Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Стихотворения Ф. И. Тютчева раскрывают жизнь человеческой души, собственные переживания и радости, «весну» и «осень» сердца. Поэта интересуют вечные общечеловеческие ценности, вечные идеалы. Безусловно, такой вечной ценностью для Тютчева является природа как богатейший самостоятельный мир, наделенный чувствами и эмоциями. Все в природе заслуживает внимания поэта.
С одной стороны, природа для поэта - это объект созерцания и восхищения, другой - непостижимый сложный мир, над которым не властны внешние силы. У Тютчева между человеком и природой изначально существует разлад, который мешает человеку соединиться с «общим хором» («Певучесть есть в морских волнах»), в котором царят полная гармония и созвучие. В этом стихотворении поэт говорит, что у человека, в отличие от природы, нет полной свободы: он зависит от предрассудков, обязательств, общечеловеческих законов. Природа же естественна и ни от чего не зависит.
Тютчев разделяет жизнь природы и жизнь человека; он как бы делит мир на дневной и ночной. В первом властвует человек. Ночи же он отводит особое место, потому что только в это время человек не заглушает природной «музыки». Природа «хозяйничает» в ночи и можно острее ощутить ее красоту и величие, потому что в этот момент все сущее так же «таинственно, как в первый день созданья». Несмотря на разлад между природой и человеком, он может познать этот сложный, многомерный мир, в котором есть душа, свобода, язык, и слиться с миром природы. Именно ночью поэт чувствует себя частичкой природы. Ночью взо'ру человека предстает бездонное звездное пространство, которое соединяет его со Вселенной:
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
«День и ночь». Начало 1839
Природа в лирике Тютчева двойственна: поэт наделяет ее противоположными качествами. Она хаотична и гармонична одновременно. Й то и другое имеет свой способ выражения, и человек может понимать или не понимать язык природы:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Перед таким огромным, необузданным миром человек ощущает себя незащищенным и бессильным. Человек слаб не только в общении с вселенной. Он считает, что мир души нельзя открывать «наружному шуму», иначе человек потеряет силу и богатства своего внутреннего мира. Нельзя даже делиться с кем-то своими мыслями, надеждами, потому что невозможно вполне понять переживания, не прочувствовав их, а словами не передать то, что кипит в душе:
Как сердцу высказать себя?
Другому как помять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
«Silentium»
Наверное, можно говорить о том, что раскрытие темы любви в творчестве Тютчева тоже носит философский характер. Любовь в понимании Тютчева - «поединок роковой», в котором один из любящих неизбежно страдает. По его мнению, самоубийство и любовь разделяет только один шаг:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
«Близнецы», между июлем 1850 и серединой 1851
В данном контексте, самоубийство - не физическое лишение жизни, а медленное, мучительное затухание любящего сердца.
Еще одна тема имеет в творчестве Тютчева философский характер. Это тема познания мира. Человеческий ум, стремления к знаниям неистощимы. По мнению Тютчева, как видно из стихотворения «Цицерон», «Последний катаклизм», в совершенстве познать что-то глобальное можно только в минуты разрушения:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
«Последний катаклизм». 1830
Но это может не каждый. Поэт говорит о ненасытной человеческой мысли, которая стремится достичь высот познания, и это ей не удается. Только избранники Бога, такие как Цицерон, могут, увидев крушение города или мира, понять их:
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертья пил!
«Цицерон». 1830
Человек осознает истинную цену, всю глубину того, чем владеет только тогда, когда чувствует, что теряет это, что обладает этим в последний раз. В этом случае для него на время исчезает все вокруг, и это что-то становится главным и дорогим. В стихотворении «Я лютеранин люблю богослуженье...» Тютчев призывает каждый раз молиться так, словно это в последний раз. Именно тогда душа сольется с Богом, и он услышит обращенные к нему молитвы.
