Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема. Постклассическая философия конца XIX-XX вв. 3 страница



· Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания?

· В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?

· Зачем оно необходимо современному человеку и науке?

· Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?

2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…».

· Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых?

· Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?

· В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте.

3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил,

Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу.

Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».

· Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?

· Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами.

· Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».

4. С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность – техника, которая радикально стала изменять и изменяет условия человеческого существования.

· В чем это проявляется в современном мире?

· Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным?

· Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа, или техника позволит выполнить древний гуманистический проект – построение совершенного, свободного, справедливого общества?

5. Прокомментируйте следующее высказывание Гете: «Свобода начинается с иронии».

III. Заполните таблицы

1. Проблема человека в истории философииЭпоха Концепция

человека Автор Суть концепции

(основные характеристики)

1. Античность

2. Средневековье

3. Возрождение

4. Новое время и

Просвещение

5. Марксизм

6. Экзистенциализм

2. Типология личностиТип личности Сущностные

характеристики Примеры

1. Деятели

2. Мыслители

3. Люди, живущие

чувствами и

эмоциями

4. Люди, сделавшие

своим делом

милосердие

3. Проблема антропогенезаКонцепция Автор Суть Ваша оценка

их достоинств и

недостатков

1. Эволюционная

2. Трудовая

3. Космическая

4. Религиозная

5. Культурно-символическая

6. Экзотерическая

IV. Тематика творческих заданий

1. Потеря смысла жизни как личностный и жизненный кризис.

2. Экология человека.

3. Деятельность, ответственность, свобода.

4. Талант. Что это такое?

5. Человек и техника: перспективы развития.

V. Тесты

1. Впишите ключевое слово:

«_______ - философская установка, рассматривающая человека в качестве базисной категории, лежащей в основании систем представлений о бытии, природе, обществе, культуре, долге, благе, свободе».

2. Человек как высшее существо отличается …

А) Прямохождением;

Б) Сознанием;

В) Любознательностью;

Г) Самосознанием;

Д) Жестами;

Е) Речью.

3. Суждение: «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» характеризует следующий подход к пониманию человека….

А) Биологизаторский;

Б) Религиозный;

В) Психологический;

Г) Социологизаторский.

4. Представителем антропологического материализма был…

А) Гегель;

Б) Фейербах;

В) Маркс;

Г) Конт.

5. По мнению Ф. Энгельса, основой антропогенеза выступает…

А) Способность к познанию;

Б) Наличие инстинкта самосохранения;

В) Труд;

Г) Способность к общению.

6. Завершите определение:

«Процесс усвоения индивидом социального опыта, зафиксированных в нем знаний, навыков, умений, норм поведения, ценностей, называется…».

7. К представителям школы современной философской антропологии относятся …

А) Хайдеггер;

Б) Сартр;

В) Шелер;

Г) Плеснер.

8. Соотнесите:

Автор Его произведение

А) Пико делла Мирандола; 1) «Бунтующий человек»;

Б) Гоббс; 2) «Речь о достоинстве человека»;

В) Ламетри; 3) «О человеке»;

Г) Камю. 4) «Человек - машина».

9. Социальные качества человека, по преимуществу, фиксируются понятием

А) Индивид;

Б) Индивидуальность;

В) Личность.

10. Соотнесите:

Автор Его высказывание

А) Гоббс; 1) «Человек человеку - друг»;

Б) Локк; 2) «Человек человеку – враг»;

В) Фейербах; 3) «Человек человеку – брат»;

Г) Роттердамский 4) «Человек человеку – Бог»

Дополнительная литература

1. Акимов И., Клименко О. О природе таланта / И. Акимов, О. Клименко. –

М., 1994.

2. Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М., 1993.

3. Бэкхерст Н. Философия деятельности / Н. Бэкхерст //Вопросы

философии. 1996. № 5.

4. Вейнцвейрг П. Восемь заповедей творческой личности / П. Вейнцвейрг –

М., 1990.

5. Ильенков Э. В. Что такое личность? / Э. В. Ильенков. – М., 1984.

6. Капустин Б. Г. Современность – как принуждение и как свобода / Б. Г. Капустин // Вопросы философии. 1998. № 4.

7. Киселев Г. С. Кризис нашего времени как проблема человека / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 1999. № 1.

8. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. – М., 1984.

9. Петрова Е. Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект / Е. Н. Петрова. – Екатеринбург. 1992.

10. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

11. Реймерс Н. Ф. Надежда на выживание человечества. Концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. – М., 1992.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

13. Это человек: Антология / П. С. Гуревич. – М., 1998.

Тема. Общество: философский анализ.

I. Интеллектуальная разминка

1. Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

2. Перечислите дисциплины, предметом изучения которых является общество.

3. Выделите принципиальное отличие предмета социальной философии.

4. Автором первого социально-политического трактата называют _______.

5. К категориям социальной философии следует отнести _______.

6. Когда и кто ввел в научный оборот понятие «социология»?

7. Концепцию «идеального государства» впервые сформулировал (в своей работе) «_________».

8. Трактат Аврелия Августина, ставший своего рода эталоном последующих различных построений философии истории.

9. Основная мысль, высказанная здесь средневековым философом: «всемирная история есть результат _________».

10. Такая позиция называется _________.

11. Из русских мыслителей ее придерживался автор «Философических писем» ________.

12. Проблемам политической жизни Европы, личности правителя посвящена книга «Государь», автором которой является ________.

13. Раздел философии, изучающий особенности социальной формы существования индивидов, социальное бытие в наиболее общих, предельных понятиях и категориях.

14. Произведение «Левиафан», анализирующее происхождение, сущность, предназначение государства, принадлежит перу _________.

15. Первичной, базовой структурой, обеспечивающей целостность общества, с точки зрения марксизма, выступает ________.

16. Объективная расчлененность общества на социальные группы (классы, страты и др.) составляет ________.

17. Основой концепции социального и единицей социального анализа М. Вебер считал _________.

18. Деление общества на классы, слои, прослойки в иерархическом порядке называется _________.

19. Процесс развития общества в его конкретности и многообразии.

20. Устойчивые социальные образования, целью которых выступает упорядочение социальных агентов посредством установления норм и правил поведения.

21. Совокупность идей, взглядов, чувств, теорий, характерных для данной эпохи.

22. Понятие социологии и социальной философии, посредством которого обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами в современном обществе.

23. Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвигалась русским историком и мыслителем _______.

24. Идеалистическая концепция истории, соединяющая линейное видение исторического процесса с повторяемостью, представленная как развитие эпох в виде спирали, была изложена ______.

25. Идеи теорий конвергенции, постиндустриального общества высказаны американским ученым и политиком ________.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Уже в античном обществе предпринимались попытки типологизации форм политического устройства общества: монархия, аристократия, тирания, демократия.

· Кратко охарактеризуйте каждую из них.

· Почему современный мир склоняется к убеждению, что именно демократия больше, чем какой-либо другой тип государства годится для политического устройства?

· В чем, по-вашему, преимущества и ущербность демократии, если таковая есть?

2. Французский философ Франсуа Ларошфуко (1613-1680) писал: «Миром правят судьба и прихоть».

· Что такое «судьба», «прихоть»? Обозначьте их философской категорией

· Какие мировоззренческие установки отражает признание их первенствования? Приведите примеры.

· Можно ли считать этот афоризм исчерпывающим или что-то еще правит миром? Ответ аргументируйте.

3. Автор учебного пособия В. С. Барулин в одном из параграфов своей книги «Социальная философия» пишет, что «XIX век - время конструирования социальной философии, ее предметное самоопределение». И решительный шаг в этом был сделан усилиями четырех великих философов: Г. Гегелем, К. Марксом, О. Контом, Г. Спенсером.

· Что значит «предметное самоопределение философии»?

· Что нового в развитие социальной философии вносит каждый из перечисленных мыслителей?

· Чем принципиально их взгляды отличаются от предшествующих философских взглядов на общество?

4. Ш. Монтескье (1689-1755) утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно погиб бы, если бы не в этом, так в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить события, постоянно порождаемые природой вещей».

· Что такое «случайности фортуны»?

· Что имеет в виду Ш. Монтескье, говоря о «природе вещей»?

· Какая (по сравнению с заданием 2) мировоззренческая установка здесь зафиксирована?

· Как, на самом деле, осуществляется исторический процесс?

5. Прокомментируйте следующую оценку К. Поппера: «Платон был одним из первых социальных философов и до сих пор, без сомнения, остается самым влиятельным из них».

III. Заполните таблицы

1. Социальная философия и социология. Определите, к характеристикам какой науки относятся следующие высказывания.Высказывание Наука

1. «Позитивная наука об обществе» (О. Конт)

2. Предметом науки являются социальные факты

(Э. Дюркгейм).

