Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 8. Современная философия



Рождение современного стиля философствования происходит в XIX в. и связано с переоценкой, переосмыслением философской культуры Нового времени, реакцией на её гносеологизм. Современная философская мысль отличается мозаичностью, духом плюрализма и множественностью дискурсов.

Философия жизни, вестниками которой стали мысли и афоризмы Ницше и Шопенгауэра, возникла как живая эмоциональная реакция на рационалистическую традицию, прежде всего немецкой классической философии. Логике рационалистов философы жизни противопоставили страсти, иронию, эмоции, переживания, стихийные волевые устремления человека как живого существа, а не гносеологического субъекта.

Артур Шопенгауэр (1788-1860 г.г.) полагал, что в основе человеческой деятельности лежит воля, которая не может быть выражена в рациональных формах и законах (иррационализм). Воля – бессознательная сверхприродная жизненная сила, таинственная первооснова бытия, данная нам в интуиции.

Человек – высшая ступень объективации воли. Она есть движущее начало его жизни и проявляется во всех его побуждениях и желаниях. Воля создала интеллект – послушное орудие воли, служащее средством осуществления ее темных стремлений. Учение Шопенгауэра о человеке проникнуто духом пессимизма. Он утверждает, что жизнь – это страдание. Оптимизм – заблуждение, преграждающее путь к истине. Осознание причины страданий приводит к необходимости отрицания «воли к жизни».

В природе идет постоянная борьба жизни и смерти, гибель одних и зарождение других существ. Человеку, чье существование подчинено всеобщему закону мировой воли, не стоит привязываться к жизни и бояться смерти. Жизненным идеалом Шопенгауэра является недеятельный человек (буддийский отшельник или христианский пустынник), которому противопоставляется человек-деятель.

Фридрих Ницше (1844-1900 г.г.) развил учение Шопенгауэра о мировой воле, освободив его от пессимизма. Ницше определил жизнь как «волю к власти». Подрывает волю к власти интеллект, ходячая общественная мораль, проповедующая любовь к ближнему и сострадание, демократическая и социалистическая идеология, декларирующая равенство между людьми. Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она является инстинктом толпы, которая ненавидит все сильное, выдающееся, индивидуальное.

В творчестве Ницше происходит переоценка базовых ценностей европейской цивилизации.

Мыслитель утверждает «сверхморальный порядок» как естественный и нормальный, отвечающий закону жизни. Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их «жизненных сил» и «воли к власти». Под высшим Ницше понимает человека, в котором энергично пульсирует воля к власти. Участь низших – зависимость, существование в толпе, дающее возможность выживать в борьбе за жизнь. У них – своя мораль, культивирующая качества раба – смирение, терпение, покорность.

Ницше мечтал, что люди высшей расы преодолеют «декаданс» ХIХ в. Он выдвигает идею сверхчеловека – существа более совершенного, чем современный человек. Сверхчеловек вырастет из представителей высшего типа людей. Он будет представлять собой наиболее совершенное воплощение воли к власти.

Сверхчеловек может быть понят и как романтический герой, и как свободный художник. Именно так расценивали этот идеал мыслители и писатели ХХ в. – Т.Манн, С.Цвейг, Д.Лондон.

Позитивизм - одно из основных течений в философии ХIХ-ХХ вв. В истории позитивизма выделяют:

· «первый позитивизм»

· махизм («второй позитивизм»)

· неопозитивизм, или логический позитивизм

Огюст Конт (1798-1857 г.г.) призывал преодолеть противоположности материализма и идеализма. Позитивисты утверждают, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе, нужных в практической жизни, представляют специальные науки. Это знание («позитивное знание») противопоставляется традиционной философии как «метафизике». Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную философию.

Яркими представителями «второго позитивизма» были Эрнст Мах (1838-1916 г.г.) и Рихард Авенариус (1843-1896 г.г.). Все существующее – совокупность ощущений, «элементов мира», «комплексы ощущений образуют тела». Они полагали, что «элементы мира» могут быть в одном отношении физическими, а в другом – психическими, а между элементами существует неразрывная связь.

Неопозитивизм задачу философии видел в анализе языка науки. В неопозитивизме сложились два главных течения: логический позитивизм и лингвистическая философия.

Лидер логического позитивизма Рудольф Карнап (1891-1970 г.г.) выступает против традиционной философии, утверждая, что предложения, из которых состоят философские учения, лишены научного смысла, поскольку в них входят «псевдопонятия» (дух, вещь в себе и т.п.).

В 1960-е гг. формируется новый комплекс концепций, получивший название постпозитивизма. Здесь на первый план выходят проблемы развития научного познания. КарлПоппер (1902-1994 г.г.) показывает позитивную роль философии для развития науки. Поппер вводит принцип фальсификации, согласно которому теория является научной только тогда, когда она в принципе допускает фальсификацию (опровержение). Томас Кун (1922-1996 г.г.) вводит понятие парадигмы, означающий способ деятельности, стиль мышления, критерии научности и рациональности, принимаемые большинством научного сообщества.

Экзистенциализм (от латинского слова existentia – существование) размышлял о человеке, условиях и предельных основаниях его личного бытия, достоинства и свободы. Среди представителей этого направления были известныее писатели и мыслители ХХ в.: Ж.-П.Сартр (1905-1980 г.г.), А.Камю (1913-1960 г.г.), Г.Марсель (1889-1973 г.г.), М.Хайдеггер (1889-1976 г.г.) и др. Экзистенциальные мотивы можно встретить у Т.Манна, Г.Гессе, Э.Хемингуэя, Э.М.Ремарка и др.