Всю поэзию Тютчева можно назвать философской. Его в полной мере волнуют проблемы жизни, любви, смерти, бессмертия, познания.
2. «Василий Теркин» - это «книга про бойца». Ее герой - рядовой солдат нашей армии, простой советский человек.
Первое знакомство читателя с героем происходит в начальной главе «На привале», тогда Теркин, участник финской войны, «из запаса рядовой» - прибывает на фронт («В строй с июня, в бой с июля, снова Теркин на войне»). Уже в этой главе читатель довольно близко узнает героя: он общительный и жизнерадостный человек, бывалый, опытный солдат, хороший рассказчик, по определению товарищей по полку, «свой». Главная же черта характера Теркина состоит в том, что он чувствует себя неотделимым от советского народа и не представляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказывая о своем личном участии в войне, он выражает это словами, которые не могут относиться к одному человеку, а лишь к массе людей:
И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен...
Но, однако,
Жив вояка...
Вторая глава - «Перед боем» - раскрывает еще одну существенную черту героя - его сознательность. В этой главе говорится о первом, очень тяжелом этапе войны, когда наша армия вынуждена была отступать. Теркину с товарищами пришлось выходить из окружения.
«Я ж, как более идейный, был там как бы политрук, - «рассказывает Теркин. Он понимает временный характер отступления, вселяет в бойцов бодрость и уверенность в нашей победе:
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы - не помрем,
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали - все вернем.
Третья глава - «Переправа» - рассказывает о героизме и мужестве Теркина: в ледяной воде он переплывает реку, чтоб доставить командиру нужное донесение:
Переправа, переправ!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.
Таким образом, Твардовский рисует в поэме последовательно развивающиеся картины военной жизни («На привале», «Перед боем», «Переправа» и др.), что дает ему возможность полнее раскрыть внутренний мир героя произведения. В последующих главах мы видим Теркина в различных ситуациях, его психологическая характеристика еще более углубляется. Он отважен и вынослив, скромен, стоек в рукопашном бою, находчив и смел, весел в часы отдыха.
Так шаг за шагом Твардовский знакомит читателя с героем поэмы — рядовым солдатом Василием Теркиным. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Но он не просто весельчак и балагур. Это человек глубокой души, с серьезными мыслями, чувствами и переживаниями. Это тот «святой и грешный русский чудо-человек», который выстоял и победил в величайшей из войн.
«Читая «Василия Теркина» с начала и до конца, я видел прежде всего самого себя, своих' близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», - так писал Твардовскому один из рядовых бойцов.
В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. Он «не иной какой, не энский, безымянный корешок». В Теркине очень развита чувство национального самосознания. Именно поэтому он так легко находит общий язык со старым русским солдатом - участником первой мировой войны (глава «Два солдата»). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей Родины и ее воинским традициям.
Сама поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции. Солдат в ней - бывалый человек, обаятельный, дельный и сметливый, способный сварить щи из топора.
Лирическое и эпическое тесно переплелись в поэме А. Твардовского «Василий Теркин». Личность в понимании поэта - это средоточие многообразных связей с людьми, с народом. Она вбирает в себя опыт поколений и сверстников:
Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы.
И счастлив тем, что я не чудо
Особой, избранной судьбы.
Теркин обладает присутствием духа, достоинством, не теряет чувства юмора. Ему все сподручно, везде удобно, он всем нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец: он может развести пилу, сыграть на гармони, починить часы, построить дом, сложить печь, а на войне он также проявляет все свои таланты и смекалку.
В литературе о войне трудно отыскать образ, равный Василию Теркину. Он не уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чувствует ответственность «За Россию, за народ // И за все на свете». Но знает боец и цену своей единственной жизни. Слепой стихии смерти он противопоставляет собственную зрячесть, здравый смысл, житейский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата.
Оптимизм и нравственное здоровье Теркина - от сознания правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями соотечественников. Это «Русский чудо-человек», национальный тип.
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 179 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!