3. Наука, анализирующая проблемы смысла и

цели существования общества, его генезиса,

судеб и перспектив, направленности, движущих

сил его развития.

4. Наука о социальном поведении, которое она

стремится понять и истолковать.

5. Раздел философии, посвященный

осмыслению качественного своеобразия

общества и его отличию от природы.

6. Исследование общественной жизни под

углом зрения решения мировоззренческих

проблем, центральное место среди

которых занимают смысложизненные

проблемы.

2. Общество как целостность: единство сфер общественной жизниОсновные сферы

общественной жизни Отношения,

включенные в них Социальные

институты Предназ-

начение

1. Материально-

экономическая

2. Социальная

3. Организационно-

управленческая

4. Духовная

3. Концепции исторического процесса. Распределите в три группы имена мыслителей, понимавших по-разному исторический процесс и его суть: Кондорсе, Маркс, Гегель, Тойнби, Тюрго, Платон, Аристотель, Конт, Ленин, Данилевский, Шпенглер, Вико.Понимание исторического процесса Мыслители Сущность концепции

1. Как циклического

2. Как линеарного

3. Как спиралевидного

IV. Тематика творческих заданий

1. Социальная философия: особенности становления, современное состояние.

2. Развитие общества: различные подходы (формационный, цивилизационный, культурологический).

3. Различная интерпретация смысла истории в современной философии (Р. Арон, К. Ясперс, Ф. Фукуяма и др.)

4. Проблема ненасилия в современной социальной философии.

5. Социальная стратификация: стратификационный хаос и новые поведенческие модели.

V. Тесты

1. Основателями социологической науки считают …

А) Гегеля;

Б) Конта;

В) Спенсера;

Г) Ницше.

2. «Общественное сознание определяется общественным бытием» - основной принцип философии …

А) Экзистенциализма;

Б) Феноменологии;

В) Марксизма;

Г) Неотомизма.

3. Соотнесите:

Социально-философская Автор

концепция

А) Общественного договора; 1) П. Сорокин;

Б) Общественно-экономиче-

ких формаций; 2) Т. Гоббс;

В) Социальной мобильности; 3) К. Маркс;

Г) Цивилизационная. 4) Н. Данилевский.

4. Взглядам Гегеля характерно понимание общества как

развивающегося …

А) Линейно;

Б) По спирали;

В) В виде круговорота.

5. Автором терминов «постиндустриальное общество», «информационное общество» был …

А) Т. Парсонс;

Б) Р. Парк;

В). Д. Белл;

Г) Г. Беккер.

6. Произведение «Государство и революция» написал …

А) Макиавелли;

Б) Платон;

В) Ленин;

Г) Сорокин.

7. Укажите волюнтаристическое понимание истории:

А) Историческое движение определяется активностью, свободой выбора субъекта;

Б) В истории нет ни грана свободы; то, что известно нам, мы называем необходимостью;

В) Законы общественного развития объективны, необходимы, однако они реализуются через сознательную деятельность людей.

8. Формами общественного сознания являются …

А) Свобода;

Б) Религия;

В) Философия;

Г) Мораль;

Д) Отчуждение;

Е) Право.

9. Соотнесите:

Философ Фундаментальная категория его философии

А) П. Сорокин; 1) Общественно-экономическая формация;

Б) К. Маркс; 2) Суперсистема;

В) Д. Тойнби; 3) Культурно-исторический тип;

Г) Н. Данилевский. 4) Цивилизация.

10. Объективным критерием общественного прогресса с точки зрения формационной теории является …

А) Состояние морали;

Б) Способ производства материальных благ;

В) Состояние религии;

Г) Уровень демократизации в государстве.

Дополнительная литература

1. Барулин В. С. Социальная философия / В. С. Барулин. Учебное пособие. – М., 2002.

2. Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1997.

3. Гречко П. К. Концептуальные модели общества / П. К. Гречко. – М., 1995.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник /

С. Э. Крапивенский. – Волгоград. 1996.

5. Момджян К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М., 1997.

6. Ненасилие. Философия, этика, политика. – М., 1993.

7. Опыт ненасилия в ХХ столетии. – М., 1996.

8. Тойнби Д. Постижение истории / Д. Тойнби. – М., 1992.

9. Тоффлер М. Футурошок / М. Тоффлер. – СПб., 1997.

10. Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1990. № 3.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991.

Тема. Человек и общество: ценности как способ освоения мира. Духовность.

I. Интеллектуальная разминка

1. Человек в многообразии качеств своей индивидуальности, развитых и приобретенных в социальной среде.