Ещё датский мыслитель XIX в. С.Кьеркегор (1813-1855 г.г.), резко выступавший против философии Гегеля, размышлял о человеческой личности и ее судьбе: существование человека (экзистенция) – тайна, раскрыть которую научными методами невозможно. Смысл существования становится ясен, когда человек переживает критические моменты, когда возникает необходимость в выборе.

Экзистенциалисты внимательны к темным, пессимистическим свойствам бытия. Мир для человека враждебен, жесток и абсурден. Тревога, страх, вина, страдание неизменно сопутствуют человеку в его жизни.

Согласно экзистенциализму, человек, рождаясь, приобретает существование, но не сущность. Сущность своего существования каждый человек должен обрести самостоятельно. Одна из важнейших категорий экзистенциальной философии – выбор. Выбор имеет огромное значение в поиске и обретении самого себя, так как в выборе мы обретаем ответственность и свободу. Поскольку наше существование есть открытый проект, устремленный в будущее, постольку только мы и отвечаем за свое будущее. Человеческое существование – экзистенция – есть исходный момент осмысления всего сущего.

Человек – это и есть свобода. Человек осужден на свободу, потому что отвечает за все, что делает, свобода предполагает такие категории, как «страх», «отчаяние», «смерть», «пограничная ситуация».

Знание смерти как последней и безусловной пограничной ситуации, которую никто не минует, приводит к осознанию экзистенциальной ценности жизни. Мысль о смерти, приводящая к экзистенциальному страху, формирует текущую жизнь. Экзистенциализм отвечает на вопросы, что есть подлинный человек, в чем смысл его бытия, как и когда человек способен обрести или утерять достоинство и свободу.

Философия психоанализа. Зигмунд Фрейд (1856-1939 г.г.). создал своеобразный метод психотерапии, который применил для разработки своего понимания личности и культуры. Будучи практикующим психотерапевтом Фрейд привлёк внимание к ценности детства, показал роль семьи и культуры в возникновении неврозов, что было шокирующим фактом для его времени.

Существует особая бессознательная область человеческой психики, которая ускользает от рационального постижения и требует проведения особых процедур и навыков. Модель человеческой психики по Фрейду включает в себя три инстанции: бессознательное Оно, унаследованный человеком глубинный слой, в котором находятся скрытые душевные движения и безотчетные явления; сознательное Я, посредник между Оно и внешним миром; С верх-я, некая инстанция, содержащая императивы долженствования, нормы, табу и запреты. В основе деятельности, по Фрейду, лежат «принцип удовольствия» и «принцип реальности». Между сознательным и бессознательным возникают конфликты. В нашей психике сформировались механизмы для снятия этих конфликтов (вытеснение, перенос, образование противоположной реакции, сублимация и др.).

Последователи Фрейда К.Юнг (1875-1961 г.г.), А.Адлер (1870-1973 г.г.), Э.Фромм (1900-1980 г.г.), разделяя вначале основные идеи своего учителя, внесли в последующем существенные изменения в теоретические основы психоанализа.

Юнг выдвинул предположение, что в сфере подсознания кроме личностного бессознательного, отражающее индивидуальный опыт человека, существует еще и коллективное бессознательное, несущее в себе опыт предшествующих поколений. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (первообразов), и его содержание является одинаковым для всех людей.

Эрих Фромм критически отнесся к фрейдовской трактовке человека. Процесс истории для Фромма – это процесс приобретения человеком индивидуальности. Человек как свободное существо делает выбор и тем самым формирует свою индивидуальность. Отказываясь от выбора, от принятия решения, он отказывается от своей свободы, от себя.

А.Адлер считал, что вместо принципа удовольствия в роли руководящего начала выступает «воля к власти». Динамика развития личности возникает в борьбе между «комплексом неполноценности» идущим от жизненных неудач, и желанием во что бы то ни стало добиться успеха.

Эволюция психоанализа свидетельствует о том, что последователи Фрейда отходят от свойственного ему преувеличения роли сексуальности в психической жизни человека и придают большую значимость влиянию социального фактора на развитие личности.

Постмодернизм – исследовательский проект современной философии, дистанцирующийся от классической и неклассической философии, но генетически связанный с неклассическим типом философствования (Ницше), с постструктурализмом, семиотикой, структурной лингвистикой, феноменологией, теорией языковых игр, традициями «постнаучного» и «поэтического» мышления. Постмодернизм настаивает на невозможности метафизики в современной ситуации, на невозможности дифференцировать философию по традиционным разделам философского знания, радикально отказывается от базовых традиционных для философии понятий, категорий, оппозиций (бинарные оппозиции, противоположность субъекта и объекта, мужское и женское, внутреннее и внешнее, центр и периферия и др.). Ведущие представители: Р.Барт, Ж.Батай, Ж.Бодрийяр, Ж.Делёз, Ж.Деррида, Ю.Кристева, М.Фуко и другие.

?Контрольные вопросы:

1. Какие проблемы были интересны позитивистам?

2. Какие разновидности позитивизма вам известны?

3. Почему А.Шопенгауэра и Ф.Ницше можно назвать вестниками современной философии?

4. В чём был прав Ницше? Нужна ли в культуре переоценка ценностей?

5. Как психоанализ понимал человека?

6. Перечислите основные категории экзистенциализма.

7. Перечислите основные стратегии постмодернизма.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 511 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...