Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 13. Социальная философия



Социальная философия в каждую историческую эпоху осмысливаются насущные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества.

Понятие «общество» многозначно, оно есть не просто совокупность людей, но и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Жизнь общества не сводится лишь к вещественно-энергетическим процессам, которые в нем происходят. В нем есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни, которые протекают в сознании индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание.

Общественное бытие определяется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее входят способ производства материальных благ; экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена. Общественное сознание характеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, настроения, теории социальных групп.

Географический детерминизм – направление в социологии, утверждающее, что на специфику народов и государств определяющее воздействие оказывает географическая среда обитания.

Марксизм разработал сущность материалистического подхода к истории. На основе материалистического понимания истории марксизм определил структуру общества как иерархиюосновных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Отношения людей в процессе производства является базисом, а прочие сферы определяются характером базиса, образуя надстройку.

Общество есть сложная, динамичная, саморазвивающаяся система, система связей и отношений, посредством которых люди осуществляют свою жизнедеятельность.

Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Общество включает в себя ряд общностей (сословия, классы, страты и т.п.). По мнению Г.Спенсера в обществе присутствует постоянная тенденция к росту внутренней дифференциации, которая сопровождается постоянным же усовершенствованием процесса интеграции. По мысли Т.Гоббса основу взаимодействия людей составляет заключенный между ними договор. Немецкий философ В.Виндельбанд считал, что в основе развития общества лежат ценностные ориентиры человека.

Выделяют три исторических типа общества: доиндустриальное; индустриальное; постиндустриальное (информационное).

Доиндустриальное общество – это общество, в котором экономика и культура основываются на ручном труде и ручной технике. В ХVIII в. в результате внедрения в производство машинной техники происходит становление индустриального общества. Главным объектом производственной деятельности людей становится не столько сама природы, сколько продукты добывающего производства – сырье, материалы, которые подвергаются дальнейшей обработке. Индустриальная культура – культура инновационная. Во второй половине ХХ в. наступает время научно-технической революции, продуктом которой является постиндустриальное (информационное) общество. В этом обществе возникают новые виды производства. Высокопроизводительная и автоматизированная техника материального производства почти полностью вытесняет ручной труд.

Философию истории следует отличать от исторической науки. Они взаимосвязаны, но не тождественны.

Философско-историческая мысль постоянно возвращается к проблеме свободы и необходимости в истории. В природе царит необходимость – объективные законы. Историю же творят люди, обладающие свободой воли. Волюнтаризм абсолютизировал роль свободной воли в истории, исключал представление о закономерности исторического процесса. Детерминизм настаивал на наличии объективных причин, направляющих поступки людей независимо от их воли и желания. Наиболее последовательная форма детерминизма - фатализм.

В русской религиозной философии ХIХ начала ХХ в.в. теория прогресса подверглась критике в свете христианской нравственности и эсхатологии.

В латинском языке слово cultura, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение, противостояло слову natura – природа. Всемирная история знает различные типы культур. В зависимости от того, какой из них господствует в обществе, различают и сами общества, используя при этом термин «цивилизация». Это слово произведено от латинского civilis – гражданский, общественный, государственный. В ХVII - ХVIII вв. цивилизованность понималась как противоположность дикости. Однако в ХIX в. под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества.

Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О.Шпенглер, Г.Зиммель, Г.Маркузе, Н.Рерих и др.).

С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры. О.Шпенглер говорит о европейской цивилизации как о завершающей фазе эволюции современного западного мира.

А.Тойнби называет цивилизациями различные типы общества, которые выступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Современный американский исследователь С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга.

Начиная с 70-х г.г. ХХ в. определились планетарные масштабы кризиса, проявившегося в возникновении глобальных проблем. Перед всем мировым сообществом встала необходимость решения проблем экологии как проблем выживания, сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях растущих процессов отчуждения.

Футурология обозначают совокупность представлений о будущем человечества.

?Контрольные вопросы:

1. В чем заключается отличие законов природы и общества?

2. Что такое общество?

3. В чём заключалась сущность материалистического понимания истории?

4. Что такое волюнтаризма? Приведите примеры.

5. Сравните понятия «культуры» и «цивилизации»?

6. Что такое глобальные проблемы современности?





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 407 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...