2. Способ существования общества, организации и развития человеческой жизнедеятельности.

3. Специфически человеческая форма активности людей, обусловленная их потребностями, интересами, целями.

4. Состояние общества и личности, для которых материальные потребности, будучи первичными по происхождению, выступают вторичными по значимости.

5. Императив это - __________.

6. Система ценностей и императивов, ориентирующая людей на духовно возвышенный идеал человеческого единения, выражающийся в солидарности и братстве.

7. Философская наука, изучающая мораль и различные этические системы ее обоснования, имеющая систему понятий, описывающих моральные феномены, коллизии и ситуации.

8. Вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость какого-либо явления (материального или духовного).

9. Две центральные системы этических ценностей.

10. Образец, нечто совершенное; высшая цель стремлений.

11. Философская дисциплина, изучающая сферу эстетического как специфического проявления целостного отношения человека к миру.

12. К этическим категориям относятся _________.

13. К эстетическим категориям относятся ________.

14. Непротиворечивое целое, где все элементы должным образом уравновешены.

15. Внутреннее убеждение о том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.

16. Кто из философов ввел в оборот термин «этика» и вычленил ее в особую науку?

17. Состояние души, когда что-либо принимается без сомнений и доказательств.

18. Сформулируйте «золотое правило» нравственности.

19. Внутреннее побуждение, обязывающее поступать в соответствии с ценностями и другими общественными требованиями.

20. Свобода совести это – право человека ________.

21. Сфера человеческой деятельности, форма общественного сознания, включающая веру в сверхъестественное, соответствующее поведение и специфические действия, особые институты.

22. Аксиология есть философское учение о _________.

23. Назовите мировые религии.

24. Свою нравственную философию В. С. Соловьев изложил в труде _____.

25. Специфическое состояние личности или социума, характеризующееся ценностно-нормативным вакуумом. Особый переходный период, когда старые социальные ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не установились.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. «Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности… Ценности придают смысл человеческой жизни». (П. С. Гуревич).

· Что такое ценность? Какие бывают ценности?

· Как соотносятся «ценность» и «оценка», «ценность» и «истина», «ценность» и «норма»?

· Что такое «святыня»?

· Назовите святыни человека. Какую роль они играют в его жизни?

2. Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей.

· Каково основное значение этого понятия?

· Почему свободу можно истолковать и как своевольный бунт, и как возможность творчества?

· В чем отличие «свободы от…» от «свободы для…»?

· Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда спешит избежать?

· «Любовь, по сути, определяет фундаментальные основы бытия» (П. С. Гуревич).

«Любовь – лишь одна из немногих страстей. Она оказывает не столь уж большое влияние на жизнь в целом». (С. Джонсон, англ. критик).

· Что такое любовь как ценность?

· Какая точка зрения Вам ближе?

· Какое место занимает любовь в жизни человека?

4. Все потребности человека выходят на соответствующие типы сознания в виде соответствующих ценностей. Определите эти ценности.

· Физические – на здоровье

· Экологические – __________.

· Материальные – __________.

· Познавательные – _________.

· Нравственные – __________.

· Социальные – _________.

· Политические – ________.

· Правовые – ___________.

· Религиозные – _________.

· Философские – _________.

· Эстетические – _________.

5. Прокомментируйте известное высказывание: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст, Божьих».

III. Заполните таблицы

1. Нравственные системыНравственная система Основные принципы Примеры

1. Гедонизм

2. Перфекционизм

3. Эгоизм

4. Альтруизм

5. Конформизм

2. Ветхозаветная и новозаветная мораль и их определения

Разнесите соответственно следующие определения:

· этика милосердия,

· этика социальных отношений,

· этика справедливости, покоящаяся на непосредственном движении души, зове сердца, скрупулезное исполнение норм,

· этика закона,

· этика любви,

· мораль свободная, творческая.Тип морали

Определения

1. Ветхозаветная

2. Новозаветная

3. Формы восприятия любви в разных эпохахЭпоха Форма восприятия любви Представители

1. Античность

2. Средневековье

3. Возрождение

4. Новое время

5. Просвещение

6. Немецкая классика

7. Русская религиозная

философия (XIX-XX вв.)

8. Современная западная

философия (по выбору).

IV. Тематика творческих заданий

1. Жизнь как главная ценность.

2. Справедливость.

3. Этико-нормативные программы мировых религий.

4. Восстановление «истинных» ценностей в философии Ф. Ницше.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 2164 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.037 с)...