олейников, А. А. Орлов. – М., 1999.

9. Реймерс Н. Ф. Концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. – М. 1993.

10. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

11. Философия русского космизма. – М., 1996.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 2308 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.029 с)...